Елена Климова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия:
Обучающие:
• Познакомить детей со звуком и буквой «С»
• Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам
• Упражнять в определении места звука в слове
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в звуковом анализе слов, состоящих из 3-х звуков;
- упражнять в выделении звука в начале, середине, конце слова;
- упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Звук [С] и буква „С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- развивать у детей фонематический слух, память, внимание, мышление;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.
Оборудование: предметные картинки, плакат с буквами в которых содержится звук с, мяч, карточки, «Паровозик», фишки. Прописи, буквари пазлы, ручки с синей пастой, зеркала, логопедическое пособие язычок, самовар, стакан, корзина с овощами.
I. Организационный момент
Дети становятся в круг.
Логопед:
- Отгадайте мою загадку: светит, сверкает, всех согревает, что это? (Солнце.)
- Как мы ласково называем его? (Солнышко.)
- Закройте глаза. Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, шею, руки, вам приятно. Вы расслабились. (Расслабление.)
- Подул холодный ветер, открыли глаза. Вам холодно, вы напряглись. (Напряжение.)
- Опять засверкало солнышко. Вам тепло, приятно. (Расслабление.)
II. Ход занятия
Сообщение темы занятия.
- С какого звука начинается слово «солнышко»? («С»)
- Верно. Сегодня мы познакомимся со звуком «С» и буквой С.
- Как выходит воздух из шара? (С-с-с-с)
(Упражнение на развитие мимических мышц.)
Ребята, давайте поиграем в нашу любимую игру на мимику. Покажем друг другу, как мы можем изображать различные эмоции.
Представьте себе, что вы:
• Съели кислый лимон (дети морщатся);
• Рассердились на драчуна (дети сдвигают брови);
• Встретили друга (дети улыбаются);
• испугались забияку (дети приподнимают брови, широко раскрывают
глаза, приоткрывают рот)
3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
1. «Заборчик» (развитие мышц губ, при произнесении звука)
Описание: Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. В слух (про себя) говорить: «И». Удерживать так под счет от 5 до 10 секунд.
2. «Блинчик» (развитие мышц языка)
Описание: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
3. «Остудим блинчик» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
4. «Почистим нижние зубки»
Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
5. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Описание: Упр. «Блинчик», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10 секунд.
6. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.
7. «Иголочка» (развитие мышц языка, умение держать его в одном положении)
Описание: Язык высунуть, делать кончик языка острым и тянуться им вперёд
• Пальчиковая гимнастика «Золотая осень»
Если на деревьях листья пожелтели, Сжимают и разжимают пальцы.
Если в край далекий птицы улетели, Машут кистями рук.
Если небо хмурится, если дождик льется, Это время года осенью зовется. Закрывают ладонями глаза, открывают и поднимают руки вверх, вниз.
Дует, дует ветер, Дуют на кисти рук.
Дует, задувает, Трясут кистями рук.
Желтые листочки С дерева срывает. Руки медленно опускаются вниз
III Знакомство с новым материалом
Ребята, посмотрите - входит кукла Соня с самоваром
У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…можете подышать на ладошку, и появится холодный воздух –бежит холодная водичка – с-с-с…
Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара?
Какой первый звук в слове СССОНЯ? — СССАМОВАР? СССТАКАН?
1)Акустико – артикуляционный образ звука.
(Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми)
Какое положение занимают губы? (Они растянуты в улыбке) А что вы скажете о зубах? (зубы сближены и создают преграду для воздушной струи) Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубы)
А теперь скажите, какой звук С? (Согласный, твердый обозначаем синим цветом)
2) Связь звука и буквы.
На доске буква С.
Шел конь,
Подковами звеня.
Как буква С,
Следы коня.
Давайте ребятки закрепим наши знания о букве С и согнем букву С из трубочки. (Дети сгибают из трубочки букву С)
Физкультминутка. Ребята, сегодня к нам пришла Осень предлагает вам поиграть в игру «Листопад», Листопад, листопад! Листья по ветру летят: С клёна – кленовый, С дуба – дубовый, С осины – осиновый, С рябины- рябиновый. Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят!.
IV. Развитие фонематического слуха, звуковой анализ слов.
1. Задание
(Актуализация имеющихся знаний)
Ребята давайте вспомним, какие бывают звуки (гласные и согласные)
Почему звуки называются гласными (они поются, мы их поем голосом)
Какие бывают согласные (твердые и мягкие)
Следующее задание – игра «Поймай звук»
Хлопните в ладоши, когда услышите звук С.
-С, П, М, С
- СА – МА — ВА – СУ
- АС-АМ- УС
2. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Сейчас мы с вами будем разведчиками и постараемся точно разузнать, есть ли в словах звук С, где он находится (начало, конец, середина слова)
(вношу корзину с овощами и фруктами - подсолнух. свекла. слива, ананас. чеснок, абрикос)
3. Выкладываем фишками схемы.
4. Печатаем на доске БУКВУ «С», прописываем в воздухе.
5 Печатаем в прописи.
Итог занятия
Логопед:
- С каким звуком и с какой новой буквой и звуком мы с вами познакомились?
Она у нас какая? Дайте характеристику звуку С (согласная, твердая)
Что вам понравилось в занятии больше всего?
Оценка работы детей.
V. Подведение итогов