Ольга Иванова
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей — подготовительной группе «Сказочная Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для знакомства детей с гжельской росписью.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Программные задачи:
Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей — подготовительной группе „Сказочная Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: Учить составлять узор с использованием нетрадиционных материалов (ватные палочки) на разных формах. Знакомить детей с гжельской росписью, ее историей.
Развивающие : Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть. Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству; чувство гордости за свой народ.
Ожидаемый результат: Знает о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Умеет самостоятельно составлять узор из элементов гжельской росписи. Владеет навыками рисования концом кисти, ватной палочкой. Проявляет интерес к народным традициям, к труду народных мастеров.
Раздаточный материал: пластиковые тарелки для росписи, гуашь белого и синего цветов, палитра, баночки с водой, 2 кисти №3,2, ватная палочка, салфетки влажные, подставки для кисточек, простой карандаш.
Предварительная работа:
Познавательный рассказ воспитателя о гжельских мастерах. Просмотр видеофильма о гжельском промысле. Рассматривание гжельских изделий.
Ход ООД.
Воспитатель вносит посылку и демонстрирует её внешний вид.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, я сегодня обнаружила вот такую посылку. Как вы думаете, что может быть внутри неё и кто её прислал?
(Дети называют самые разные предположения)
-А хотите узнать, что на самом деле находится в этой посылке?
Ответы детей
Воспитатель: Но чтобы она открылась вам нужно отгадать загадку.
Сине – голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые
Каждый удивиться!
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись…
Дети: Гжель!
Воспитатель: Молодцы! (Открывает посылку, достает письмо). Посмотрите, какой красивый, расписной, праздничный конверт. Скажите, а что на нем нарисовано? (Дети перечисляют элементы росписи). Элементы какой росписи вы увидели на конверте?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте прочтем это письмо. (Достает письмо, читает).
«Дорогие ребята, мы, гжельские мастера – умельцы, приглашаем вас в мастерскую, расписать изделия для ярмарки».
Воспитатель: Ребята, вы уже познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему “Сказочная Гжель” : повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики.
Давайте вспомним, приемы рисования узоров.
Тонкие спирали, травинки, волнистые линии надо рисовать самым концом тонкой кисти. А вот лепестки цветов и капельки рисуем толстой кистью, так чтоб получился «мазок с тенью».
Рассказ о Гжели
Все изделия гжели отличаются замысловатой формой и прекрасными лепными украшениями. А еще очень популярны и любимы гжельские игрушки. Они добры, веселы и полны народного юмора (показ тарелок, ваз из попьемоше, рассмотреть что изображено на рисунках, обговарить).
Основными элементами гжели являются : точки, штрихи, линии, капелька, бордюры, мазок с тенью – цветочек (показ на рисунках).
Беседа по рассказу.
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.
- О каком промысле мы сегодня говорили?
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
- Какой цвет используется в гжельской росписи?
- Каким узором украшают мастера свои изделия?
- Какие изделия делали мастера из глины?
Физкультминутка.
Выходите на середину комнаты, слушайте и повторяйте за мной.
Вот большой стеклянный чайник, («Надуть живот, одна рука на поясе.)
Очень важный, как начальник. (Другая рука изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни, разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой.)
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принес. (Сделать большой круг.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хотите побыть гжельскими мастерами? Тогда рассаживайтесь за столы и берите свои тарелки. Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде? Как вы думаете, ребята, а для чего мы будем использовать ватные палочки? (Рассуждения детей). Правильно, ватные палочки нам пригодятся для рисования элементов росписи.
Прежде чем мы приступим к рисованию, разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
Дети берут тарелки и приступают к рисованию. Воспитатель контролирует готовность детей к занятию:
Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
А как нужно держать кисть при рисовании?
Воспитатель показывает этапы рисования тарелки. Дети демонстрируют правильное положение руки при рисовании.
В процессе рисования воспитатель напоминает приемы рисования: примакивания, «двойной мазок», следит за осанкой детей, координирует работу детей.
Воспитатель: Понравилось, вам, ребята, быть гжельскими мастерами? Ребята, с каким мы сегодня познакомились промыслом? Что нового вы узнали для себя на занятии?
По окончании работы воспитатель предлагает детям поставить свои работы к готовым гжельским изделиям, чтобы ими могли все полюбоваться. Спросить каждого ребенка о том, какая из тарелочек ему понравилась больше всего и почему? Звучит песня «Незабудковая гжель».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились сегодня.
Дети: Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!