МААМ-картинки

Конспект открытого логопедического занятия «История русской матрешки» в подготовительной группе с ОНР III

Елена Шабалина
Конспект открытого логопедического занятия «История русской матрешки» в подготовительной группе с ОНР III

Цель: продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой.

Задачи.

Коррекционно-образовательные.

Познакомить детей с историей создания русской матрешки, со способом ее изготовления.

Коррекционно-развивающие.

Развивать познавательный интерес к истории и культуре России, к русскому декоративно – прикладному искусству. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление). Закрепить подбору слов – предметов, слов – действий с заданным звуком. Развивать фонематический слух. Развивать интонационные стороны речи, тембра и силы голоса.

Публикация «Конспект открытого логопедического занятия „История русской матрешки“ в подготовительной группе с ОНР III» размещена в разделах

Коррекционно-воспитательные.

Продолжать воспитывать детей на народных традициях. Воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.

Оборудование: сундук, матрешки, иллюстрации, проектор, ноутбук, презентация, ИКТ.

Словарная работа: русская матрёшка, Матрена, сарафан, платок, фартук, веселая, нарядная, красивая.

Предварительная работа: Знакомство с русским народным творчеством: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Ход занятия

Логопед:

Здравствуйте, ребята!

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла,

Сундучок тот не простой

И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ

И веду о нем рассказ.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская… (матрешка).

Ответы детей.

Логопед:

– Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали – это русская матрешка. (Слайд.) И она пришла к нам в гости. Посмотрите, какая матрешка?

Ответы детей (яркая, нарядная, красивая).

- Сегодня она нам расскажет о себе.

– Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?

Ответы и предположения детей.

Логопед:

– Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. (Слайд.) Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрена. (Слайд.)

Логопед:

– Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена?

Ответы детей: Матрешечка, Матренушка, Матронушка.

Логопед:

– Молодцы, ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешку?

Ответы и предположения детей.

Логопед:

– Вы правы, матрешек делают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева?

Ответы и предположения детей.

Логопед:

– Как правило, это липа, ольха, береза. Рождение матрешки начинается на токарном станке. (Слайд.) Мастера вытачивают игрушку в основном из липы, дерево мягкое. Сухие липовые чурки обтачивают снаружи и изнутри. (Слайд.) Готовую заготовку грунтуют. (Слайд.) Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. (Слайд.)

Далее заготовку шлифуют, чтобы она стала гладкой. (Слайд.) После этого на заготовку наносят карандашом основу рисунка матрешки, намечаются контуры рта, глаз, щек. И уже затем матрёшке рисуют одежду. (Слайд.)

Каждая кукла наряжена в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек.

- Кто знает, что такое «сарафан»? (женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами) Посмотрите, одет ли на этой матрешке сарафан? Кто покажет?

- Что такое «передник»? (фартук)

- Что значит «пестрый» передник? (разноцветный).

-Обратите внимание у матрешек одинаковые наряды или нет?

Дальше начинается роспись матрешки. Расписывая, используют гуашь, акварель или акриловые краски. (Слайд.)

На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака.

Лак защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск. (Слайд.)

Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. (Слайд.)

- Матрешки не только девочки, девушки, женщины, но и мальчики, юноши, мужчины. (Слайд.) Сказочные герои, животные. (Слайд)

Логопед:

- Ребята, матрешка пришла не одна, а с подружками.

Все матрешки встали в ряд,

Вышли словно на парад.

- У каждой подружки есть для вас задания.

Задание 1.

«Признаки предмета».

Когда мы смотрим на матрешку, мы видим, что по размеру какая. (большая). По форме она… (овальная). По цвету она. много цветов (разноцветная).

Дать детям потрогать матрешку и, передавая его друг другу, ответить, какая она на ощупь и из чего сделана (гладкая, жесткая, блестящая, деревянная).

-Упражнение «Что можно делать?»

Вспомнить с детьми, что окружающие нас предметы могут совершать разные действия. Логопед разбирает матрешку и спрашивает: «Что можно делать?» (Разбирать.)

Собирает матрешку и спрашивает: «Что можно делать еще?» (Собирать.).

Задание 1.1 «Прятки»

С помощью схем дети прячут матрешку: логопед дает ребенку матрешку, называет предмет мебели и показывает схему. Глядя на нее, ребенок отвечает, где будет спрятана его матрешка.

Например:

матрешка - шкаф (матрешка на шкафу);

матрешка - шкаф (матрешка в шкафу);

матрешка – стол (матрешка под столом).

Вспомнить короткое слово-предлог.

Задание 1.2 Выложите схему своего предложения.

Дети выкладывают.

Логопед:

- Сколько слов в твоем предложении. Что ставим в конце предложения. Как будем писать первое слово в предложении.

Задание 2. Пословицы и поговорки о труде

- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки.

- Я начну, а вы продолжите пословицы о труде.

Без труда не вытащишь …. (и рыбку из пруда).

Делу – время, … (потехе – час).

Терпенье и труд … (все перетрут).

Сделал дело – … (гуляй смело).

Без хорошего труда … (нет плода).

Сегодняшней работы … (назавтра не откладывай).

В труде … (рождаются герои).

Хозяин тот, … (кто трудится).

Труд кормит, … (а лень портит).

Ответы детей.

Задание 3. Послушай и повтори (игра Мерсибо)

Физминутка

Логопед: Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)

А вот в давние времена, когда в нашей стране появилась матрешка, ее можно было купить на ярмарке, где продавались не только матрешки, но и другие товары – глиняные свистульки, глиняные животные, игрушки, вырезанные из дерева, а также различные сладости.

Что душа твоя желает

Все на ярмарке найдешь

Всяк подарки выбирает

Без покупки не уйдешь.

Логопед: Сейчас мы вместе с вами подойдем к одному из прилавков, где торгуют матрешками. (Подходят к столу с матрешками).

- Вот беда, кто-то весь товар перемешал, как же быть, ведь матрешки должны стоять по порядку. Ребята, вы мне поможете расставить матрешек по порядку? (Да)

- Какая матрешка будет стоять первая? (Самая большая) Вторая? (Поменьше) Третья.

(Дети по - очереди расставляют матрешек по порядку).

- Сколько всего матрешек?

- Я предлагаю каждой матрешке поставить цифру, чтобы больше не путались.

(Дети расставляют цифры и называют порядковый номер матрешки)

Логопед: На ярмарке, ребята, не только продают товары, но еще и играют.

Игра «Угадай, какой матрешки не стало?»

Игра «Повтори движение»

Задание 4. Рассказать потешки о матрешках

У матрешки – пять сестренок

Разберется и ребенок,

Как сложить одну в другую,

С самой маленькой – в большую!

Шла по ягоду матрешка

Позабыла взять лукошко

«И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки класть?»

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матренушка.

Очень любим мы матрешки

Разноцветные одежки,

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

Дети рассказывают потешки.

Задание 5. Работа со словом

Логопед:

- С какого звука начинается слово матрешка?

Ответ ребенка: - Слово матрешка начинается со звуком [М].

- Сколько слогов в слове матрешка?

Ответ ребенка: - Три.

Значит сколько гласных в этом слове?

-три.

-Назови первый слог? -ма

- Какой последний слог?

Ответ ребенка: - Шка.

Логопед, а что же такое матрешка – это игрушка

- Сейчас мы с вами разберем слово игрушка.

Составим звуковую схему этого слова.

-Назовите первый звук слова игрушка – и, дайте ему характеристику.

-Гласный, обозначаем красным кругом.

- Следующий звук -г – Согласный. Твердый. Звонкий.

-Третий звук -р-Согласный. Твердый. Звонкий.

-Следующий звук -у- Гласный, обозначаем красным кругом.

-Пятый звук -ш -Согласный. Твердый. Глухой.

-Следующий звук-к-Согласный. Твердый. Глухой.

-Седьмой звук -а- гласный.

-Давайте разделим слово на слоги.

- Сколько слогов в слове игрушка?

- три

Положите перед собой слово игрушка.

-Соберите новые слова из слова игрушка.

- Используем только буквы слова игрушка.

(игра, рука,груша,уши, руки)

Логопед:

- Молодцы ребята, вы все с заданиями справились. Матрешка с подружками осталась довольна. И она решила с вами остаться в группе до следующей ярмарки.

Итог занятия:

- О какой игрушке сегодня говорили?

(Полные ответы детей.)

Матрёшки русские

По свету славятся,

На них взгляните вы,

Чем не красавицы?

Сто лет матрёшке,

Но не стариться она,

Живет в ней русская душа.

Публикации по теме:

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «В гостях у русской народной сказки» Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе " В гостях у русской народной сказки " Подготовительная работа: Часть.

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «В гостях у русской народной сказки» Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе " В гостях у русской народной сказки " Подготовительная работа: Часть.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Весна. Признаки весны» Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Василёк» на тему: «Весна. Признаки весны». Подготовила: учитель-логопед.

Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Изготовление Русской куклы» Открытое занятие для подготовительной группыВоспитатель: Булыгина Олеся Валерьевна Тема: «Изготовление Русской куклы»[/b] Задачи.

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Матрешки-крошки» в группе раннего возраста Цель: формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете,.

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе «Красивый фартук для матрешки» Цель: закрепить навык нетрадиционной техники рисования ватными палочками и пальчиками. Задачи: - формировать умение использовать при росписи.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «История родного города» Цель: познакомить детей с историей г. Моздока Задачи: Обучающие: -обогащать и расширять знания детей о достопримечательностях г. Моздока;.

НОД по краеведению «В гостях у Хозяюшки. История русской печки» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия по краеведению с элементами продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе «История автомобиля» Тема занятия: транспорт. Цели: расширить знания детей о транспорте. Задачи. Коррекционно-образовательные: закрепить и обобщить знания детей.

План-конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «К нам Степашка зашёл в гости» Цель. Автоматизация звука «С». Задачи. Упражнять детей в правильном произношении звука «С» в слогах, словах, фразовой речи; совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого логопедического занятия «История русской матрешки» в подготовительной группе с ОНР III
Опубликовано: 21 мая 2019 в 19:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД