Лучший педагог года

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Малиновый звон»

Ольга Фомичева
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Малиновый звон»

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Малиновый звон»

Предварительная работа: создание коллекции колокольчиков.

Воспитатель: Ребята, как называется наша коллекция?

Дети: «Малиновый звон»

Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Малиновый звон“» размещена в разделах

Воспитатель: Что значит «Малиновый звон

Очень давно, в городе Малин в Бельгии разработали сплав для литья колоколов. С тех времен стали так называть красивый переливающийся звон. Сочетание «малиновый звон» - означает очень приятный, мягкий звон.

Воспитатель: Дети, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром!

Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей!

- Кто догадался, о чем идет речь? Кто догадался, что в первой загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение).

- Чем отличается вторая отгадка от первой? Или отгадка одинаковая? ( Предложить подумать и объяснить: 1 – Колокол. 2- Колокольчик. Чем похожи слова-отгадки: “колокол” и “колокольчик”).

Воспитатель: Как вы думаете, что означает слово «колокол»?

Дети: Ответы (зов, шум, крики).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как появились колокола?

По преданию много-много веков назад заболел один монах, пошел в лес за целебными травами, устал и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Монах почувствовал, что от этой музыки болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же монах открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла.

Воспитатель: Колокольчики делают различной формы и из разных материалов. А вы знаете, для чего нужны колокола? (Дети рассуждают)

Удары колокола отсчитывали время, по их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу браться, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула. Домашним животным крестьяне вешали на шею звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Жаворонок». Это русская народная игра.

По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

Воспитатель: В нашей коллекции есть необычный колокольчик -валдайский. Послушайте, как он звенит. Звоном валдайских колокольчиков восхищался А. С. Пушкин, а люди, когда слышали их голос, заранее знали: мимо едет тройка, везет то ли почту, то ли гостей.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин.

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

А. С. Пушкин

Воспитатель: Хотите узнать, откуда появились валдайские колокольчики? Вот послушайте легенду о валдайских колокольчиках.

В 1478 г. по приказу московского князя в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. Колокол благополучно добрался до столицы, где был перелит в другие колокола. Но легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.

Воспитатель: Красивая легенда, правда?

Воспитатель: Предлагаю повторить скороговорку (по частям – по 2 строки) :

Сшит колпак, вязан колпак,

Да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол,

Да не по-колоколовски.

Воспитатель: Как устроен колокол, на что он похож? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами; вспомнить, с чем колокол сравнивается в загадках).

Колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать? (Предложить подумать и высказать свое мнение).

Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.

Воспитатель: Играть на колоколе непросто, эту работу выполняет - звонарь. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? (“Звон”, “звонить”, “звонарь”, “звонница”, “звонкий”, “Звенигород”, “звонкоголосый”…- Предложить объяснить смысл каждого слова).

Воспитатель: Как вы думаете, где размещают колокола? (на высоких колокольнях, звонницах)

Воспитатель: С какой колокольни звон слышен лучше : с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять).

Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в Москве и называется она - "Иван Великий". В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра.

Показ слайда

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Самая известная звонница находится в г. Ростове. Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку. (Звучит звук "Ростовских звонниц").

Показ слайда

Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия: Сысой, Лебедь, Ясак, Голодарь, Баран, Козел, Красный и т. д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко. (Предложить послушать звон различных колоколов и определить звучание: красиво, мелодично, звонко).

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название?

Показ слайда

Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Как вы думаете, почему до нашего времени дошли имена мастеров? Чем они прославились? (Предложить высказать свою точку зрения).

Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства? (Предложить подумать, поразмышлять).

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть, размяться и поиграть в игру «Колокольчик».

Дети становятся в круг, закрывают глаза. Воспитатель играет на различных музыкальных инструментах (поочередно). Дети должны узнать, когда звонит колокольчик.

Воспитатель: О колоколах сложилось много легенд.

* Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).

* С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.

* Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. (Позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнить: каким стало настроение). Не зря ведь говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…”

Воспитатель: Самый главный из церковных звонов - "Благовест".

(Слушание пасхального звона).

Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник "Пасху". В этом звоне слышится призыв : "К нам, к нам, к нам". В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокола. Существует пословица: "В светлую седмицу, кто не звонарь".

(Предложить детям стать звонарями, взять колокольчик и позвонить - индивидуально и всем вместе).

- Хорошие у нас звонари! А теперь я предлагаю вам стать мастерами литейного дела. “Отливать” колокольчики мы будем не из чугуна, не из металла. Отгадайте, из чего:

Пыхтит, кряхтит, вверх ползет,

Недосмотришь – упадет,

Но не больно ему. Почему?

Изготовление именных колокольчиков из соленого теста

Воспитатель: Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. Недаром в старинной песне поется: “Москва златоглавая, звон колоколов…” (Предложить послушать фрагмент песни “Москва златоглавая” в исполнении ансамбля “Золотое кольцо”).

Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких.

Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает. Предлагаю взять волшебные краски и приступить к работе. (Роспись на колокольчиках на фоне исполнения русской народной песни “Москва златоглавая”).

Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями - нашим гостям. (Дети дарят сувениры гостям).

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе «Яйцо как форма зарождения жизни»Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе «Яйцо как форма зарождения жизни» Интеграция областей: «Познавательно-исследовательская», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество». Участники.

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе Цель: Познакомить.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Пчёлки спешат на помощь» Конспект интегрированного занятия на тему: «Пчёлки спешат на помощь» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование математических.

Конспект открытого НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Берегись простуды!»Конспект открытого НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Берегись простуды!» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная. Цели: создание условий.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты»Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты» Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах - полезных для растущего организма детей Задачи: 1. формировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Цель: Закреплять представления детей об овощах, фрукта, местом и этапами их выращивания. Расширять словарный запас, связную речь. Развивать.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу» Цель: Создание условий для расширения и закрепления знаний у детей об окружающей среде на планете земля. Задачи: Образовательные: - расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Малиновый звон»
Опубликовано: 15 января 2021 в 12:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД