Татьяна Алексеева
Конспект организованной образовательной деятельности по Флгк и развитию связной речи «Зима. Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей
старшей логопедической группы на тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Коррекционно – образовательные цели :
1. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни и зимний период, повадках.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по Флгк и развитию связной речи „Зима, Дикие животные зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться).
3. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами – онок-, - енок-, -ат-, - ят-, -очк,-ечк
4. Практическое употребление притяжательных прилагательных.
5. Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове).
6. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения.
Коррекционно – развивающие цели.
1. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания
2. Развитие логического мышления, памяти.
Коррекционно – воспитательные цели.
1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
2. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Мнемотаблицы для составления рассказа о волке, лисе, зайце, белке, медведе, клубок, разрезные картинки с изображениями диких животных; картинки с изображениями жилищ диких животных : дупло, логово, берлога, нора, куст: игра игра «Кто у кого?», игрушка-обезьяна, обруч, сенсорная доска, презентация «Дикие животные и их жилища»
Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями диких животных наших лесов и их детенышей, беседа о жизни диких животных зимой. Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Ход ОД
1. Организационный момент.
Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их в кабинет, где при входе на полу лежит клубочек. (слайд 3)
Логопед. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, к нам на занятие прикатился волшебный клубок. Поиграть хотите, дети?
Дети. Да, хотим!
Логопед. Я соединю всех вас одной нитью, наматываю нить обратно, клубочек отдаю Инне и обращаюсь к ней очень ласково : «Инночка, рада тебя видеть». Скажи так же Мише.
Дети передают клубок, сматывая нить и проговаривая ласковые имена. Клубок привел детей к нашему гостю
2. Сюрпризный момент. Появляется игрушка-обезьянка, здоровается (слайд 4).
Обезьянка:
- Ребята, я приплыла из жаркой Африки, никогда не видела животных, которые живут в вашем лесу. Очень хочу узнать о них.
Логопед: Ребята, поможем обезьянке? (Да). Тогда слушайте загадки, будьте внимательны.
3. Загадки о диких животных (слайд 5)
Ребенок отгадывает и выставляет картинку животного
Рыжая плутовка, хитрая головка,
Хвост пушистый, краса.
А зовут ее … (лиса)
Летом серый, а зимой белый. (заяц)
Серый, злой, зубастый
По лесу рыщет, добычу ищет. (волк)
Рыжий, маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (белка)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а ниток ни одной. (ёж)
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной. (медведь)
Логопед: Кто это?
Дети. Это дикие животные.
Логопед. Почему их так называют?
Ребенок: Сами строят себе жилье и добывают пищу. Они живут в лесу.
4. Путешествие в зимний лес
Логопед:
- Давайте покажем обезьянке, где живут дикие животные. Ребята вы хотите оказаться в лесу?
- Какое сейчас время года?
- Давайте с вами отправимся в зимний лес и узнаем, как зимуют дикие животные.
Логопед: Попасть в зимний лес поможет волшебный обруч
Кто через обруч волшебный пройдет.
Тот в зимний лес попадет. (в центре обруча-снежинка)
Ребята, но здесь лежит снежинка и на ней написано, что в волшебный лес пропустит только тех, кто правильно назовет детенышей диких животных.
5. Упражнение с мячом «У кого кто?», «Кто что ест?»
Логопед. А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч, и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и чем они питаются, а потом возвращать мяч мне.
Логопед. Волк.
Ребенок: Волчонок, волчата. Волк питается мясом, охотится за мышами, зайцами, он хищник.
Дети выполняют задание. Лиса, заяц, волк, еж, медведь, белка.
Проходят через обруч.
Звучит музыка.
Логопед:
- Зимний лес встречает нас музыкой.
- Какая звучит музыка? (нежная, красивая, спокойная)
- Давайте с вами изобразим, как кружатся снежинки, дует легкий ветерок (упражнение со снежинками- слайд 6, воет ветер (вввввв). Дети проходят, садятся на «пенечки» (стулья)
6. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Посмотрите, ребята, а вот и жилища диких животных (на экране появляются картинки с изображением жилищ животных)- слайды 7-9
Дети должны «заселить» животное в соответствующее жилище. (Лиса живет в норе. И т. д.)
Логопед. Сейчас я буду показывать картинки и задавать вам вопросы, чье жилье? Чьи части тела? (показ по одной картинке)
Логопед. Чья нора (дупло, берлога, куст, логово) – беличье, медвежья, заячий, волчье
Чей хвост?
-Молодцы, правильно расселили животных.
На экране появляется картинка с изображением диких животных.
Логопед. А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [ в] (слайд 10)
7. Упражнение «Самый внимательный». (Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия.
Ребенок. Это волк.
Логопед. Верно, Аня. Ты сегодня самая внимательная. А теперь определите место звука [ в] в слове волк.
Ребенок. Звук [в ] стоит в начале слова (слайд 11)
Молодцы ребята, обезьянке очень понравилось, как вы отвечали. А теперь погуляем по зимнему лесу.
8. Динамическая пауза – фонологическое упражнение (слайд 12)
(Дети произносят текст, выполняя движения руками и приседая, а также изменяют интонацию и силу голоса.)
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под елкой спит медведь –
Тише, тише – не шуметь.
Дети садятся полукругом.
Логопед:
- В зимнем лесу тихо. А пока все дикие животные отдыхают, давайте расскажем о них нашему гостю из Африки. Нам поможет план-схема.
9. Изучение нового. Составление рассказа по схеме. Обучение составлению связного последовательного высказывания с использованием мнемотаблицы, служащей зрительным планом изложения. Составление рассказов – описаний о диком животном по схеме (слайды 13-14)
( Актуализация словаря по теме: «Дикие животные». Развитие связной речи, творческого воображения) .
Логопед, используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии, опираясь на свои мнемотаблицы, составляют рассказ о диком животном.
Примерный рассказ о волке:
1. Волк - дикое животное. Он живет в лесу.
2. Волк устраивает свое жилище в логове.
3. У волка есть острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши.
4. Тело волка покрыто серой густой шерстью.
5. Волк – хищное животное. Он питается мясом.
6. У волка есть волчата.
Логопед: Обезьянка говорит вам спасибо за рассказы о диких животных – лесных жителях, за путешествие в зимний лес, что ей очень понравилось. Она поедет в Африку к своим друзьям: крокодилам, слонам и жирафам и расскажет им о диких животных нашего леса.
Логопед:
- Нам пора возвращаться в детский сад (слайд 15)
Через обруч волшебный мы пройдем.
В детский сад обратно попадем (в обруче снежинка с заданием)
Логопед: Ребята, посмотрите, здесь снежинка лежит. А на ней задание. Ты конверт скорей возьми и животных собери. (Дети получают конверты с разрезными картинками и проходят через обруч, садятся за столы). Но чтобы у нас получилось правильно собрать картинки, выполним гимнастику для пальчиков.
10. Пальчиковое упражнение (слайд 16)
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
У лисы в лесу густом
Есть нора – надежный дом.
Белочке в дупле на ели
Не страшны зимой метели.
И у зайчика есть дом –
В снег зарылся под кустом.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
11. Упражнение «Составь картинку из частей» (слайд 17)
Дети собирают картинки диких животных из частей.
12. Итог
Логопед:
-Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы составляли рассказы о диких животных, отгадывали загадки.
- А вам понравилось? (Дети отвечают). А что понравилось больше всего?
А это вам подарок из сказочного зимнего леса (корзина с угощением)
Литература:
1. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. 2-е изд., доп., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2015
2. Т. А. Ткаченко «Веселые пальчики. Развиваем мелкую моторику», Москва, 2013;
Электронный ресурс:
• Загадки https://mamaschool.ru/
• Презентация «Дикие животные, их жилища»