МААМ-картинки

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Песня под лучину»

Юлия Калинина
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Песня под лучину»

Цель: знакомство детей с жизнью крестьян нашего района

Задачи:

Развивающие :

1. развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;

2. обогащать словарь детей: старина, настоящее, хресцы, адонье, закрома, чуни, онучи, лучина;

3. развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;

Публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей группе „Песня под лучину“» размещена в разделах

4. развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

Воспитательные:

1. Углублять представления ребёнка о жизни старших поколений, своём прошлом, через историю родного края

2. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

3. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

4. Воспитывать заботливое отношение к своему краю;

Обучающие:

1. Формировать представления о временных отношениях на примере жизни людей разных поколений

2. Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.

Образовательные области:

- Развитие речи

- Ознакомление с окружающим миром

- Изобразительная деятельность

Планируемые результаты:

- пополняется запас знаний детей о прошлом родного края;

- знакомятся с новыми словами:

- у детей возникает желание знать и беречь родной край.

Целевые ориентиры:

- дети проявляют интеллектуальную активность;

- дети испытывают интерес к событиям;

- расширяется запас слов детей;

- дети слушают и понимают взрослого, действуют по образцу.

Материально – технические ресурсы:

Для педагога: экспонаты мини- музея

Для детей: картинки различных предметов, листы бумаги, цветные карандаши, платок.

Предварительная работа:

- беседы;

- просмотр видео;

- чтение произведений Лескова Н. С.

Содержание ОД

Введение в ОД. Мотивация детей.

Воспитатель: Ребята, в нашей группе, с помощью ваших родителей мы создали мини – музей. Все вещи, собранные в музее из прошлой жизни наших бабушек и дедушек. Эти вещи имели очень большое значение в жизни старших поколений. Глядя на эти вещи, вы можете представить, как жили наши прабабушки и прадедушки?

Дети: не совсем

Совместная постановка познавательной цели

Воспитатель: Жизнь наших прабабушек и прадедушек очень отличалась от жизни, которой живем мы с вами. У них не было такой техники, таких технологий, которыми пользуемся мы. Вы хотите послушать и больше узнать о жизни старших поколений?

Дети: да

Актуализация знаний детей

Воспитатель: Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Дети: настоящее

Воспитатель: Правильно – настоящее. Как будет называться время о прошлых событиях?

Дети: прошлое.

Воспитатель: Да, дети, прошлое, или старина. Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое?

Дети: нет

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад.

Воспитатель: Правильно, мы можем только вспомнить то, что нам рассказывали наши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. И сегодня я вас приглашаю послушать очень интересный рассказ моей бабушки, о том времени, когда она была еще ребенком, много – много лет назад.

Совместное открытие нового знания

Воспитатель читает рассказ:

Сто лет назад – это не так давно, как кажется нам. В это время жили наши прабабушки и прадедушки. В любой деревне нашего района мужчины и женщины всю работу в поле и по хозяйству выполняли вручную.

С ранней весны и до поздней осени крестьяне трудились в поле и огородах. Мужчины на лошадях пахали землю, затем сеяли рожь, пшеницу и коноплю. Заканчивалась посевная, начиналась заготовка сена. Траву косили крюками, сушили на солнце, переворачивая рядки, затем складывали в скирды. Зимой этим сеном кормили коров, овец, коз.

После заготовки сена начиналась уборка зерновых культур. На уборочную выходили всей семьей. Мужчины косили крюками, женщины вязали снопы. Снопы складывали в копна. В копне было 4 хресца. В хресце – 13 снопов. Снопы свозились к дому. Возле дома делали ток. Снопы складывали в адонье (особым образом уложенные снопы – колосками внутрь). Там мужчины цепами (две палки скрепленные цепью) молотили зерно из снопов. Зерно засыпали в закрома. Из заготовленного зерна, также в ручную мололи муку. Мололи муку по два человека, на ручной мельнице.

Зажиточные крестьяне, кроме пшеницы и ржи выращивали коноплю. Из конопли крестьяне делали холсты, чуни, веревки. Процесс обработки стеблей конопли был очень трудоемкий. Стебли конопли особым образом замачивали в речке, мяли, сушили на солнце. Это повторялось несколько раз, пока получалась мягкая и воздушная волна, из которой пряли на пряхе нитки. Из тонких ниток делали светлую и красивую ткань, из которой шили скатерти, полотенца, одежду. Из ниток, которые были толще плели обувь (чуни, сбрую для лошади, веревки, которые нужны были по – хозяйству. Из зерен конопли на маслобойнях сбивали масло.

Женщины занимались не только хозяйством и детьми, они так же, как и мужчины работали в поле. Количество членов семьи доходило до 20 и больше. Зачастую это были: дедушка и бабушка, свекор со свекровью, несколько сыновей (сыновья оставались после женитьбы жить в доме отца и матери, невестки и по несколько детей в каждой семье сына. Так, как крестьянская семья состояла из нескольких семей, то обязанности между женщинами, также как и между мужчинами, делились. Одна женщина готовили пироги, другая делала квас, третья чесала волну. Умелые хозяйки ткали холсты, вязали носки, доили коров, сбивали масло из сливок.

Еда готовилась в русской печи на целый день. В русской печи получались духовитые щи, пшенные каши, картошка, тыква, свекла. За стол садились всей семьей. К еде приступали только с разрешения самого старшего члена семьи – деда.

Осенью в каждой семье квасили в бочках капусту. В капусту клали антоновские яблоки. На зиму антоновку мочили в бочках. Помидоры и огурцы солили тоже в бочках. Зимой, на столе у каждого трудолюбивого крестьянина под картошку в мундире была квашеная капуста, хрустящие бочковые огурчики и бочковые помидоры.

Зимой у крестьян тоже хватало работы. Мужчины готовили сохи, упряжь, телеги к весне. Для работы в поле делали крюки, грабли, тяпки. Своими руками мужчины из конопли плели чуни, веревки, делали онучи, из овечьей шерсти валяли валенки. Верхнюю одежду – тулупы, чекмени, шапки - делали из овечьих шкур. Женщинам тоже хватало дел: чесать волну, прясть пряжу, вязать носки, ткать ковры. Они собирались в одном доме и под пение народных песен выполняли каждый свою работу.

Освящались дома лучинами. Лучины – это наструганные щепки.

Были у крестьян дни, когда они отдыхали – это православные праздники. Крестьяне всей семьей ходили на Богослужение в Храм. Потом собирались, зимой в избах, летом в рощах и на лугах. Пели песни под рояльные гармошки и балалайки, плясали, играли в народные игры.

Воспитатель: Я предлагаю сыграть в игру «Горелки»

Правила игры «Горелки»

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!»

Дети берутся за руки, образуя пары.

Пары стоят одна за другой «ручейком».

Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках.

По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка».

Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.

Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.

Игра продолжается со следующей парой детей.

Первичное закрепление нового знания

Воспитатель: Ребята, слушая мой рассказ, вы представили жизнь наших прабабушек и прадедушек?

Дети: да

Воспитатель: Давайте пойдем в наш музей и уже другими глазами посмотрим на малознакомые нам вещи. (Подходят к мини – музею, который оформлен в группе)

Представьте себе, что мы пришли в дом к крестьянину. Дверь обычно очень маленькая. Дверной проем низкий, как вы думаете, почему?

Дети: Это для того, чтобы холод в дом не пробрался.

Воспитатель: Правильно, вы это знаете из предыдущих рассказов. Но не только для этого люди сделали такой низкий потолок перед дверью.

Мы, когда в избу зашли, что сделали?

Дети: хозяевам поклонились

Воспитатель: Чтобы люди были вежливыми и придумали дверь сделать маленькую: холод задерживать, да невежд учить. Забудет сосед, или какой родственник поклониться хозяевам, да и стукнется о притолоку над дверью. Вот тебе и шишка, знай да уважай своих родных и соседей.

Ребята, а что главное в избе?

Дети: говорят свои предположения.

Воспитатель: Главное в избе — это печь. В старину говорили : «Без печи хата - не хата»

Как вы думаете, зачем нужна была печь?

Дети: в холод избу согревать, пищу готовить

Воспитатель: Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, как для людей, так и для домашних животных.

Как вы думаете, для каких домашних животных?

Дети: для поросят, коровы, козочки и т. д.

Воспитатель: Посмотрите, посуда была очень необычная, вот такая: горшки, крынки, чугунки. В чугунке щи варили да каши. Даст коровка молока, хозяюшка нальет его в крынку, да и в печь. Вот вкусное получалось молоко с пенкой. Поставит хозяйка чугунок с кашей в печь. А там горячо, жар.

Как достать оттуда чугунок?

Дети: предположения детей обсуждаются

Воспитатель: Для этого брала хозяйка вот эту палку, ухватит чугунок или крынку и достанет. Долго не могли придумать название этой палке, а потом решили назвать. ухват.

Как вы думаете, на какое слово оно похоже?

Дети: ухватить

Воспитатель: Перед едой надо обязательно. что сделать?

Дети: руки помыть

Воспитатель: Но раньше рукомойников не было. Но зато были деревянные тазы. Их называли лоханью. Этот таз служил и для умывания, и для купания малышей. Вот помоют все руки, да за стол. Хозяйка разных блюд поставит: щи в чугунке, кашу в горшке. Раньше тарелок не было и ели все из одного чугунка или горшка. Вот все сели за стол и ждут.

Как вы думаете, чего все ждут?

Дети: ответы детей обсуждаются

Воспитатель: Все сидят и ждут, когда первую ложку возьмет самый старший в семье.

Кто в этой семье самый старший?

Дети: глава семьи – дедушка

Воспитатель: Почему надо было ждать, пока дедушка возьмет первую ложку из чугунка?

Дети: ответы детей обсуждаются

Воспитатель: Все очень уважали старших и никогда вперед старших ничего не делали. Но ведь и в старые времена были маленькие проказники. Не дождутся, пока старшие возьмут из чугунка или горшка, да и шасть в чугунок. А тут ему.

Как вы думаете, что здесь могло бы произойти?

Дети: ответы детей обсуждаются

Воспитатель: Самый старший в семье возьмет свою деревянную ложку, да и по лбу тому, кто проказничает и нарушает обычаи семьи. А обычай таков - «Вперед старших не лезь», старших надо всегда уважать.

Вот поедят все и опять сидят, ждут, пока самый старший в семье из-за стола не выйдет. А если кто из младших деток забудет этот наказ, да и выйдет раньше.

Что за это получит?

Дети: ложкой по лбу.

Воспитатель: Знать, забыл самое главное семейное правило. какое?

Дети: не лезь вперед старших

Воспитатель: Маленькие дети обычно играли на печке с баюнком.

Кто такой баюнок?

Дети: тряпичная кукла - оберег, которая сказки рассказывает

Воспитатель: Ну вот, теперь вы все знаете о жизни наших прабабушек и прадедушек. Старших будите уважать.

Включение нового в систему знаний

Воспитатель: Ребята обратите внимание на стол. Что вы видите?

Дети: разные картинки

Воспитатель: Правильно различные картинки. Сможете ли вы, эти картинки разделить на две группы?

Дети: да

Воспитатель: Чтобы нам не запутаться, объединимся в три группы. Одна группа соберет картинки, которые относятся к прошлой жизни. Другая группа соберет картинки, которые относятся к нашему времени. Третья группа будет проверять правильность выполнения задания

Дети: выполняют задание

Воспитатель: Жизнь наших прабабушек и прадедушек – очень тяжелое интересное время. Вспомните новые слова, которые вам запомнились из прошлого времени.

Речевая игра «Вспомни слово»

Дети: называют слова, которые им запомнились.

Воспитатель: Ребята, а сможете вы зарисовать то, что больше всего запомнилось из рассказа моей бабушки?

Дети: да

Воспитатель: Проходите к столам, вас ждут бумага и карандаши.

Дети: рисуют

Совместное подведение итогов

Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня вели беседу?

Дети: Ответы

Воспитатель: Что нового, вы узнали?

Дети: ответы

Воспитатель: Что для вас было самым интересным?

Дети: ответы

Воспитатель: Кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали?

Дети: ответы

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: - расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх. Задачи: - формировать умение классифицировать предметы; - упражнять.

Конспект НОД по развитию речи «Осень. Слушание сказки В. Сутеева «Под грибом»Конспект НОД по развитию речи «Осень. Слушание сказки В. Сутеева «Под грибом» Задачи: - учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; - учить выделять и называть персонажей сказки; - учить понимать.

Конспект ОД по развитию речи «Одежда» в старшей группе Конспект ОД по развитию речи тема: «Одежда» в старшей группе. Цель: - формирование представлений об одежде, её назначении; - уточнить, расширить.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» МБДОУ №5 ‹‹НАДЕЖДА›› город Дербент. Воспитатель: Муртузова.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом». Дружба начинается с улыбки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сахалинской области г. Корсаков Детский сад №12 «Теремок» Конспект.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по сказке В. Сутеева «Под грибом» Цель: Воспитывать в детях чувство доброты, отзывчивости, взаимопомощи. Дидактические задачи: познакомить с пословицей "В тесноте, да не.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Воспитатель Соболева Наталья Павловна, МБДОУ д/с.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[с]»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[с]» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. Тема: Звуковая культура речи:.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Песня под лучину»
Опубликовано: 16 января 2019 в 19:51
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД