Наталья Кулакова
Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему : «Русский народный костюм»
Цель: Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;
- расширять знания о русской народной культуре. Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму.
- расширить представление о цветовом колорите народного костюма;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;
- воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ.
Развивающие :
- способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа;
- развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования, раскрасить русский народный костюм, правильно составить на нём узор, симметрично располагая его элементы.
Предварительная работа: Проведение бесед на тему «Как одевались в старину» с использованием рисунков, картин, альбомов.
Словарная работа: Названия одежды русского народного костюма : рубаха, косоворотка, душегрея, кокошник, кафтан, повязка, порты, лапти. Названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, оплечье, манжеты.
Ход образовательного процесса
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями.
Есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы. Солнцу красному…
Дети: Привет
В: Небу ясному…
Д: Привет.
В: Люди взрослые и малыши…
Д: Вам привет от всей души.
В. - Посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? Кто что видит? ( Ответы детей: Я вижу рубашку, брюки, платье)
- Как это можно назвать одним словом? (Одежда)
- Посмотрите и назовите одежду, которая вам знакома?
-Как называют одежду, которую носят сейчас? (Современная)
- Ребята, посмотрите ещё раз на наши картинки с одеждой и назовите из них ту, которую сейчас не носят? (Рубаха, старинный сарафан) Когда носили такую одежду? (Давно, в старину.) Как называют одежду, которую сейчас не носят? (Старинная) Эту одежду носили в Древней Руси. Давным- давно наша страна называлась Русью, а теперь Россия.
Воспитатель: На мою электронную почту пришло письмо для ребят нашей группы.
(СЛАЙД 2)
АУДио письмо
.(СЛАЙД 3)
Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой
(СЛАЙД4)
Мужской костюм состоял из рубахи, портов, кафтана.
(СЛАЙД 5)
Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаху называли косовороткой из-за особенности воротника. делали длинной и подпоясывали её поясом –кушаком.
.
(СЛАЙД 6)
Рубахи украшали вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями.
Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.
(СЛАЙД 7)
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны
(СЛАЙД 8)
- Мужской головной убор того времени – колпак:
это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
(СЛАЙД 9)
Из каких частей состоял мужской костюм?
(СЛАЙД 10)
- Основной одеждой женщин была длинная рубаха. Поверх рубахи надевали сарафан.
(СЛАЙД 11)
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из полотна. Украшалась вышивкой.
(СЛАЙД 12)
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
(СЛАЙД13…
(СЛАЙД 14)
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.
Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана.
(СЛАЙД 15)
Головным убором у женщин были платки и кокошники.
(СЛАЙД 16)
- Итак женская одежда – это ….
(СЛАЙД 17)
Лапти и кожаная обувь
( Проводится игровое упражнение: «Одень правильно».)
-У вас под стульчиками разложены карточки, на которых нарисованы части мужского или женского костюма. (Дети у кого нарисованы части мужского костюма подходят к мольберту, где находится добрый молодец. А дети у кого нарисованы части женского костюма подходят к мольберту, где на картинке красна- девица.
Назовите те части мужского или женского костюма, которые вы выбрали.
Воспитатель: А теперь посмотрим как украшали русский народный костюм.
(СЛАЙД 19)
Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги)
Узор в виде орнамента,
т. е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол.
(СЛАЙД 20)
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды.
(СЛАЙД 20)
Каждый элемент узора что-то обозначал: круг – солнце, квадрат – поле, пашню, землю, волны – воду, реку, треугольник - дерево, лес, горы; спираль – развитие, движение.
Воспитатель:
- А теперь вы выполните задание Марьи искусницы. Вы будете украшать: мальчики русскую народную рубаху, а девочки – сарафан. Перед каждым из вас силуэт рубахи или сарафана. Давайте вспомним, какие детали одежды нужно украшать? (Ворот, манжет, оплечье, подол, пояс, разрез)
Воспитатель : но прежде чем приступить к работе разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Солнышко греет нас своими лучиками, и мы разомнём свои пальчики-лучики. Пальчиковая гимнастика «Лучики»
Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики? (Спрятали руки за спину)
Пошли пальчики с утра (Пошевелить пальчиками)
Ушли к тёте Разыгра. (Похлопать в ладоши)
На скамеечке сидели (На большом пальчике левой руки «посидеть»
каждым пальчиком правой руки)
Да в окошечко глядели. (Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)
Напились чаю, чаю разыграю, (Чередовать хлопки и показ больших пальцев)
Солнышку ладошку (Погладить ладошку)
Погладили немножко
Пальчики подняли –
Лучиками стали. (Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук)
Самостоятельная работа детей
Воспитатель: -Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (СЛАЙД 21)
А у нас еще одно письмо от Марьи – искусницы!
-Недаром в народе говорится :
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот таки добрыми мастерами сегодня были вы.
(подарки)
Сделал дело, гуляй смело! На Руси умеют не только трудиться, но и веселиться.
ИГРА
Что-то мы засиделись. Давайте поиграем в одну русскую народную игру : «Шла коза по лесу».
Воспитатель: Дорогие дети, выходите, большой круг заводите.
Рефлексия
Воспитатель: - А теперь ребята я предлагаю вам оценить нашу работу, у меня есть зеленые и красные карточки, если вам понравилось сегодня наше путешествие в старину возьмите зеленую карточку, если нет – то красную.