Получи документы

Конспект организованной образовательной деятельности «Почва — живая земля» в старше-подготовительной группе

Лариса Келлер
Конспект организованной образовательной деятельности «Почва — живая земля» в старше-подготовительной группе

Конспект организованной образовательной деятельности.

Вид ООД: интегрированная деятельность в старше - подготовительной группе.

Группа : старше –подготовительная группа «Следопыты»

Воспитатель: Келлер Лариса Эдуардовна

Отделение: ул. Речная, 48

Дата: 24.01.23 г.

Тема:

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Почва — живая земля“ в старше-подготовительной группе» размещена в разделах

«Почва — живая земля».

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе обучения и экспериментирования.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с подземной средой обитания, с основными факторами среды, действующими на почву (влажность, ветер, температура, живые организмы).

2. Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, твердость, мягкость, пластичность).

3. Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента.

Развивающие задачи:

• упражнять в умении сравнивать, анализировать;

• формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

Воспитательные:

• учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;

• воспитывать любовь к природе;

• учить видеть необычное в обычном;

• формировать основы экологической культуры.

Материалы и оборудование:

• ёмкости с песком, глиной, почвой, камнями;

• вода, пипетки и кувшины для воды;

• салфетки;

• поднос для «создания» земли;

• поднос с землей и проросшими побегами цветов;

• иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;

- письмо от Подземного царя Почвоведа;

• пакетики с разной землёй (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной).

Методические приё мы:

• загадывание загадок – разминка для мозга

• вопросы к детям;

• дидактические игры «Откуда горсть земли; «Земля и ее жители».

• экспериментирование;

• исследование;

• использование физкультминуток.

Предварительная работа: наблюдения за почвой, песком; чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»; чтение сказки Нины Павловой «Большое чудо»; рассматривание иллюстраций изображения почвы; рассматривание камней; заучивание стихотворения А. Машковской «Давайте оставим немного земли».

Ход занятия:

1. Приветствие.

В:

- Девочки и мальчики, обратите внимание на то, сколько к нам пришло гостей, конечно вы должны собраться и показать себя, какие вы дисциплинированные и умные ребята. Для начала мы должны со всеми поздороваться:

Д: Добрый день и добрый час, доброе утро, гости для вас! (дети садятся)

У меня на столе стоит глобус – это макет нашей планеты, так она выглядит там высоко в космосе. Как еще мы называем нашу планету?

(ответ детей)

- Прежде, чем нам отправиться в наше познавательное, увлекательное и интересное путешествие, мы с вами должны сделать несколько разминок: разминка для мозга, для тела, для глаз и т. д.

2. Разминка 1.

«Разминка для мозга».

1. Корова в детстве? Лошадь? Овца?

2. Прибор для измерения времени?

3. Что такое «твердая вода»?

4. Сколько лет в году?

5. Сколько хвостов у семи собак?

6. Назовите зимние месяцы. Летние?

7. Что такое газообразное состояние воды?

8. Как сделать цветную льдинку?

9. Как не намокнуть под дождем?

10. Что тяжелее 1 кг камней или 1 кг ваты?

Вы, ребята молодцы, вам легко будет теперь отгадать загадку и узнать, о чем пойдет речь на занятии.

Её все матушкой зовут,

По ней все ножками бегут. (Земля)

3. Сообщение темы: зачитывание записки от Подземного царя.

Дорогие ребята! Надеюсь вам понравился мой подарок. Это волшебная земля. Почему эта земля волшебная? Потому что это не простая земля – это почва. Она кормит растения. А они отдают ей свои сухие листья и ветки. В почве очень много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое подземное царство, которое вы не видите. Хотите познакомиться с этим царством? Тогда внимательно слушайте на занятиях и выполняйте эксперименты. А я обязательно побываю у вас в гостях и посмотрю, что вы нового узнали.

Подземный царь – Почвовед.

В:

- Как вы уже поняли, сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Её ещё называют почвой.

Почему говорят, что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют «мать-земля», «матушка»? Какая земля у нас под ногами — твердая или мягкая? Что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными - исследователями. Кто знает, чем занимаются ученые?

Дети. (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

4. Вот и мы с вами станем сейчас учеными – исследователями и будем наблюдать и экспериментировать.

Опыт №1

Исследование почвы и сравнение ее с другими веществами.

В: Чтобы познакомиться с землей поближе, на каждом столе лежат предметы для исследования, назовите их (лупа, увеличительное стекло). Давайте посмотрим глазками и вспомним: Для чего нам нужно увеличительное стекло? (рассмотреть почву).

- Молодцы, посмотрите и скажите какого же цвета почва? (темная, черная, коричневая и т. д.)

Что мы знаем о ней? «Земля – почва» - она плодородная, в ней очень много питательных веществ для растений (чернозем, растения очень любят его. Что еще вы разглядели через лупу? Внимательно посмотрите. Что видите? (палочки, листочки, песок, камушки).

Давайте потрогаем ее руками…какая она на ощупь? (сухая, рассыпается, мягкая, рыхлая, твердая и т. д.) - (салфетками вытирают руки). Давайте сделаем вывод: Земля – это… из чего она состоит?

(дети сами делают выводы).

В: Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения.

В: Дети. А чем вы дышите? (воздухом).

А знаете ли вы, что под землей тоже есть воздух? Давайте проверим - правда ли это?

Опыт № 2

«В почве есть воздух».

У каждого из вас на столе стоит стакан с водой, возьмите комочек земли и опустите в стакан.

Что вы видите? (Пузырьки. Это воздух)

В: Что это значит? почве есть воздух) Да, действительно, вода вытеснила воздух из почвы и появились маленькие пузырьки. Вот мы проверили и доказали с вами, что в почве есть воздух.

Ребята, а вы поливаете растения? (да)

А что будет с водой, если ее налить в почву? (вода впитается в почву)

Давайте это проверим.

Опыт № 3

«Почва впитывает воду»

К доске идут двое детей, которым предлагается полить цветы. Они наливают в почву воду и говорят, что вода впиталась в почву.

У каждого ребенка стакан с почвой, дети сажают в землю семечки моркови и поливают землю. Давайте сделаем вывод:

Значит почва впитывает воду.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять руками помахать.

Шесть – за столик тихо сесть.

В: Дети, а вы любите лепить из пластилина или летом в песочнице пирожки? (да)

Как вы думаете: можно из земли слепить пирожки? (нет, не знают). Предлагаю вам, ребята, провести еще один опыт.

Опыт№ 4

«Пластичность почвы»

Придавите пальчиками вашу влажную землю. Что с ней стало? (она уменьшилась).

Правильно, почва или земля изменила форму. О чем это говорит? О том, что земля пластична.

Вот так же и стой почвой, по которой мы все ходим. Что происходит с тропинкой, если по ней все идут? Она сжимается и из нее уходит воздух и влага. Как вы думаете, это хорошо? Как там живется тем, кто в почве живет? Растениям? Насекомым? (ответы детей)

5. Игра «Откуда эта горсть земли

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток — пустыня, 2-й — лес, 3-й — цветники, 4-й — каменистый берег моря, 5-й — глинистая дорога, 6-й — горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

Ход игры.

В: Ребята, предлагаю вам поиграть: к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков — на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей — на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной — на глинистую дорогу, с песчаной — на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками — на лепесток с изображением морского берега.)

6. Закрепление новой темы.

В: Ну вот, теперь вы много знаете о подземном царстве, о почве, о земле. Какие мы проводили опыты? Что вы узнали о подземном царстве?

Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Сейчас снег на улице, а когда он растает – весной - вы увидите, какая земля на территории нашего детского сада.

В: Давайте попробуем все содержимое ваших цветных чашечек, которые стоят в середине столов, высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?

Дети. (Земля.)

Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? ( Ответы детей: На земле растут деревья, травы, кустарники, хлеб. Земля — это еще и название нашей планеты)

- Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле.

(Дети говорят «добрые» слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани.)

Сюрпризный момент (поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги семян — во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.)

В: Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдёт с землей и растениями дальше.

7. Заключительная часть.

Воспитатель делает вместе с детьми вывод:

Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из плодородного слоя, глины, песка, камешков, корней и других остатков растений.

Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Прежде, чем проститься с вами, ребята, хочется, чтобы вы прочитали всем нам экологическое стихотворение, которое мы готовили вместе:

«Давайте оставим немного земли».

Улице надо в костюм нарядиться,

Жить без костюма, нет! Не годится!

Будет в асфальте она щеголять,

Выйдут машины, будут гулять…

Мы нарисуем цветы на асфальте!

Только знаете, что, давайте…

Давайте оставим немного земли, чтобы забыть мы ее не могли!

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел»Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел» С нашим детским садом тесно сотрудничает филиал библиотеки №5. Стало хорошей традицией проводить совместные праздники и познавательные мероприятия.

Фотоотчет «Почва — живая земля»Фотоотчет «Почва — живая земля» Скоро закончится учебный год у детей моей подготовительной группы. Воспитанники проходят подготовку к школе по всем направлениям, но особенно.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности «Волшебный мир бумаги» в подготовительной к школе группеКонспект открытой организованной образовательной деятельности «Волшебный мир бумаги» в подготовительной к школе группе Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ» Подготовила и провела Воспитатель 1кв. кат Спиркова Е. А Цель: развитие познавательной активности,.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Почва»Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Почва» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Почва» Образовательная область: Познавательное развитие. Воспитатель.

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Математический марафон»Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Математический марафон» Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Математический марафон»в подготовительной группе Цель: • закреплять.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по лексической теме «Мебель» Цель: - совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель». Задачи: - уточнение, расширение, активизация словаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности «Почва — живая земля» в старше-подготовительной группе
Опубликовано: 9 января 2024 в 23:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД