Получи документы

Конспект ООД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа «Четыре желания»

миловша газеева
Конспект ООД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа «Четыре желания»

Занятие по развитию речи в средней группе №11.

Воспитатель- Газеева Миловша Радиковна

Тема :Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Цель:

Формировать у детей умение связного последовательного пересказа текста с использованием элементов ТРИЗ с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Публикация «Конспект ООД по развитию речи на тему „Пересказ рассказа „Четыре желания“» размещена в разделах

Задачи:

1. Образовательные:

- Формировать действия целенаправленного восприятия текста.

-формировать умение отвечать на вопросы по ее содержанию;

-формировать у детей восприятие графических схем к рассказу;

- активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов, подбор и согласование существительных и прилагательных (ОН,ОНА, ОНО, подбор антонимов.

2. Развивающие :

-развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;

-развивать языковое чутьё, связную монологическую речь;

- развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на графическую схему).

- закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.

- работа над интонационной выразительностью речи.

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа и интерес к творчеству К. Ушинского;

Интеграция: «Познавательное развитие ФЦКМ.

Приоритетное направление: развитие речи.

Предварительная работа: чтение рассказов К. Ушинского; настольная игра «Времена года»; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, разгадывание загадок о природе и временах года, разучивание пословиц о Родине.

Оборудование:

Картинки с изображением времен года; графические схемы для пересказа; поднос с подарками; фишки; мяч.

Организация детей: перед детьми мольберт, столик, дети сидят на стульчиках (стульчики стоят полукругом).

Методы и приемы: художественное слово, игра («Про что так можно сказать», наглядный (сюжет картинки, демонстрационный материал, сюрпризный момент, беседа, физкультминутки, музыкальное сопровождение.

Форма деятельности: групповая.

Ход занятия:

Игра с мячом в кругу «Про что так можно сказать?» (воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу).

Педагог: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)

Педагог: Про что можно сказать «зимняя»?

(Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)

Педагог: Про что мы скажем «весеннее»?

(Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)

Педагог: А о чем говорим «летние»?

(Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)

После игры воспитатель приглашает детей за столы.

Игровое упражнение «Отгадай загадку».

Загадки:

Прошла по лугам, по лесам, по полям

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима!» Ответы детей.

Выставляется иллюстрация с изображением Осени.

Тётушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везёт,

На земле холод трясёт,

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает.

Ответы детей.

Выставляется иллюстрация с изображением Зимы

Педагог: А зима – это Хорошо или плохо? (Объяснения детей)

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады.

Ответы детей.

Выставляется картинка с изображением весны

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Ответы детей.

Выставляется иллюстрация с изображением лета.

Педагог: Как одним словом можно назвать осень, зиму, весну и лето? Ответы детей.

Педагог: Ребята, нам доставили посылку. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. В ней лежат подарки, которые «прислали» времена года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок?

Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, ёлочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки) дети определяют, от какого времени подарки.

Педагог: Ребята, а какое время года у вас самое любимое и почему?

Ответы детей.

Педагог: А вам интересно, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?

Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется «Четыре желания», а написал его К. Д. Ушинский.

Чтение рассказа.

Беседа с детьми:

Воспитатель:

- О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года).

- Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке)

- Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал)

- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

- Какими словами мальчик сказал об осени? (Осень лучше всех времен, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки)

- Почему рассказ называется “ Четыре желания”? (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других)

- Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

Словарная работа (работа по тексту).

Воспитатель: Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.

- Что означает слово румяный? (красный, алый).

- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)

- Что значит, восторг? (веселье, радость).

Воспитатель: Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Физкультминутка

Мы на саночках катались (полуприседания,

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).

Белоснежные дома (руки вверх,

Хорошо, когда зима (кружимся!

Бабочки порхают (руки в стороны,

Цветы зацветают (наклоны вперед).

Всюду, всюду красота (руки скользят сверху вниз поочередно,

Что за прелесть весна (кружимся!

Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны,

В речку удочку забросим (руки вперед,

Красных ягод наберем (наклоны вперед)

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (руки вверх,

Лето – лучшее время года (кружимся!

Груши, яблоки в саду (руки в стороны,

Я достану и сорву (тянемся достать)

Овощей я наберу

Осень – лучшее время в году (кружимся!

Воспитатель: Отдохнули? Проходите на стульчики.

Ребята, вы хорошо запомнили рассказ?

Предлагаю вам мысленно нарисовать картинки к рассказу.

Составление модели к тексту.

Воспитатель: Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам нужно запомнить рассказ, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.

А также мы будем выделять самое главное, о чем говорит в рассказе автор и выставлять соответствующие картинки на мольберте.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Итак, слушайте начало рассказа.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”

– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Дети выбирают соответствующую началу рассказа картинку и выставляют на мольберт.

Воспитатель: Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).

Дети выбирают соответствующую этой части рассказа картинку и выставляют на мольберт

Воспитатель: Слушайте дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

А что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).

Дети выбирают соответствующую картинку и выставляют на мольберт.

Воспитатель: Послушайте, чем закончился рассказ.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).

Дети выбирают соответствующую картинку и выставляют на мольберт.

Воспитатель: Ребята, с вашей помощью я нарисовала 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.

Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.

Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?

Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?

Воспитатель: При рассказывании помните, что самое главное при пересказе четко и ясно передать последовательность событий.

Дети пересказывают рассказ по частям.

А кто хочет рассказать историю с начало до конца?

Ребенок пересказывает рассказ самостоятельно с опорой на картинки.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом хорошо, а зимой лучше.

Давайте сравним:

Погода теплая, а наоборот — холодная

Осень ранняя, а наоборот — поздняя

Облако белое — туча черная

День длинный, а наоборот — короткий

Вода замерзает, а лед — тает

Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются

День грустный, а наоборот веселый

Настроение плохое, а наоборот — хорошее

Урожай маленький, а наоборот - большой

Рефлексия:

Воспитатель: Вы сегодня замечательно потрудились. У вас на столах по два смайлика. Если вам занятие понравилось, поднимите весёлый смайлик. Если вы испытывали затруднения и у вас есть вопросы, поднимите грустный смайлик.

(дети выбирают и поднимают смайлики).

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в дистанционном режиме. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Воробей» Мы постарались в период самоизоляции быть рядом со своими воспитанниками. Нами были подготовлены и размещены методические рекомендации для.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опытаКонспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Технологическая карта образовательной деятельности. Возраст: средняя группа Март. НОД развитие речи Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой.

Конспект ООД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Название работы: Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (конспект, презентация) Автор: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа «Четыре желания»
Опубликовано: 17 сентября 2020 в 21:41
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД