Малешова Лариса Арифовна
Конспект ООД по музыке для детей с ТНР 6–7 лет «Путешествие на сказочный остров князя Гвидона»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с русской классической музыкой посредством оперы «Сказка о царе Салтане», композитора Н. А. Римского-Корсакова
Способствовать расширению представления о творчестве А. С. Пушкина, на примере сказки «Сказка о царе Салтане».
Развивающие:
Публикация «Конспект ООД по музыке для детей с ТНР 6–7 лет „Путешествие на сказочный остров князя Гвидона“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности в движении и игре на музыкальных инструментах и в сюжетно-ролевой игре.
Развивать музыкальный слух, выделять звучание различных инструментов.
Развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой, по средствам танцевально-образных импровизаций.
Развивать звуковысотный слух, чувство ритма и чистоту интонации.
Обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия: композитор, оркестр, музыкант, дирижёр, музыкальные инструменты (флейта, труба, скрипка, арфа).
Развивать умение взаимодействия со сверстниками.
Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и интерес к классической музыке, живописи, поэзии.
Воспитывать у детей устойчивый интерес к музыкальному искусству и художественной литературе.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Оборудование:
Компьютерная установка и проекционный экран.
Музыкальный центр, музыкальные фрагменты с произведениями Н. А. Римского-Корсакова, видеофрагменты из мультфильма «Сказка о царе Салтане».
Сюжетные предметы (ленты, крылья, шлемы, накидки). Дуб (листочки, нотки с вопросами, игрушка -белочка, ларец с конфетами орешками.
Детские музыкальные инструменты (металлофоны 4 штуки, деревянные ложки, треугольники).
Ход занятия
Звучит музыка «В гостях у сказки», дети входят в зал.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! (поет)
Дети: Здравствуйте! (поют)
Ребята, я рада приветствовать вас, на нашем музыкальном занятии.
Музыка унесет нас сегодня далеко- далеко в волшебный мир звуков. Мы с вами побываем в сказке, да не в простой, а в музыкальной.
Музыкальный руководитель : По тропинке мы пойдём, прямо в сказку попадём!
1 СЛАЙД - Звучит русская народная мелодия.
(М. Р. ведёт детей змейкой, все держатся за руки, подходят, к дубу)
2 СЛАЙД - Звучит сказочная музыка.
Музыкальный руководитель :
«У Лукоморья дуб зеленый
Золотая цепь на дубе том
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо - песнь заводит
Налево – сказку говорит…»
Ребята, посмотрите, какой сказочный дуб стоит, под ним кот ученый, а на дубе листочки - нотки. Кажется, я поняла, чтобы попасть в сказку нам нужно ответить на музыкальные вопросы. Справимся? (Да).
Музыкальный руководитель :
Слушайте внимательно вопрос нотки «До».
«ДО» :Как называется человек, который сочиняет музыку? (Композитор).
«РЕ» : Группа музыкантов, одновременно играющих на различных музыкальных инструментах? (Оркестр).
«МИ» :Кто руководит оркестром? (Дирижёр).
«ФА» : Как называется спектакль, в котором актёры не говорят, а поют? (Опера).
«СОЛЬ» : Что в опере является самым главным? (Музыка).
«ЛЯ» : Какой самый большой оркестр исполняет музыку в опере?
(Симфонический).
«СИ» : Как назвать одним словом музыку, поэзию и живопись? (искусство)
М. Р. : Молодцы ребята. вы справились с заданием. А теперь присаживайтесь поудобней, слушайте и смотрите.
3 СЛАЙД - Видео отрывок из мультфильма
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
«Кабы я была царица,-
Говорит одно девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна»
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки - царя
Родила б богатыря».
Только вымолвить успела.
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь»
М. Р. : Вы узнали, какая сказка начинается такими словами?
(Дети отвечают).
4 СЛАЙД Сказка о царе Салтане
Правильно, это "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
А знаете ли вы автора «Сказки о царе Салтане»? (Ответ)
Дети: Эту сказку написал поэт А. С. Пушкин.
5 СЛАЙД А. С. Пушкин
А кто написал музыку к этой сказке? (Ответ)
Дети: Музыку к этой сказке написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков.
5 СЛАЙД Н. Римский - Корсаков
М. Р. :Если в литературе великим сказочником считают А. С. Пушкина, то в музыке композитором – сказочником называют Н. А. Римского-Корсакова. «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, вдохновила композитора Римского -Корсакова на сочинение сказочных музыкальных образов. Так появилось музыкальное произведение опера «Сказка о царе Салтане».
Кто напомнит, что такое опера? (ответ)
Опера - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
М. Р: Тихо, тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в незабываемый сказочный мир чудес и волшебства.
6-7 СЛАЙД - князь Гвидон
Голос в записи: «Дорогие дети!
Приглашаю погостить, чудесный остров навестить.
За морем совсем не худо, есть на острове три чуда.
Посылаю вам: поклон, приезжайте. Князь Гвидон».
М. Р. : Что ж, давайте, ребятишки, чудесный остров навестим, у Гвидона погостим. А на чем отправимся в путешествие? (Ответы детей).
8 СЛАЙД – корабль
Звучит фрагмент «Море»
из оперы Н. А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане».
М. Р. : Мы отправляемся с вами в морское путешествие на корабле.
(воспитатель, дети встают в виде корабля, покачиваюсь поют)
Дети поют:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах!
Фонопедическое упражнение:
Ветер над морем летал -ф-ф-фкачают руками над головой
Ветер волны поднимал -ш-ш-шподнимают руки снизу вверх
Волны сильно раскачались -у-у-ураскачиваются
Чайки громко раскричались а-а-амашут крыльями
(садятся на стульчики)
9 СЛАЙД – Изображение острова
Музыкальный руководитель :
Остров на море стоит,
С златоглавыми церквями,
С теремами и садами!
Чей это остров? (князя Гвидона)
Вот мы с вами и на волшебном острове князя Гвидона.
На острове было три чуда. Какие чудеса вы можете вспомнить?
(ответы)
10 СЛАЙД - ТРИ ЧУДА
Хоть бы одним глазком посмотреть… А вам хочется, взглянуть? Назовите первое чудо. (Белочка)
Воспитатель: Давайте вспомним, как описал это чудо поэт А. С. Пушкин.
Ребё нок:
Ель растёт перед дворцом, Настя
А под ней хрустальный дом.
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт!
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
М. Р. : Вот так чудо!
А сейчас, мы послушаем, как композитору Н. А. Римскому – Корсакову удалось создать волшебный образ белочки с помощью музыки.
Звучит музыкальный фрагмент «Белочка»
М. р. : Вы прослушали музыкальный фрагмент «Белочка»
Какая это музыка по своему характеру? (танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая, прыгучая)
А почему вы так решили? (Потому что, музыка звучала легко, высоко, игриво, светло). Правильно, ребята!
Муз. руководитель: А с помощью какого музыкального инструмента композитор передаёт игривый характер белочки (флейта)
11 СЛАЙД (флейта)
Воспитатель:
Помните, как писал А. С. Пушкин:
. белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет,
И с присвисточкой поёт
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
12 СЛАЙД Видео отрывок из мультфильма, «Белка».
М. Р. : Мелодия какой русской народной песни легла в основу темы белочки? («Во саду ли в огороде»)
Ребята, предлагаю вам исполнить эту песню, первый куплет будут петь девочки, а второй мальчики. (встают в две шеренги лицом к друг другу)
А теперь послушаем, как эта песня прозвучит на металлофоне в исполнении девочек.
Девочки поют и играют на металлофоне
Ребята, давайте возьмем инструменты, создадим оркестр и исполним это произведение.
Оркестр «Во саду ли, в огороде»
I ч - ложки
II ч - металлофоны
III ч - треугольники
IVч - все вместе
М. Р. Вам интересно в музыкальной сказке? Продолжим наше путешествие! Увидим второе чудо.
13 СЛАЙД Видео отрывок из мультфильма «Тридцать три богатыря».
М. Р. : Вы узнали кто это? (Ответы детей). Тридцать три богатыря
Воспитатель. Давайте послушаем как Пушкин изобразил это чудо.
Ребё нок:
Море вздуется бурливо, Степа
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые, Артем
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
М. Р. : А сейчас давайте послушаем, как звучит музыка Римского - Корсакова рисующая образ богатырей.
Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»
Как называется этот отрывок?
Дети: Этот музыкальный отрывок называется «Тридцать три богатыря»
Как вы можете охарактеризовать этот музыкальный образ? Какой характер у музыки? (грозный, торжественный, мужественная, величавый, гордый, напористый, решительный).
Что ещё можно услышать в музыке, кроме гордой поступи богатырей? (в музыке слышится грозный рокот моря, море бушует, плещется, взволнованное, беспокойное).
В музыке ясно слышатся напористые, бурные волны и тяжелые, грозные шаги богатырей, выходящих из морской пучины.
Скажите, одинаковый образ богатырей создали поэт, композитор? (Да).
М. Р. : Как вы думаете, какие музыкальные инструменты композитор использовал чтобы передать образ богатырей. (ответ)
14 СЛАЙД ( медные духовые инструменты: труба, валторна).
Музыкальный руководитель : А сейчас мы станем участниками этой сказки и выразим настроение и характер музыки через движение.
Как будут двигаться мальчики -богатыри? (гордо, тожественно, решительно)
Как будут двигаться девочки- море? (море бурлящее, взволнованное, стремительно)
Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»
Девочки берут ленточки, и импровизируют море. движение волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.
Воспитатель: Ребята, давайте назовём третье чудо волшебного острова (Царевна - Лебедь) Послушаем как А. С. Пушкин изобразил это чудо.
Ребё нок:
За морем царевна есть, Амалия
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава, Мира
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит.
Музыкальный руководитель : Царевна эта необычная, волшебная. Послушаем музыкальный фрагмент «Царевна лебедь». Сначала мы услышим плеск воды, голос птицы, взмахи крыльев. Затем мелодия станет похожа на русскую песню –это лебедь превратилась в прекрасную девушку и вышла на берег.
Музыкальный фрагмент «Царевна – Лебедь»
М. Р. : Как вы можете охарактеризовать этот музыкальный образ?
Какая была музыка? (Музыка плавная, нежная, грациозная, ласковая, задумчивая, легкая, светлая, прозрачная, волшебная)
Музыка подчеркивает её необыкновенную грациозность, красоту и великолепие.
Мелодия похожа на взмахи крыльев, то взлетает вверх, то опускается вниз. А какое море рисует аккомпанемент? (Аккомпанемент рисует спокойное, тихое, плещущее море)
А какие музыкальные инструменты помогают композитору передать красоту, грациозность и великолепие Царевны лебедь? (арфа, скрипка)
15 СЛАЙД (арфа, скрипка)
Ребята, посмотрите на экран.
16 СЛАЙД (Иллюстрация «Царевна лебедь» М. Врубель)
Посмотрите, как художник Михаил Врубель изобразил царевну-лебедь на картине. Скажите, настроение, картины схоже с музыкой.
(Да. Царевна на картине необычная, волшебная, видно, как она превращается из Лебедя в девушку. Эта картина созвучна музыке).
17 СЛАЙД- видео отрывок из мультфильма, Царевна лебедь
М. Р. : Ребята, я предлагаю вам совершить волшебное превращение. Девочки превратятся в Царевну – Лебедь. Какие движения будут у вас? (грациозные, плавные, нежные). А мальчики понаблюдают, удастся ли девочкам передать образ сказочного лебедя.
Звучит музыкальный фрагмент «Царевна лебедь»
Девочки надевают накидки и в движении передают образ Царевны-лебедь.
Молодцы, вы были настоящие волшебницы, точно передали настроение и характер звучащей музыки.
М. Р. : Ребята ну вот мы и увидели все три чуда на волшебном острове князя Гвидона. Вам понравилось путешествие? (да)
18 - 19 СЛАЙД - Князь Гвидон
Голос в записи: Ребята, я рад что вам понравилось на моем острове. Но на этом, чудеса не заканчиваются, вас ждет сюрприз! До свидания, друзья!
М. Р. : Нам пора отправляться в обратный путь. Вот только, я не вижу наш кораблик. Как же нам вернуться из сказки?
20 СЛАЙД (шмель, комар, муха)
М. Р. А вот и подсказка от князя Гвидона (обращает внимание на слайд)
Воспитатель: В кого превращался молодой князь Гвидон? (Ответы детей)
М. Р. Ребята, ведь мы же ещё в сказке и можем превратиться в шмеля, как князь Гвидон, и быстро вернуться в детский сад.
Речевая подвижная игра
«Шмель»
Тут князь очень уменьшился. Дети приседают.
Шмелем он оборотился. Выполняют мелкие взмахи руками, жужжат.
Полетел и зажужжал. Бегут на носочках, взмахивая руками.
Звучит тема «Полет шмеля».
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился Приседают.
На корму – и в щель забился. Садятся на стульчики.
М. Р. : Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, теперь мы знаем. Что можно не только прочитать сказку, но и услышать ее в музыке. И на прощание исполним друг другу песню.
Исполняют «Сказочную песенку» (садятся на стульчики)
М. Р. : Закончилось наше увлекательное путешествие.
- Итак, в какой сказке мы сегодня побывали?
- Кто ее написал?
– А кто написал музыку к этой сказке?
- Какие три чуда мы сегодня услышали в музыке Римского- Корсакова?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какое у вас настроение, после прослушанной музыки?
У меня есть иллюстрации. Кто изображен на них? А чего в этих рисунках не хватает? (красок)
Я предлагаю пойти в группу и раскрасить рисунок понравившихся героев и выразить свое настроение с помощью красок.
Воспитатель: Возьмёмся все за руки. По тропинке мы пойдём снова в группу попадём.
21 Слайд - князь Гвидон, царь Салтан и белочка
Звучит музыка «Во саду ли в огороде»
(дети идут змейкой по тропинке, встречают Белочку, она угощает их орешками)
Воспитатель: А вот и сюрприз, который обещал нам князь Гвидон!