МААМ-картинки

Конспект ОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет «Откуда взялся дождик»

Наталья Вешта
Конспект ОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет «Откуда взялся дождик»

Организационная информация

1. Доминирующая образовательная область. Познавательное развитие.

2. Виды деятельности детей. Коммуникативная, познавательная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, изобразительная.

Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности. «Откуда взялся дождик»

2. Методы и приемы реализации содержания занятия Словесные: беседа, рассказ с опорой на презентацию «Весна»,

Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет „Откуда взялся дождик“» размещена в разделах

Наглядные: игрушка Снеговик, показ эксперимента «Дождик», прослушивание звуков дождя, записи А. Вивальди. "Времена года". "Весна"

Практический: экспериментально-опытническая деятельность

3. Интеграция образовательных областей. Речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

4. Возрастная группа Разновозрастная группа от 3 до 5 лет.

5. Цель. 2 младшая группа : Формирование интереса детей к экспериментальной деятельности.

Средняя группа : Систематизация знаний детей о весне, о видах дождя.

6. Задачи Обучающие.

2 младшая группа :

- формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;

- продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы.

Средняя группа :

- формировать умение выделять признаки весны;

- познакомить с моделью формирования дождя.

Развивающие.

2 младшая группа :

- развивать познавательную и речевую активность детей в процессе несложного экспериментирования

Средняя группа :

- способствовать расширению знаний о видах дождя.

Воспитательные.

2 младшая и средняя группа :

- воспитывать аккуратность в обращении с водой;

- продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу;

- воспитывать умение аккуратно выполнять работу в практической деятельности.

7. Планируемые результаты Ребё нок:

2 младшая группа :

- знает и правильно называет время года - весну;

- проявляет активность в процессе экспериментирования;

- имеет понятие количественных отношений "много", "мало".

Средняя группа :

- имеет представления о видах дождя (грибной, проливной);

- проявляет заинтересованность, любознательность, самостоятельность, интерес к совместной деятельности;

- умеет выдвигать элементарные гипотезы.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Для воспитателя: Снеговик – игрушка, аудиозапись "Шум дождя", А. Вивальди. "Времена года". "Весна", проектор, ноутбук, портативная аудио система, слайды презентации «Весна»

Для детей: материалы для экспериментальной деятельности по количеству детей на каждого ребё нка: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, салфетки для вытирания рук; для рисования: кисточка, тарелочка с краской, заготовка для "фотокопии", подставка для кисточки, влажные салфетки.

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в ре-жимные моменты. Дидактические игры «Малыши и краски», «Времена года»

Игры и упражнения с водой

Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.

Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".

1. Вводная часть.

1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) (Дети играют в игровом центре совместно с воспитателем в напольную мозаику, в это время за окном младший воспитатель держит игрушку Снеговика и тяжело вздыхает: «Ох - ох - ох!»)

Воспитатель: Ребята, кто так тяжело вздыхает? Ваня, это ты? Нет? А кто? (Дети обращают внимание на Снеговика). Посмотрите, Снеговичок хочет зайти к нам в гости. Что мы должны сделать, прежде чем пригласить гостей?

Дети: Убрать игрушки. (Младший воспитатель передаёт Снеговика в группу) 1 мин

1.2 Мотивация деятельности детей. Снеговичок: Ох - ох - ох! Как мне грустно. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, скоро я совсем растаю. Пора собирать вещи и отправляться на север, где всегда стоят морозы и лежит снег. А мне так не хочется. Я ведь даже не знаю, какое время года после зимы приходит. А вы, ребята, знаете?

Дети: Да, весна.

Снеговичок: Я зимой видел только снег, а весной тоже идёт снег?

Дети: Нет, весной идёт и снег, и дождь.

Снеговичок: А что такое дождь?

Дети: Дождь – это вода, которая капает с неба, из тучи.

Снеговичок: Я никогда не видел дождь, а мне очень хотелось бы. 1 мин

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Не грусти, Снеговичок. Ребята, а вы хотите вместе со Снеговичком послушать приближение весны? Для этого нам нужно сесть на ковёр, закрыть глаза и представить весну, разговаривать нельзя, иначе мы её не услышим.

Слушание аудиозаписи А. Вивальди. "Времена года". "Весна".

Воспитатель: Радостно становится от приближения весны?

Дети: Да, становится радостно.

Снеговичок: И мне веселее стало, даже настроение чуть - чуть улучшилось. А как же изменяется природа, когда наступает весна?

Дети: Весной становится теплее, тает снег, бегут ручьи. 2 мин

2. Основная часть

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё правильно рассказали Снеговичку. (Презентация)

Слайд 1.

Воспитатель: Как весной светит солнце?

Дети: Солнце светит ярко.

Воспитатель: Правильно, солнце начинает светить ярче и пригревать.

Слайд 2. Слайд 3.

Воспитатель: Что происходит со снегом?

Дети: Снег тает.

Воспитатель: Да, тает снег, становится грязным и серым.

Слайд 4.

Воспитатель: Во что собирается талая вода?

Дети: Талая вода собирается в ручейки.

Воспитатель: Правильно, текут первые весенние ручьи.

Слайд 5.

Воспитатель: Что происходит с почками на растениях?

Дети: Почки набухают, появляются листья

Воспитатель: Молодцы, распускаются листья на деревьях.

Слайд 6.

Воспитатель: Что появляется из-под снега?

Дети: Появляется травка и первые цветы.

Слайд 7.

Воспитатель: А какие птицы к нам прилетают из тёплых краёв?

Дети: Прилетают перелётные птицы.

Слайд 8.

Воспитатель: Ребята, что же появилось на весеннем небе?

Дети: Появляются тучи.

Воспитатель: Что же прольётся из такой тёмной тучи?

Слайд 9.

Дети: Дождь.

Воспитатель: Да, это первый весенний дождь.

Снеговик: Ух-ты, первый весенний дождик! Жалко, что я никогда не видел дождик и не слышал его!

Воспитатель: Не расстраивайся, Снеговичок. Давай вместе с ребятами послушаем шум дождя. Закрываем глаза и слушаем очень внимательно.

Слушают аудиозапись. "Шум дождя".

Воспитатель: Маша, что ты услышала?

Маша: Я услышала дождь.

Воспитатель: Как ты думаешь, какой это дождь?

Маша: Это сильный дождь.

Воспитатель: Диана, что ты услышала?

Диана: Я тоже услышала дождь.

Воспитатель: Как ты думаешь, какой это дождь?

Маша: Это дождь с грозой.

Воспитатель: Снеговичок, дождь бывает разным, наши ребята знают названия разных дождей. Вот послушай.

Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".

Сколько знаем мы дождей

Сосчитаем поскорей:

Дождик с солнцем,

Дождь грибной,

Дождик с радугой - дугой,

Дождик с ветром,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Снеговик: Молодцы, ребята, я и не знал, что бывает столько разных дождей!

Воспитатель: Слайд 10. Посмотрите, дождь прошёл, а капельки остались и приглашают нас поиграть. Проводится подвижная игра "Тучка и капельки". Слайд 11. 4 мин

2.2 Добывание (сообщение и принятие) нового знания Воспитатель: Ребята, а откуда берётся дождь?

Дети: Дождь идёт из тучи.

Воспитатель: А как он появляется в туче?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: А хотели бы вы узнать, как появляется дождь?

Дети: Да.

Воспитатель: Снеговичок, а тебе интересно, откуда берётся дождик? Я вам сейчас помогу это узнать. Для этого нужно пройти к столу, посмотрим, что же нам приготовила весна.

Опытно - экспериментальная деятельность.

Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и миски.

Воспитатель: Что лежит на подносе?

Дети: Губка, стаканы с водой, миска.

Воспитатель: Как вы думаете, на что похожа губка?

Дети: Губка похожа на тучу.

Воспитатель: Правильно, она похожа на тучу. Туча состоит из капелек. Сожмите её и посмотрите, течёт из тучи вода или нет?

Дети берут губку - тучку и сжимают в руке.

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему не идёт вода?

Воспитатель: Правильно, губка - тучка сухая. В тучке очень - очень мало капелек собралось и поэтому дождь не идёт. Положите свои тучки в миску. Перед вами стоят стаканчики, сколько их?

Дети: Два.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Белый и красный.

Воспитатель: Сколько воды в белом стаканчике?

Дети: Мало.

Воспитатель: Сколько воды в красном стаканчике?

Дети: Много.

Воспитатель: Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку - тучку. Для того, чтобы помочь воде пропитать тучку, нажмите на неё пальчиками. Что произойдёт, если мы поднимем и отожмём тучку?

Дети: Получится дождик.

Дети проверяют свои предположения опытным путём.

Воспитатель: Получается дождик. Вика, у тебя получился дождик?

Вика: Да.

Дети: Арина, какой у тебя получился дождик - сильный или слабый?

Арина: У меня получился слабый дождик.

Воспитатель: Как можно назвать такой дождик?

Дети: Грибной, с радугой - дугой, с солнцем.

Воспитатель: Дети, а какой дождик называют грибным?

Дети: Грибной дождик тёплый, после него растут грибы.

Воспитатель: Положите губки - тучки опять на поднос. Возьмите красный стаканчик и вылейте из него воду на тучку. Нажмите на неё пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдёт, если тучку отжать?

Дети: Получится сильный дождь.

Дети проверяют свои предположения.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много капелек воды собралось в губке. Капельки становятся слишком тяжёлыми для тучки и выпадают дождём. Какой дождь получился?

Дети: Получился сильный дождь.

Воспитатель: С каким дождём его можно сравнить?

Дети: Такой дождь можно сравнить с дождём с ветром, с градом.

Воспитатель: Как такой дождик называют?

Дети: Такой дождь называют проливной.

Воспитатель: Повторим все вместе «проливной».

Воспитатель: Никита, как такой дождь называют?

Никита: Проливной дождь.

Воспитатель: Полина, как такой дождь называют?

Полина: Такой дождь называют проливной.

Воспитатель: Вытрите руки салфетками. (Воспитатель выводит детей на ковёр)

Воспитатель: (обращается к детям 2 мл. гр.) Малыши, расскажите, как у вас сегодня получился дождь?

Дети: Мы налили воду на губку, отжали её, и получился дождь.

Воспитатель: (обращается к детям ср. гр.) Ребята, одинаковые ли у вас сегодня получались дождики, почему?

Дети: Сначала мы взяли мало воды, и дождик получился слабый, затем взяли много воды, и дождик получился сильный.

Воспитатель: Ваня, какой дождь у тебя получился сначала?

Ваня: Сначала дождь получился слабый.

Воспитатель: Почему дождь получился слабый?

Ваня: Дождь получился слабый, потому что мы добавили мало воды.

Воспитатель: С каким дождём в природе можно сравнить наш дождик?

Ваня: Такой дождь в природе называется, грибной, дождик с солнцем.

Воспитатель: Диана, какой ещё дождь у тебя получился?

Диана: Ещё у меня получился сильный дождь.

Воспитатель: Как у тебя получился сильный дождь?

Диана: Дождь получился сильный, потому что я добавила много воды.

Воспитатель: С каким дождём в природе можно сравнить такой дождь?

Диана: Такой дождик в природе называют проливным.

Воспитатель: Слайд 12. Вот так, Снеговичок, всё происходит и в природе: соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождём.

Снеговичок: Вот это да! Это для меня настоящее открытие! Слайд 13. Смотрите, ребята, какая чудесная капелька к нам в гости пришла!

Видео «Капелька чудесная».

Снеговичок: (обращается к детям 2 мл. гр.) Малыши, посмотрите на свои ладошки, не сидит ли там капелька? Полина, покажи свои ладошки. А у Никиты посмотрю ладошки. (Снеговичок смотрит на ладошки детей). А куда она делась?

Дети: Капелька лужицею стала.

Снеговичок: А где мы с вами можем встретить лужи?

Дети: Лужи можно встретить на улице.

Воспитатель: Я предлагаю малышам скорее собраться на прогулку и посмотреть, есть ли на улице лужи, и не там ли наша знакомая капелька, а потом они к нам придут и расскажут (дети 2 мл. гр. уходят) 5 мин

2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. Воспитатель: Ребята, Снеговичок, а мы с вами поищем следы Капельки в группе. Посмотрите, дождик прошёл и оставил на полу капельки. Пройдём по следам дождя. (Дети проходят к мольберту, на котором расположена фотокопия). Весна нам оставила лужи, да не простые, а цветные! А ещё они волшебные! Хотите убедиться, что они волшебные? Я возьму кисточку, обмакну её в волшебную лужицу и аккуратно закрашу лист слева направо. Посмотрите, что у меня проявилось?

Дети: На бумаге появилось солнце.

Снеговичок: Как здорово! Ребята, смотрите, а на столе тоже появились волшебные лужи, теперь мы знаем, для чего они нам нужны.

Дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краска в тарелочках, альбомная бумага.

Воспитатель: Выберите любую краску - лужицу, обмакните в неё кисточку и оживите белые картинки, которые лежат перед вами. Закрасьте всю поверхность листа слева направо.

Дети выполняют задание под спокойную музыку. 3 мин

3. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Рефлексия.

Снеговичок: Посмотрите ребята, у вас на листах появляется картинка! Это весна проснулась! Расскажите, у кого какие картинки появились? (цветок, кораблик, солнышко, сосулька, листик, облако и т. д.) Снеговик любуется работами, хвалит детей.

Снеговичок: Ребята, пока ваши работы подсохнут, давайте пройдём по капелькам ещё разок мне так понравилось по ним шагать. (Дети со Снеговичком возвращаются на ковёр)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли мы объяснить Снеговичку, что такое дождь, и какой бывает дождь весной? Давайте ещё раз расскажем, чтобы он не забыл, а ты, Снеговичок, слушай внимательно. (ответы детей)

Снеговик: Мне с вами так интересно было. Я узнал, что такое дождь, вы мне рассказали о приметах весны, я познакомился с новыми играми. Так не хочется уходить, но у вас жарко, и я могу растаять. Пора мне всё - таки собирать вещи и отправляться в путь - дорогу. До свидания, ребята, увидимся следующей зимой! (Снеговичка уносит мл. воспитатель)

Воспитатель: Ребята, я думаю, что наши работы уже подсохли, и мы их можем вывесить на выставку в приёмной. 1 мин

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Облака» в разновозрастной группе Цель: Формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе, мыслительных операций через поисково – познавательную.

Конспект итогового занятия во второй младшей группе по нетрадиционному рисованию «Дождик, дождик» Цель: создание образа дождя нетрадиционным методом рисования (пальцеграфией). Задачи: Обучающие: учить детей рисовать дождь пальцами руки,.

Конспект НОД по познавательному развитию для разновозрастной группы детей 5–7 лет «Волшебный снег» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Улыбка» города Лесосибирска Конспект непосредственной.

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе детей 5–7 лет «Будем природу беречь!» Цель: Формирование у детей бережного отношения к природе. Задачи: Познавательное развитие: Уточнить представления детей об источниках.

Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе 5–7 лет «В гости осень к нам пришла» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Упражнять детей в умении интонационно выразительно.

Конспект НОД по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» (подготовительная группа) Конспект НОД (познавательное развитие) «Откуда хлеб пришел» (Подготовительная группа) Задачи: • обобщать и систематизировать знания детей.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» (средняя группа) Тема: «Откуда хлеб пришел». Цель: расширение и обогащение знаний детей о хлебе и его значении в жизни человека. Формирование у детей четкого.

Конспект ОД по рисованию «Дождик, дождик, пуще» в ранней группе Тема: "Дождик, дождик, пуще. "«Дождик, дождик, пуще» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) Программное содержание. Учить детей наносить.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет)Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет) Тема: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей:.

Занятие по познавательному развитию с использованием пособия Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в разновозрастной группе Занятие по познавательному развитию с использованием пособия Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в разновозрастной группе 2-5лет Тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет «Откуда взялся дождик»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 09:47
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД