Галина Горбань
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речи дошкольников посредством составления синквейна.
Задачи:
Образовательные:
расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме
упражнять детей в составлении синквейна с опорой на модель-схему
Развивающие :
развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи, память, внимание, творческие способности
Воспитательные:
воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: картины осеннего леса, картинки диких животных и продуктами их питания, аудиозапись голосов диких животных
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Я рада вас сегодня видеть. В нашей группе сегодня светло и весело, не смотря на то, что за окном осень. Весело от ваших улыбок, ведь каждая улыбка- это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.
Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Вы согласны? (ответы детей). А вот куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Всю-то зиму он, насупившись стоит.
Раннею весною оживает
И все лето песни распевает. (лес)
Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в осенний лес.
Воспитатель показывает детям картину осеннего леса.
Воспитатель: Ребята, мы с вами умеем составлять нерифмованные стихи с помощью синквейна. Давайте вспомним вместе эту технику и расскажем про осенний лес. Итак, синквейн- это нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Синквейн строится так:
1. Первая строка- тема синквейна, одно слово,отвечающее на вопрос кто? кто? что? (существительное, местоимение)
2. Вторая строка- два слова-признака,отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие? (прилагательные)
3. Третья строка- три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает? (глаголы)
4. Составляем предложение с данным словом.
5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.
Давайте попробуем. Дети вместе с воспитателем составляют синквейн на тему «Осенний лес»
1. Осенний лес.
2. Красивый, нарядный.
3. Стоит, шумит, украшает.
4. Я люблю гулять в осеннем лесу.
5. Восторг!
В осеннем лесу живет много диких животных, которые готовятся к зиме. Давайте вспомним, как называется «дом» у животных.
Медведь живет….в берлоге
Белка живет…. в дупле
Лиса живет….в норе
Волк живет….в логове
Зайчик живет…под кустом
Молодцы, ребята! А сейчас отгадайте мою загадку
С ветки на ветку могу я летать.
Рыженький хвост никому не поймать.
Некогда летом в лесу мне играть
Надо грибы для зимы собирать. (белка)
Итак, мы составляем вместе синквейн про белку.
1. Белка
2. Рыжая, ловкая
3. Прыгает, грызет, готовится
4. Белка готовит к зиме запасы грибов и шишек
5. Проворный зверек!
Воспитатель продолжает рассказ про белку.
Белка –это грызун. Она небольших размеров, умна и проворна. Питается растительной пищей- грибочки, ягоды, орехи, желуди. Тщательно готовит свое гнездо к зиме: формирует его из мха, веточек, выстилает перьями и шерстью. Белка не впадает в спячку, она бодрствует всю зиму. К зиме белка меняет летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба сероватая, и гораздо теплее, чем летом.
Воспитатель: Играем дальше. Игра называется «Кто чем питается?»
На столе педагога картинки: морковка, капуста, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, малина, желуди, кора деревьев, трава, зайцы. Дети ставят картинки к соответствующему животному. Вспоминают, кто из животных относится к травоядным, а кто к хищникам.
Итак, составляем синквейн о хищном животном, которое любит мед и малину.
Медведь
Неуклюжий, косолапый
Спит, ловит, ест
Зимой медведь спит в берлоге
Лежебока!
Воспитатель продолжает рассказ.
Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить жир для зимовки. Медведь может пролежать в берлоге, не прикоснувшись к еде в течение 7 месяцев. Его зимний сон зимой в морозы крепкий, но в оттепель становится чутким, и он может проснуться и выйти из берлоги. Перед спячкой медведь меняет шубу на зимнюю, более густую и пушистую. Перед тем, как лечь и уснуть, мишка путает следы, чтобы его никто не нашел.
Физкультминутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали (ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идет по лесу. (имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (повороты головы вправо-влево)
Тянет лисонька свой нос.
Но зайчата быстро скачут (прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают (бег на месте)
Вот голодная лиса (поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса (потягивания, руки вверх)
Тяжело вздыхает (глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает (сесть на корточки)
Воспитатель: Следующая игра «Назови детенышей»
У зайца…зайчата
У волка…волчата
У медведя…медвежата
У белки…бельчата
У ежа. ежата
У лисы…лисята
Сейчас я вам расскажу, как готовится к зиме зайчик. Осенью заяц начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о куст, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку, значит, к зиме готов!
Осенью у зайчихи появляются маленькие зайчатки. Это происходит во время листопада и поэтому их так и называют «листопаднички». Зайчиха кормит зайчат и убегает, оставляя их одних. Она бросает их, чтобы по ее следам их не нашел дикий зверь. Ведь зайчатки не имеют запаха их никто не почует. Молоко у зайчихи вусное и сытное и его хватает на 3 дня! А потом зайчиха их находит. Зимой зайчик питается корой деревьев, жировых запасов на зиму не делает.
Давайте составим синквейн про зайца.
Дети самостоятельно составляют синквейн без помощи воспитателя.
Затем слушают и сравнивают их.
Воспитатель: Посмотрите, вы все составляли синквейн про зайца, а какие разные стихи у вас получились.
Воспитатель включает записи голосов диких животных, проводится игра «Кто как голос подает?» Затем воспитатель обобщает ответы детей.
Ежик. фырчит
Волк…воет
Лиса…тявкает
Медведь…ревет
Белка…цокает
Отгадайте о ком я вам сейчас расскажу
1.?
2. Маленький, колючий
3. Катится, фырчит, боится
4. Он живет в лесу.
5. Маленький клубочек!
Дети догадываются о ком педагог составила синквейн.
Правильно, ребята, мы поговорим с вами о еже.
К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью мало добычи. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные дни еж готовит теплое гнездо для зимовки. Ночью и днем таскает в нору сухие листья и мох. Спит, свернувшись клубком, до весеннего солнышка. Под глубоким сугробом ему тепло, как под теплым пушистым одеялом.
Воспитатель читает загадки, а дети их отгадывают.
Не любит семечек и шишек
А любит бедных серых мышек (лиса)
Дружбу водит лишь с лисой
Этот зверь сердитый, злой
Он зубами щелк-щелк
Очень страшный серый (волк)
Лиса и волк-это хищники. Они зимой не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны и зайцы. Лисы нападают на более мелкую живность- грызуны, зайцы, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Дети по выбору составляют синквейн про этих животных.
Подведение итогов занятия
Ребята, наше путешествие в осенний лес заканчивается. Давайте вспомним с какой целью мы сегодня отправились в лес? (ответы детей).
Воспитатель : Правильно, ребята, мы узнали как готовятся к зиме дикие животные. С помощью какой техники мы рассказывали о животных?
(ответы детей)
Давайте проверим, как вы запомнили?
Игра «Кто лишний»
1. Наевшись вдоволь за лето, медведи, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку. (мыши зимой не спят)
2. В поисках добычи рыщут по снегу еж, лиса и волк. (еж в спячке)
3. Зайцы, лоси и волки питаются ветками и корой деревьев (волк-хищник)
Молодцы, ребята! Все верно мне сказали!
Рефлексия
А сейчас подумайте и скажите мне, пожалуйста, что больше всего понравилось вам в нашем путешествии? (ответы детей)