Ирина Подлесная
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе «Понятие о слове. Слово — предмет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Понятие о слове. Слово-предмет
Цель: закреплять навыки различения и правильного произношения выученных звуков;
развивать фонематический слух;
формировать навыки анализа и синтеза слогов;
уточнить понятие предмет;
уточнить вопрос кто? что?
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные зеркала, карандаши, тетради, азбука.
Ход занятия
I. Организационный момент. Садится тот, кто называет слово, которое начинается на звук «и».
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе „Понятие о слове, Слово — предмет“» размещена в разделах
1. Общее расслабление.
Туки-туки-туки-тук –
Рубим, рубим во весь дух.
Потихонечку садимся
Спящими мы притворимся.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
2. Дыхательная гимнастика.
- вдох через нос, выдох через нос (5 раз).
- голосовые упражнения по Стрельниковой
3. А теперь поиграем пальчиками.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
4. А сейчас давайте разомнем губки и язычок. Артикуляционная гимнастика:
• Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
• Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
• Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
III. Повторение изученных гласных А, У, И.
- назовите звук, при произношении которого губы сложены трубочкой (У, назовите звук, при произношении которого рот широко раскрыт (А).
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с темой.
Дети, назовите мне что-нибудь живое (рыбки, кошка, собака, воробей, попугай и т. д.). Правильно, все, что движется само, ест, растет – это живое, вы правильно назвали! А стол живой?
Вызвать двух детей и попросить: «Саша, лови Максима!» А затем: «Саша, лови мяч!» (бросить мяч). Затем обратить внимание на то, что сейчас по-разному спрошу их про живое и неживое: «кого ловил Саша? Что ловил Саша?»
Дети, про живое мы спрашиваем кто это, а про неживое – что это?
Работа с картинками «кто? что?»
2. Игра «Живое-неживое»
Если называю живое – встать и хлопнуть в ладоши, если неживое – присесть (нож, ворона, лошадь, карандаш, диван, баран, мышка, кружка)
V. Физкультминутка «Буратино»
VI. Закрепление темы. Игра «Четвертый лишний»
4 картинки выбрать по принципу «живое-неживое». Уточнить разницу в вопросах «Кого ребята видят на картинке? Что они видят на картинке?»
Ребята! Запомните правило: кого? кто? – так мы говорим про живое, что? – так мы говорим про неживое. Для закрепления правила работа по картинкам (кого?что).
VII. Итог занятия. Назовите, что нибудь живое, а теперь поставьте к нему вопрос. А теперь назовите, что нибудь не живое. Какой вы поставите вопрос к неживому предмету?