Ольга Клинкова
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи
Хлеб – всему голова
(подготовительная группа)
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи» размещена в разделах
Цель: знакомить детей со злаковыми растениями. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Развивать сенсорные навыки. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, чтение литературных произведений по теме.
Ход ЗАНЯТИЯ
Педагог. Дети, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему Музею хлеба. Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате – зерно,
Спелой зрелостью полно.
(Дети рассматривают через лупу колосья пшеницы и ржи).
Пшеницу, рожь и др. зерновые растения называют злаками. Этот колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос. Колос ржи – ржаной колосок.
Мука из зерен пшеницы пшеничная мука. Мука из зерен ржи – ржаная мука. Тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто. Тесто из ржаной муки – ржаное тесто. Какой хлеб пекут из пшеничной муки? (пшеничный, белый). А из ржаной? (ржаной, чёрный).
Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяют по вкусу, белый он или черный.
Вос-ль. Молодцы, хорошо знаете вкус и белого и ржаного хлеба.
Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите (аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.)
Из зёрен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
Игра «Кто больше назовет блюд?»
Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.
Вос-ль. С давних времён на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего сада. И мамы у вас дома.
Игра «Из чего сварили кашу?» (дети высказывают предположения)
Вос-ль показывает зёрна злаков, образцы круп, которые из них получают. Дети называют каши, которые готовят из этих круп.
Вос-ль. Из гречихи варят кашу (гречневую). Из овса - овсяную, из риса – рисовую и т. д.
Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаю? (ответы детей)
Игра «Угадай на ощупь»
Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.
Вос-ль. Как вы думаете, всегда ли хлеб существовал на земле? «Дети высказывают предположения». Сегодня я расскажу вам сказку «О первом пшеничном зёрнышке». (Читает сказку, показывает иллюстрации). Понравилась вам сказка? Вспомните, в каких ещё сказках упоминаются хлеб, зерно или продукты питания из муки? (Колосок, Мужик и медведь, Колобок).
Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок? (дети высказывают предположения). Пшеничная мука всегда была дороже ржаной. И поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедных крестьянских семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь». Так что колобок из сказки был выпечен, скорее всего из ржаной муки. В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в это звучание – жито. Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (Дети высказывают свои мысли).
Слово «жито» похоже на слово «жить» .Хлеб- главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Где хлебно и тепло, там жить добро
Будет хлеб - будет и песня
Хлеб – наше богатство
У кого хлеб родится тот и веселится
Без соли не вкусно – без хлеба не сытно
Каша –мать наша, а хлеб – отец-кормилец
Многие писатели и поэты с уважением говорят о хлебе в своих произведениях. Вспомните их («Лисичкин хлеб» М. Пришвин, «Хлеб» М. Глинской).
Каждому знакомы мудрые слова:
«Хлеб – хозяин дома, всему голова!»
Он дороже злата, серебра ценней,
Крепкого булата хлебушек сильней.
В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире. Кто из вас знает, какие виды хлеба пекут в других странах?
(Если дети затрудняются с ответом, вос-ль показывает иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу – выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане, лаваш – в Армении, багет – во Франции, галеты – в Италии.)
Вос-ль. К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб. Понимают его ценность и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. «Хлеб к обеду в меру бери, он – драгоценность. Им не сори».
Закончите предложение: «Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я ….» (Дети поочередно предлагают свои варианты окончания предложения).
Хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в учёных. Проведем эксперимент. Посадите зёрна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, ухаживайте за посевами и понаблюдайте, в каком горшочке быстрее и дружнее прорастут зёрна.
Дети с воспитателем выполняют задание-эксперимент и регулярно ухаживают и наблюдают за происходящим.