Инна Белова
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Конспект ООД
в подготовительной группе
Тема: «Знакомство с буквой «Б»»
Воспитатель: Белова Инна Петровна
Цель: создать условие для ознакомления с буквой Б, на основе игровой технологии (квест-игры)
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе „Знакомство с буквой Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Задачи:
Обучающие :
- продолжать учить детей давать характеристику звука [Б]»;
- продолжать учить определять позицию звука [Б] в слове (начало, середина, конец);
- продолжать учить детей дифференцировать звук [Б] в слогах, словах, предложениях;
- закреплять навык определения количества слогов в слове со звуком [Б];
- закреплять изученные буквы;
- познакомить с буквой Б;
- Обогащать словарный запас;
- расширить знания детей о зимних видах спорта, учить различать и правильно называть зимние виды спорта.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие; речевое развитие, физическое развитие.
Формы организации деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы: наглядный, практическая деятельность детей, объяснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.
Оборудование: магнитная доска.
Демонстрационный материал: флажки с изображением спортивных игр, названия спортивных игр, мишень с буквами, буква Б.
Раздаточный материал: предметные картинки и схема для определения звука в слове; фишки и схема для звукового анализа; карточка для чтения по первым звукам; пуговицы, фасоль, камушки; тарелочка с манкой; тетрадь, карандаш; шары для рефлексии.
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте! А сейчас встанем в круг
Ребята, вы уже стали совсем большими много знаете и многому научились. Сегодня я приглашаю вас, на небольшую квест-игру. Это такая игра, где надо отгадывать загадки, выполнять задания. Эта квест-игра должна привести к сюрпризу, который я приготовила. Все подсказки в этой игре будут связаны с различными видами спорта.
2. Основной этап.
Первую подсказку в игре даю вам я:
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это… БАСКЕТБОЛ
Посмотрите, где изображен баскетбол. Нашли. Хорошо. Проходим на свои места.
В игре «баскетбол» у каждого игрока должны быть такие качества, как сооБразительность, Быстрота, дружБа, наБлюдательность.
Ребята, что вы заметили? Какой звук я выделила?
Звук [Б]
- Какой это звук? Гласный или согласный?
Звук [Б] – согласный, почему? Потому что при произношении присутствует преграда, это губы
Каким он может быть?
- твердым и мягким, например: бант, бинт.
Послушайте, как произносится твердый звук -[Б],
Давайте произнесем вместе.
Послушайте, как произносится мягкий звук -[Б],
Давайте произнесем вместе.
Хорошо.
А теперь повторяем за мной:
Ба-ба-ба Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу Ты и мне купи трубу!
Би-би би ты на этой потруби!
Бе-бе-бе потрубил я на трубе!
Ба-ба-ба нас зовет уже труба!
Ну что ж, труба зовет нас дальше
А вот и следующая подсказка, куда нам двигаться дальше.
Вот доска с горы летит,
На доске спортсмен стоит.
Едет, будто по волнам,
По искрящимся снегам. СНОУБОРД
Принесет задание тот, чье имя начинается на звук [С] и заканчивается на звук [А].
Все спортсмены сильные, смелые, ловкие, а для этого нужна здоровая еда, это овощи и фрукты.
У вас на столах лежат карточки, посмотрите что на них изображено: арбуз, абрикос, банан, яблоко, баклажан, кабачок. Это задание будем выполнять в парах. Раз, два – команда. Вам нужно рассмотреть картинки и определить место звука [Б] в словах, т. е. где находится звук [Б], в начале, в середине или в конце слова и разместить под нужной схемой. Выполняем.
А теперь проверяем, что получилось. В каких словах, звук [Б] находится в начале слова - баклажан, банан, в каких словах, звук [Б] находится в середине слова – арбуз, абрикос, яблоко, кабачок. У кого по-другому? Что вы заметили? В конце слова звука [Б] нет, потому что это хитрый звук, а почему так происходит, узнаете в школе.
Вот вам, следующая подсказка:
Это вид спорта, где участвуют два спортсмена и действуют по правилам «ты мне, я тебе» БОКС
Выйдет тот, у кого в фамилии звук [Б] в середине слова…
А теперь играем в игру «я тебе, ты мне»
Я называю слово, а вы делите это слово на слоги: батон, барабан, белка, береза, брат.
Молодцы!
Я вам предлагаю разобрать слово БОКС по звукам
У доски –, остальные на местах самостоятельно.
… сколько всего звуков в слове БОКС
В слове БОКС четыре звука.
Произнесем эти звуки б о к с
… выбирай нужную схему, остальные на местах.
Выполняем.
Проверяем.
Какой первый звук?
Звук [б]-согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.
Какой второй звук?
Звук [о]- гласный, обозначаем красной фишкой.
Какой третий звук?
Звук [к]- согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.
Какой четвертый звук?
Звук [с]- согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.
Молодец, у всех так?
Где проходит бокс? На ринге. Скажите, ринг подойдет к этой схеме? Нет, прочему? Звуков четыре? Четыре. Гласных одна? Одна.
Не подходит, потому что первый звук согласный мягкий.
Скажите, глядя на эту схему можно сказать, сколько слогов в слове БОКС. Да, можно, как определили? Сколько гласных, столько и слогов. Значит в слове БОКС один слог, проверяем, да в слове бокс один слог.
Как называют спортсмена, который занимается боксом? Боксер, сколько слогов в слове боксер. Два слога, проверяем бак-сер, верно два слога
А теперь придумаем предложения со словом БОКС.
Напр-р: «Мой брат занимался боксом»
Сколько слов в этом предложении? Четыре.
Играем в игру «Живые слова», запомните свои слова…
Ребята, поменяем местами (первое идет на последнее, давайте посмотрим, что получится. Ничего не получилось, потому что в предложении должен быть определенный порядок слов.
Хорошо, двигаемся дальше. Следующая подсказка:
Вопрос не лёгкий у меня,
Как это называют,
Когда спортсмены на санях,
По жёлобу съезжают? БОБСЛЕЙ
Выйдет тот, чье имя начинается на звук [а] и заканчивается на звук [т].
Бобом управляет экипаж из четырех или двух спортсменов.
Ребята, а что нужно для того, чтобы победить, сейчас узнаем, прочитав слово по первым звукам картинок. Это задание будем выполнять в команде по четыре.
Раз, два – команда!
Проверяем, что получилось
СИЛА.
Верно, чтобы победить нужно, быть сильным и волевым человеком.
Следующая подсказка:
Исход у боя лишь один возможен,
Соперник на лопатки
Должен быть положен. БОРЬБА
Выйдет, тот, чье имя начинается на звук [к] и заканчивается на звук [а].
Послушайте стихотворение об этом виде спорта БОРЬБА и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [б].
В спорте есть единоборство
Называется – борьба
Тем, кто бой ведет с упорством
Улыбается судьба.
Молодцы, идем дальше.
Следующая подсказка:
И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют
Очень просто… БИАТЛОН
Выйдет тот, чье имя начинается на звук [и] и заканчивается [р]
Ребята, в этом задании нам предлагается побыть биатлонистами.
ФИЗМИНУТКА «Биатлон»
Очень любим мы стрелять,
И в войнушки все играть,
(имитируем стрельбу с оружия)
А на лыжах все ли могут
Покататься? Постоять!
В биатлонистов превратились,
И на лыжах покатились.
(покружились и пошли, скользя по полу)
А ружьё то за плечом,
Пригодится нам потом.
Вот и цель уж впереди,
Опустились до земли,
(легли на пол животом)
Сняли с плеч ружьё свое,
Смотрим в цель и бьем её.
(имитируем ружьё и целимся вперед)
Попадаем и встаём
И на лыжах мы бегом,
(встали и пошли, скользя по полу)
Вот и финиш на пути,
Ждет победа впереди!
Так, что же это за игра – биатлон? Да, в этой игре нужно быстро ехать на лыжах и метко стрелять в цель. Я предлагаю сыграть в
игру «Буквы спрятались», угадываем известные вам буквы. Если отгадываете, попадаете в цель, буква открывается.
Молодцы, метко стреляли, все буквы отгадали. Посмотрите, какие слова можно составить из этих букв? (мир, ум) молодцы!
А последняя подсказка кроется в словах, которые на доске, догадайтесь сами.
Обратите внимание, какие виды спорта встречались нам в подсказках? Давайте прочитаем, Баскетбол, сноуборд, бокс, бобслей, борьба, биатлон. Какая буква выделена в этих словах? Буква Б.
Посмотрите. Подумайте, на что похожа буква Б.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. (вместе проговариваем)
Назовите, место буквы в алфавите? Буква Б в алфавите занимает второе место.
Ребята, давайте разберем из каких частей состоит буква Б… (показ)
Кто попробует собрать букву Б? молодец!
А теперь напечатаем букву Б в воздухе : сверху вниз проводим линию, затем от середины линии проводим полукруг и наверху прямую горизонтальную линию.
У вас на столах пуговицы, фасоль, камушки. Я предлагаю вам выложить букву Б на картоне, работаем самостоятельно. (осанка)
Хорошо, молодцы.
А сейчас я предлагаю напечатать букву Б на манке.
Молодцы!
Теперь, печатаем букву Б в тетради.
Открываем тетради, берем карандаш.
Сели все правильно: выпрямили осанку, между столом расстояние-кулачок, руки лежат на столе. Выполняем.
Молодцы.
Ребята, все задания вы выполнили, квест-игра подошла к концу. А вот и сюрприз. Хотите узнать что там? Чуточку терпения. Давайте подведем итоги, чем мы сегодня занимались?
Итог: итак, какие задания мы выполняли во время квест-игры? Смотрим на подсказки. Мы дали характеристику звуку [Б]; находили, в какой части слова находится звук [Б]; в слове БОКС дали характеристику каждому звуку, делили слово на слоги, составляли предложение со словом бокс; читали слово по первым звукам картинок; запоминали слова со звуком [Б]; играли в игру «Буквы спрятались»- называли известные нам буквы; познакомились с буквой Б, выкладывали букву Б, затем печатали букву Б в тетради.
Вот какую большую работу мы с вами выполнили.
Молодцы, …
Вы четко и громко проговорили чистоговорки.
Все правильно определили место звука [Б] в словах…
Метко стреляли в мишень…
Рефлексия: а сейчас отметите вы, вот шары.
Если у вас все получилось, не возникло никаких затруднений, закидываем шар в первую корзину.
Если возникли какие-то трудности, закидываем шар во вторую корзину.
Если же ничего не получалось, было трудно выполнять задания закидываем в третью корзину.