Получи документы

Конспект ОД по речевому развитию «Чтение русской-народной сказки «Никита Кожемяка»

Бережная Марина
Конспект ОД по речевому развитию «Чтение русской-народной сказки «Никита Кожемяка»

Конспект ОД по ОО : «Речевое развитие»

Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель: Знакомство детей с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».

Программные задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить с русскими народными сказками; их отличительными особенностями; Познакомить с богатырём Никитой Кожемякой, его достижениями.

Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Чтение русской-народной сказки „Никита Кожемяка“» размещена в разделах

Развивающие : Развивать умение действовать согласованно; Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание; Обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары)

Воспитательная: Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Методы и приё мы: Художественное слово, показ иллюстраций, объяснение, похвала, указания, вопросы детям, чтение произведения.

Индивидуальная работа: Вспомнить с Машей К. пройденные сказки о богатырях, назвать каждого по имени.

Словарная работа: Межа; соха; борозда; пуд; черед; супротив; пенька; воловьи шкуры.

Предварительная работа: Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»; Чтение отрывков о былинных богатырях; Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»; Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».

Материалы и оборудование: Картина богатырей Алёши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича; Изображение Никиты Кожемяки; Книга со сказками.

Ход ОД:

Мотивация:

(Воспитатель приносит изображение богатырей)

Воспитатель: Ребята, у меня для вас кое-что есть, хотите узнать, что?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Посмотрите, к вам в группу я принесла вот такую картину, скажите, кто на ней изображён?

Дети: Богатыри на лошадях.

Воспитатель: Правильно, вы их узнали? Кто сможет их назвать каждого богатыря по имени?

Дети: Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

Воспитатель: Молодцы, а кто они были? Чем занимались?

Дети: Они защищали Русь.

Воспитатель: Как вы думаете, какими они были?

Дети: Смелые, ловкие, добрые, дружные, сильные, отважные.

Воспитатель: Вы бы хотели быть похожими на них?

Дети: Да, хотим.

Планирование деятельности:

Воспитатель: Ребята, как вы уже знаете, на Руси, про дружных, смелых богатырей, сочиняли стихи, песни, былины и сказки. Мы с вами ранее читали некоторые из русских - народных сказок, кто вспомнил, и сможет перечислить некоторые? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, много вспомнили. А кто может сказать, чем сказки отличаются от рассказов?

Дети: Сказка это придуманное, а рассказ, правда.

Воспитатель: Правильно, сказка отличается от рассказа тем, что является вымыслом, и относится к устному народному творчеству. Рассказ же является авторским произведением, и в нем обычно описываются реальные события.

Воспитатель: Какие сказки называются народными?

Дети: Те, которые написал народ.

Воспитатель: Эти сказки появились очень, очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой, то длинной.

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что кроме Алёши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, на Руси были ещё богатыри? Хотите познакомиться с ещё одним? Посмотрите на изображение, этого богатыря зовут Никита Кожемяка, он:

Силен как вольный ветер,

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей!

Воспитатель: Как вы думаете, почему его прозвали Кожемякой?

(ответы детей)

Воспитатель: А прозвали его Кожемякой за то, что он мял, разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь и воинское снаряжение. Вот такой вот он был, за его хорошие поступки и достижения, народ сочинил о нём сказку, она так и называется: «Никита Кожемяка». Хотели бы вы познакомиться поближе с Никитой Кожемякой, и узнать, как люди описывали его подвиги в своих сказках?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Здорово, тогда присаживайтесь поудобней и слушайте внимательно.

Реализация замысла:

(Чтение сказки)

Воспитатель: Вам понравилась сказка? О ком она?

Дети: Да, понравилась. Эта сказка о русском богатыре.

Воспитатель: Ребята как называется сказка?

Дети: Никита-Кожемяка.

Воспитатель: Кто главные герои в сказке?

Дети: Змей, Никита - Кожемяка, царевна, царь, царица

Воспитатель: В каком городе появился змей?

Дети: В городе Киеве.

Воспитатель: Почему змея боялись?

Дети: Змей был злой, брал поборы немалые, люди несли змею все, что у них было.

Воспитатель: Кто украл царевну?

Дети: Змей украл царевну.

Воспитатель: Куда утащил змей царевну?

Дети: в змеиную берлогу.

Воспитатель: Какое животное помогало царевне?

Дети: Помогала собачка.

Воспитатель: Как ласково называла царевна своих родителей?

Дети: называла батюшка и матушка.

Воспитатель: Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?

Дети: Им написала царевна, а собачка принесла письмо.

Воспитатель: Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?

Дети: Нет, не уговорил.

Воспитатель: Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

Дети: Малолетние дети.

Воспитатель: Кто победил в битве?

Дети: Никита-кожемяка.

Воспитатель: Что предложил змей Никите Кожемяке?

Дети: Разделить всю землю поровну.

Воспитатель: Чем закончилась сказка?

Дети: Никита змея в море утопил, и пошел опять кожи мять.

Воспитатель: В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они?

Дети: испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.

Воспитатель: Молодцы, хорошо запомнили сказку, правильно ответили на все вопросы, а сейчас предлагаю немного отдохнуть:

Физминутка:

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри. (Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо (Поворот вправо)

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже (Поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (Поворот вправо)

Через левое плечо. (Поворот влево)

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Воспитатель: Ребята, кто автор сказки?

Дети: Народ.

Воспитатель: Значит, сказка какая?

Дети: Русско-народная.

Воспитатель: Правильно, но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные сказки понятными современным детям. Народная сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик. Сказка «Никита Кожемяка» опубликована в сборнике Александра Николаевича Афанасьева.

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке? (ответы детей)

Воспитатель: Есть ли в сказке непонятные для вас слова? Как вы думаете, что они означают? Воспитатель вместе с детьми, дают пояснение не знакомым словам:

Пенька – солома.

Межа – узкая полоса необрабатываемой земли.

Черед - очередь.

Соха – пахотное орудие.

Сыскал – отыскал.

Борозда – канавка на поверхности почвы.

Пуд – русская мера веса, равная 16, килограмм.

Сжалобится - пожалеет.

Супротив - против

Воловьи шкуры – шкуры волов (быков)

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД «Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» по речевому развитию в средней группе Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» Задачи: создавать.

Конспект НОД по речевому развитию «Лето». Чтение русской сказки «Вершки и корешки» Задачи: - учить слушать рассказ и объяснение; - учить слышать вопрос и адекватно на него отвечать; - учить составлять предложения по сюжетным.

Конспект НОД в младшей группе «Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Развитие речи. Художественная литература. Тема: Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Цель: Ознакомление с русской народной.

Конспект НОД в младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой "Гуси - лебеди". Способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Сидим дома. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» для детей 4–5 летСидим дома. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой. Уважаемые родители! В период изоляции, чтобы не прерывался образовательный процесс, прочитайте ребенку русскую народную.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по речевому развитию «Чтение русской-народной сказки «Никита Кожемяка»
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 19:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД