Светлана Веренцова
Конспект организованной образовательной деятельности «Пасха» для детей 5–6 лет
Цель: Приобщение детей 5-6 лет к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника "Пасха. Светлое Христово Воскресенье".
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с историей, традициями и символами праздника Пасха.
Развивающие:
Развивать творческие способности через изобразительную деятельность.
Развивать коммуникативные навыки через обсуждение семейных традиций.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное", "Художественно-эстетическое".
Демонстрационный материал и оборудование: презентация, аудиозапись колокольного звона, корзина из ткани, горка для катания яиц, презентер, экран, проектор, ноутбук.
Раздаточный материал: деревянные яички (5 штук); картонные шаблоны яиц, оклеенные бумажными полотенцами, кисточки, акварельные краски, стаканчики с водой, салфетки (по количеству детей).
Предварительная работа:
- чтение сказки "Пасхальное яичко";
- беседа о семейных пасхальных традициях.
Ход ООД:
1. Вводная часть (1 слайд)
Воспитатель: Ребята, в нашей стране отмечается очень много праздников. Какие праздники вы знаете? (Ответы детей: Новый год, 8 Марта, день защитника Отечества, День Победы). Да, правильно. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с еще одним праздником, который называется Пасха.
(2 слайд) Пасха – главный праздник православных христиан. В это время вспоминается Воскресение Христово, ознаменовавшее победу жизни и бессмертия души. Это праздник всех праздников, торжество их торжеств. Я предлагаю всем отправиться в пасхальное путешествие, в котором мы узнаем о традициях и символах празднования Пасхи в нашей стране. Поможет нам путешествовать колокольный звон Благовест. (3 слайд, (звучит колокольный звон).
2. Основная часть.
Воспитатель: В каждой семье готовятся к празднику Пасхи заранее.
(4 слайд) Взрослые тщательно убирают дом: моют окна, стирают занавески, наводят порядок в шкафах, избавляются от ненужных и старых вещей. Потом пекут вкусные куличи, красят яйца, готовят много вкусных праздничных блюд.
(5 слайд) В день Пасхи многие семьи идут в храм, а потом собираются вместе за праздничным столом. В этот день ходят друг к другу в гости и дарят крашенные яйца со словами "Христос воскрес!", а в ответ слышат "Воистину воскрес!". Ребята, а в вашей семье как готовятся к празднику Пасхи? (Ответы детей)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (6 слайд) (Звучит колокольный звон). А еще на Пасху любили играть в веселые игры. Я предлагаю вам поиграть в игру "Закати яичко". (на полу выкладывается контур корзины из ткани, ставится небольшая горка, детям раздают по одному яичку). Вы должны прокатить яичко с горки так, чтобы оно закатилось в корзинку. Но корзинка наша не простая, в ней находятся пасхальные загадки. (Имя ребенка, попробуй закатить яичко в корзинку. (Ребенок катает яйцо, как только яичко закатывается в корзину, звучит загадка)
(7 слайд с загадкой)
1. Светлый день глядит в оконце,
Радостно, как сказка!
И ласкает землю солнце,
Наступила … (Пасха)
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. (8 слайд) (Имя ребенка, теперь ты попробуй закатить яичко в корзину. (Ребенок катает яйцо, как только яичко закатывается в корзину, звучит загадка) (9 слайд с загадкой)
2. По всей округе зазвенят,
Нам всем о Пасхе говорят.
Их звон услышит вся округа,
И все поздравим мы друг друга.
И пойдет о них молва,
Зазвенят … (колокола).
Воспитатель: Молодцы, это колокола. (10 слайд) Их звон слышен очень далеко, он звучит торжественно, извещает всем о том, что наступила Пасха.
(Имя ребенка, теперь ты попробуй закатить яичко в корзину. (Ребенок катает яйцо, как только яичко закатывается в корзину, звучит загадка)
(11 слайд с загадкой)
3. Бывают красными они,
Бывают расписными,
Бывают синими они
И даже золотыми. (Яички)
Воспитатель: Правильно, (12 слайд, только на Пасху люди раскрашивают яички в разные цвета. (Имя ребенка, теперь ты попробуй закатить яичко в корзину. (Ребенок катает яйцо, как только яичко закатывается в корзину, звучит загадка) (13 слайд с загадкой)
4. Он с изюмом, ароматный,
И со всех боков приятный,
Испеку его раз в год,
И бегом направлю в рот.
С белой шапкой и с посыпкой,
Съем его с большой улыбкой. (Кулич)
Воспитатель: Верно, эту загадку тоже отгадали. (14 слайд) Кулич пекут один раз в год, на Пасху. (Имя ребенка, теперь ты попробуй закатить яичко в корзину. (Ребенок катает яйцо, как только яичко закатывается в корзину, звучит загадка) (15 слайд с загадкой)
5. Творожная и сладкая,
С изюмом, мармеладками.
В храме ее осветим,
И праздник всю съедим. (пасха)
Воспитатель: Правильно, ребята. (16 слайд) Это очень вкусное угощение из творога, яиц, сметаны и масла. Можно положить в пасху изюм, мармелад, орехи. Ребята, мы отгадали все пасхальные загадки. Наше путешествие продолжается. (17 слайд) (опять звучит колокольный звон). Я приглашаю вас в творческую мастерскую по расписыванию пасхальных яиц. (18 слайд) Предлагаю сначала хорошенько подготовиться. (проводится физкультминутка):
Стол пасхальный накрываем, (проводим ладонями вперед-назад, в стороны-вместе)
Веткой вербы украшаем, (ладони соединить вместе вертикально, пальцы развести в стороны)
И в большой печи
Печем куличи. (сложить ладони вместе, поворачивать их)
Дай нам, курочка яичко простое, (манят руками, соединяют пальчики вместе)
Мы его раскрасим, будет расписное. (пальцами правой руки выполняют волнообразные движения)
Яйцо – символ жизни, любви и надежды, (показывают пальчиками яйцо, правую руку поднять вверх, пальчиками показать сердечко, левую руку поднять вверх)
Нарядим яйца в пасхальные одежды. (поворотики туловищем вправо-влево, провести руками по бокам сверху вниз).
Воспитатель: Ребята, вы хотите раскрасить пасхальные яички? Занимайте места за столиками. (дети садятся за столы). У каждого на столе лежит яичко, вырезанное из бумаги, кисточки, краски. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть рисунок на бумаге. Предлагаю вам раскрасить извилистые дорожки разными цветами. Помните правило: воды берем немного, иначе краска растечется по бумажной основе и заполнит те участки, красить которые мы не планировали. Можете начинать расписывать яички. (Дети выполняют творческую работу).
3. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, какие красивые яички-писанки у вас получились! Давайте соберем их в нашу корзину. (дети кладут яички в корзину). Ребята, вам понравилось пасхальное путешествие? Что было самым интересным? А кому вы бы хотели подарить свое расписное яичко?
Помните, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте послушны и внимательны к старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям. Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие. (19 слайд) (Звучит колокольный звон). Ребята, давайте пожелаем всем "Счастливой Пасхи!"