Приложение МААМ

Конспект открытого интегрированного образовательного мероприятия «Быт чувашского народа» в старшей группе

Ирина Уба
Конспект открытого интегрированного образовательного мероприятия «Быт чувашского народа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное образовательное учреждение МОУ "Староалгашинская средняя школа имени Героя Советского Союза Н. Г. Князькина" МО «Цильнинский район» Ульяновской области

Конспект открытого интегрированного образовательного мероприятия на тему «Быт чувашского народа» в дошкольной группе.

Воспитатель: Уба И. И.

2019г.

Публикация «Конспект открытого интегрированного образовательного мероприятия „Быт чувашского народа“ в старшей группе» размещена в разделах

Актуальность: В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. ФГОС ДО направляют содержание, образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Дети - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский. Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством чувашского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

- познакомить детей с знаменитыми людьми родного края;

- познакомит детей с предметами чувашского быта (печь, прялка и т. д.)

-познакомить детей с чувашской избой;

- познакомить детей с кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, сито.

- обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами;

- воспитывать любознательность, интерес к истории своего народа, расширять кругозор детей;

- развивать художественно- творческие способности детей.

Ход занятия:

В. Здравствуйте, гости дорогие!

Д. Здравствуйте!

В. Ыра кун пултар сире, хакла ханасем!

Широка страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

В. Это самая известная песня в нашей стране. Про какую страну здесь поется, ребята?

Д. Про Россию.

В. Правильно, ребята, здесь поется про нашу Родину- Россию.

Родина –это значит родная. Ребята, а кто у нас бывает родной?

Д. Папа, мама, дедушка, бабушка….

В. Это сейчас, ребята, наша страна называется Россия, а раньше в далекие времена наша страна называлась Русь.

Наша страна, ребята, очень большая. Она самая огромная в мире. Наша страна многонациональна. Даже в нашем селе живут люди разных национальностей.

- Ребята, а какие вы знаете национальности.

Д. Русские, чуваши, мордва, татары….

В. А к какой национальности относимся мы, ребята?

Д. Мы чуваши.

В. Вот как писал П. Хузангай. Про чувашский народ.

Знаете ли вы страну такую

Древнюю и вечно молодую,

Где в лесу тетерева токуют,

Словно песней сердце околдуют,

Где, коль праздник-

От души ликуют,

Коль работа- гору дай любую.

В. Ребята, а вы знаете, что из чувашского народа вышли разные известные люди. Это писатели, поэты, ученые и даже космонавт А. Г. Николаев.

- Даже в нашем селе есть знаменитости. Это герой Советского Союза- Князькин Н. Г. и Кадебин Н. К. Это ближайшие родственники нашего воспитанника Ярослава Кирюшина.

В. Скажите, ребята, а каких чувашских писателей и поэтов вы знаете?

Д. Н. Ыдарай, П. Хузангай, К. Иванов, Юман….

В. Каких современных поэтов вы знаете?

Д. В. Тарават.

В. Молодцы! Да, она очень любит писать стихи и для вас, дети.

Ярослав нам сейчас расскажет одно из ее стихотворений «Ман паян сурална кун».

В. Молодец, Ярослав! Спасибо.

В. А вот что писал Н. Ыдарай о двух языках: чувашский и русский.

Расскажет нам Кристина.

В. Ребята, мы с вами живем в 21 веке. Как вы думаете, в прошлом, старину, люди жили так же как и мы? У них был например газ, свет?

Д. Ответы детей.

В. Ребята, а вы хотели бы попасть в прошлое? Посмотреть как жил чувашский народ.

Д. Ответы детей.

В. Я бы тоже очень хотела посмотреть на их быт.

Ребята, а на чем мы полетим в прошлое? Давайте мы представим, что мы полети на ковре- самолете. Давайте аккуратно сядем на этот ковер и закроем глаза. Будем считать от «5» до «1». (Дети считают).

В. Дети, откроем глаза. Как вам кажется, мы попали в прошлое?

Д. Да.

В. А почему вы так думаете?

Д. Потому что здесь все предметы старинные.

В. Ребята, давайте подойдем поближе. Что вы тут видите? Вам знаком какой- нибудь предмет?

Д. Утюг, лапти, кочерга, чугунок, фонарь.

В. Ребята, а как вы думаете, что из этих предметов хозяйка ставила в печь, чтобы приготовить в нем пищу. Кто из вас догадается?

Д. Чугунок.

В. Правильно, ребята, чугунок. Он был незаменим в хозяйстве, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь, никогда не бился.

В. Ребята, даже я помню, как моя бабушка варила в чугунке каши и вкусный суп. Еда была такая вкусная.

В. Ребята, хотите потрогать этот чугунок? Тяжелый?

В. А как же можно было достать этот горячий чугунок? Здесь, ребята, нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит отдает,

А сам в угол идет. (Ухват)

В. Возле печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки с вкусной едой.

Ребята, в загадке сказано про ухват: «Не бык, а бодает». Бодают у нас рогами, значит и ухват д. б. похож на рога. Посмотрите внимательно, можете угадать, который из предметов- ухват?

(Дальше знакомим с другими предметами. Задаем вопросы, для чего они нужны).

В. Ребята, у каждого народа есть своя вышивка и узоры, для этих узоров используют разные цвета. У чувашского народа преобладал красный и белый цвет.

Ребята, давайте обратим внимание на женскую чувашскую одежду. Какого цвета здесь больше? Обратите внимание, что на фартуке вышиты национальные узоры.

В. Ребята, потрогайте платье на ощупь. Как вам кажется ткань мягкая или грубая на ощупь?

Д. Грубая.

В. Правильно, грубая ткань. Потому что ткань не покупали в магазинах, ее ткали дома на специальных ткацких станках.

В. Обратите внимание на головной убор. Он тяжелый, потому что его украшали настоящими монетами. По этим нарядам можно было узнать богатой ли была женщина или женщина из бедной семьи. Этот головной убор назывался- тухья.

В. Ребята, интересно ли вам в прошлом? Много мы с вами увидели старинных вещей.

В. Ой, ребята, смотрите, тут какая то тропинка протоптана. Куда же она ведет?

В. Дети, шагайте за мной.

Тут какая то изба стоит. Подойдем поближе к дому.

Ребята, в старину люди тоже делали себе жилище, где могли спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, чтобы погреться у огня.

Ребята, а из чего в старину люди могли построить себе дом.

Д. Из дерева.

В. Да, правильно, из дерева. Которая называлась- сосна. Почему именно из этого дерева. Потому что в таком доме воздух всегда пахнет смолой, особенно в ней тепло зимой, когда за окном мороз и вьюга.

В. Ребята, давайте постучимся и зайдем в дом. Тут порог, давайте перешагнем через него.

А. Ыра кун пултар, сире ачасем.

Д. Ыра кун пултар, асанне.

А. Эпэ асанне- кил хуси.

Д. Асанне, эпир сан синчен сава пелетпер.

(Оксана читает стих «Асанне»).

Д. Асанне, эсэ кунта мен эслен?

А. Эпе ачасем, сем аварлап.

Д. Асанне, ку мен вара?

А. Ку вал кенчеле. Ку кенчелепе сам аварлассе. Саменчен вара аша тум тир сыхассе: алсиш, чолха.

Эпе ачасем сире паян кетрем. Мен чухле апат- симес хатерлерем: чакат, таваралана су, уйран. Хале вара сире калтармач песерме верентесшен. Ман чуста та хатер. Эсир хале кунта вырнасса ларар, сапунсене сакар, аласене тасатар, чустапа эслеме тирпей кирле. Ачасем, сапуне мен валли сакатпар?

Д. Вараланасран сакатпар.

А. Ачасем, чустаран тат мен песерме пулать.

Д. Пашалу, куколь, сакар….

А. Ачасем, чустана тытса пахар ха, менлерех вал?

Д. Семсе, алла сыпасмасть. Она терлерен йавалама пулать Саврашка та йавалама пулать. Ике ала хушшинче тюре патак пек те йавалама пулать.

А. Хале эпе сире катартса парап калтармач менле тавассе. Чуста татакне илетпер, алапа йовалатпар, ывса сине хуратпар, весесене сыпантаратпар. Пирен калтармач пулать урапа еверле. Хале енте аларсене тасатса илер те, калтрмач эсир туса пахар.

А. Кам пелет, калтармача аста песерессе. Эпе сире тупмалли юмах калап. Сулла сыврать

Хелле сунать.

Саварне усат те

Мен панине вес сиет.

Д. Ответы детей.

А. Элек ачасем, апата камакара песерне. Ачасем камака синчен мен пелетер ха эсир? (Денис рассказывае про печь).

Ачасем, сак калтармачасене камакана лартатпар. Камакара калтармач писичен эпе сире вайа вылятарасшан. (Игра).

А. Чавашсем, ачасем, еслеме те, ташлама та, выляма та аста пулна.

В. Асанне, пирен ачасем те ташла пелессе. Сан вали Оксана ташласа катартат.

А. Ну матур та Оксана.

В. Асанне, весем пирен ваттисем самахесене те пелессе.

Кристина: «Кус харать те ал тават».

Андрей: «Ир таракан тута пулна».

Даша: «Аллупа есле, пусупа шухашла»

Оксана: «Челхупе каласма ан васка, есне тума васка».

Денис: «Ес йывар пулсан та,симе тутла»

Ярослав: «Сер синче этем туман эс сук».

А. Ачасем, ку ваттисем самахесем мен синчен?

Д. Менле еслемели синчен, эсчен пулмалли синчен верентекен.

А. Тавтапус сире,ачасем. Эсир манна паян пите савантартар. Пирен калтармачасем те писрес пуль. Весене эпир сисе пахапар кайран.

В. Асанне, пире ачасемпе киле тавранмалла. Тавтапус сана пире калтармач песерме верентнешен. Чипер юл,асанне.

В. Ребята, нам пора возвращаться домой. Как говорили в старину : «В гостях хорошо, а дома лучше».

Давайте сядем на наш ковер- самолет и вернемся обратно домой в будущее. Усядемся поудобнее, закроем глаза и посчитаем от «1» до «5». Открываем глаза, вот мы и дома.

Ребята, вам понравилось в прошлом? Что интересного и нового мы узнали с вами?

Д. Мы познакомились со старинными предметами, которыми пользовались наши прабабушки и прадедушки. Увидели национальную одежду. Асанне научила нас лепит чувашские бублики, которые называются «колтормачо».

В. Молодцы, ребята. Правильно.

В. Ребята, мы закончим наше путешествие на музыкальной ноте. Ярослав подарит нашим гостям песню «Шапчак». А мы скажем нашим гостям: «До свидания!» «Сиве пулар. Тепре тел пуличен!»

Публикации по теме:

«Веселая семейка». Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе«Веселая семейка». Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе Программное содержание: 1. Образовательные задачи: _Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы; создавать узор на «домике».

Конспект интегрированного педагогического мероприятия в группе раннего возраста «На прогулку с Колобком» Воспитатель: Федоренко Н. В. Цель: закрепление представлений воспитанников о хорошо знакомой сказке, сказочных героях; развитие познавательной.

Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе КОНСПЕКТ открытого интегрированного физкультурного занятия по реализации образовательных областей «Физическая культура». «Безопасность».

Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе «Спорт, ребята, очень нужен!» (для детей с ОВЗ)Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе «Спорт, ребята, очень нужен!» (для детей с ОВЗ) Цель: Систематизировать знания детей о летних олимпийских видах спорта: волейбол, футбол, баскетбол. Задачи: - развивать физические качества.

«Зимнее дерево». Конспект открытого интегрированного занятия по пластилинографии в средней группе«Зимнее дерево». Конспект открытого интегрированного занятия по пластилинографии в средней группе Коллективная работа на тему: «Зимнее дерево»Использование нетрадиционной техники в формировании изобразительного творчества у детей. Нетрадиционная.

Конспект открытого мероприятия в старшей группе «Театрализация сказки М. Ю. Картушиной «Заяц-портной»Конспект открытого мероприятия в старшей группе «Театрализация сказки М. Ю. Картушиной «Заяц-портной» Цель: развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских.

Конспект открытого педагогического мероприятия в средней группе по теме «Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Детский сад № 14 «Медвежонок» - филиал АН ДОО «Алмазик» Конспект открытого педагогического мероприятия в средней группе Почемучки».

Конспект открытого районного мероприятия в подготовительной группе «Как спасти Василису Прекрасную?» Участники: дети подготовительной к школе группы ЦЕЛЬ: • поддержать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям; • закрепить.

Конспект открытого спортивного мероприятия с мамами «Поездка в цирк на поезде» в младшей группеКонспект открытого спортивного мероприятия с мамами «Поездка в цирк на поезде» в младшей группе Конспект открытого спортивного мероприятия с мамами «Поездка в цирк на поезде» в младшей группе. Цель:приобщать родителей и детей к здоровому.

Сценарий открытого мероприятия «Выборы атамана» в старшей группеСценарий открытого мероприятия «Выборы атамана» в старшей группе Воспитанники старшей группы №3, №3/1 проходят в музыкальный зал под музыку. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Совсем скоро состоится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого интегрированного образовательного мероприятия «Быт чувашского народа» в старшей группе
Опубликовано: 13 марта 2020 в 13:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого интегрированного образовательного мероприятия «Быт чувашского народа» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Уба (УИ 2261166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД