Лучший педагог года

Конспект открытого НОД по познавательному развитию «Во что верили русские люди»

Наталья Чернецова
Конспект открытого НОД по познавательному развитию «Во что верили русские люди»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №32».

Конспект открытого НОД по познавательному развитию

Тема: "Во что верили русские люди"

(старшая группа №24)

Воспитатель высшей категории:

Чернецова Н. А.

Г. Сергиев Посад

Цель: ознакомление детей с верованиями славян в духов. Формирование уважительного отношения к традициям русских людей.

Задачи:

Публикация «Конспект открытого НОД по познавательному развитию „Во что верили русские люди“» размещена в разделах

- расширять представления детей о сказочных персонажах;

- пополнять словарный запас детей;

- воспитывать интерес к народным верованиям;

- учить детей различать добро и зло.

- воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;

- формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.

Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Домовёнок Кузя», «Маленькая Баба-яга», «Дядюшка Ау», «Летучий корабль», «Кощей Бессмертный», «Финист – ясный сокол».

Оборудование: Презентация к занятию. Иллюстрации с изображениями сказочных персонажей. Сундучок, маски для игр (водяного, лешего, бабы-яги)

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Ребята, я видела чудо сегодня во сне: Герои давних преданий явились ко мне. Собрались все вместе за дружным столом и рассказали о чём-то своём…Хотите знать, что они мне рассказали? Тогда приглашаю вас пройти в мою светлицу повеселиться.

Дети проходят в уголок русского быта, садятся.

Воспитатель: Давно это было… Не было ещё ни телевизора, ни телефона, а людям хотелось дружить, узнавать новости. Вот и стали они по вечерам собираться в большой избе и проводить время за посиделками.

Воспитатель: что любили делать на русские люди на посиделках?

Дети: делиться секретами, рассказывать сказки и истории про чудеса, про нечистую силу.

Воспитатель: А каких сказочных персонажей вы знаете?

Дети: домовой, водяной, кикимора, русалки, леший, Баба Яга, Змей Горыныч, Полевой.

Воспитатель: Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки, жившие много столетий назад, считали, что они существуют на самом деле. Все верили, что каждый из этих духов бережёт и охраняет то место, где живёт. Защищает людей от разных бед и поступков.

Стук в дверь.

Вбегает домовенок Кузя. (Под музыку из мультфильма домовенок Кузя)

Кузя: Ой-ей-ей! Ой, беда, беда, огорчение!

Куда это я упал? Вернее, попал? Вот беда – беда

огорчение! Подпола нет! Чулана нет! Норки нет!

(Подбегает к воспитателю или к ребенку).

Фрагмент из мультфильма, когда Кузя убегает от Бабы Яги, вылетает из избушки

• Звучит веселая музыка, Кузя вылетает на метле на сцену

В гости прилетел я, как мило.

Очень я в гостях люблю.

Познакомиться хочу.

• Музыкальная тема меняется

Кузя: Ой, смотрите диво, диво!

В гости прилетел я, как мило.

Очень я в гостях люблю.

Познакомиться хочу.

Воспитатель: Здравствуй, ребята кто это к нам пришел?

Дети: домовенок Кузя.

Воспитатель: правильно – это домовой. Русские люди верили, что в каждом доме на чердаке или за печкой живет добрый дух — домовой. Ребята, а почему наши предки считали его добрым?

Дети: Он следил за порядком, ухаживал за животными, предупреждал о пожаре.

Воспитатель: Русские люди верили в то, что если с домовым поддерживать хорошие отношения: если обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды, то он будет платить добром за добро. Ухаживать за скотиной, помогать содержать дом в порядке, предупреждать о грозящем несчастье. Верили, что он ребятишек бережет, любит с ними играть, шалить. Русские люди всегда с уважением относились к домовому. Как ласково они его называли?

Дети: «Дедушка-суседушка», «хозяинушка-господин».

Кузя: Я - Кузьма. Так сказать, хозяин дома!

Я, как пробило двенадцать,

Из-за печки выхожу.

Много песен, сказок,

игр придумано обо мне.

Предлагаю поиграть в одну

из этих игр.

Игра «Аюшки»

Дети. Кузя!

Кузя. Аюшки!

Дети. Где ты был?

Кузя. У бабушки.

Дети. Что принес?

Кузя. Оладушки.

Дети. Где они?

Кузя. Под лавочкой.

Дети. Экий, Кузя, ты, чудак?

Кузя: А вы, детки, как?

Дети: А мы бы оладушки на стол положили, да и съели

Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется)

Дети: Кузя

Кузя. Аюшки!

Кузя выглядывает.

Дети. Где ты был?

Кузя. У бабушки!

Дети. Что принес?

Кузя. Сапожки

Дети. Где они?

Кузя. А сделал, как вы велели: я на стол поставил и съел.

Дети смеются.

Воспитатель: Кузя дети знают про тебя стихотворение

Домового нужно чтить,

Иногда его кормить,

И тогда, как говорят,

В доме будет мир и лад.

Вам поможет он во всем,

Недруга не впустит в дом,

От невзгод убережет,

Он ведь тоже здесь живет.

Вспомните Нафаню с Кузей,

Даже если нашалят,

То потом помогут следом

И убытки возместят.

Кузя:

Ой, беда – беда, огорчение!

Помогите мне, пожалуйста.

Пожалейте сироту бесприютную,

с малых лет жил в людях,

ел не досыта, спал плохо.

Ой, беда – беда, огорчение!

Пропал мой волшебный сундучок

со сказка-ми-и- и, играми-и-и

(Размышляет)

Какой я теперь Домовой без сказок.

Да это все коварная

Баба Яга, наверное,

подстроила, она на меня в обиде.

Ведь я от нее сбежал. Вот и

делает всякие гадости.

Ребята, а вы мне поможете его отыскать?

Дети: да, поможем.

Воспитатель: Где живёт Баба Яга?

Ответы детей.

Воспитатель: Согласно сказкам, Баба Яга живёт в густой непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках. Как она передвигается?

Ответы детей

Воспитатель: Кто её помощники?

Дети: слугами у неё считали змей, лягушек, ворона, чёрного кота.

Воспитатель: правильно, вот например Кот-Баюн, который своим мурлыканьем напускает колдовской сон.

Воспитатель: А какая она?

Ответы детей

Воспитатель: Обычно Б-Я изображают мерзкой, злой, жестокой старухой. Но, подумайте, всегда ли она такая?

Ответы детей.

Воспитатель: В волшебных сказках разные образы Бабы Яги. Какие образы бывают в сказках?

Дети: Яга-повелительница сил природы и животного мира; Яга – дарительница («Вот тебе донце – золотое веретёнце, потянется нитка не простая, а золотая», Яга – советчица: она любит указывать, к кому обратиться за помощью («ступай по тропинке).

Воспитатель: вспомнили мы, кем является Баба Яга. Вот к ней мы свами отправимся. Кузя ты нам показывай дорогу.

Кузя:

Но для того чтоб нам найти сундучок, нужно попасть в сказку.

Тогда усаживайтесь и начинаем ворожить!

Достает глиняный горшок и деревянную ложку.

Итак, начинаем! В горшок с водой добавляем тысячу улыбок – все дружно улыбнулись. (Делает вид, что собирает улыбки).

Одну гримасу для остроты, сделайте смешные

лица! Замечательно! А сейчас нужно всем громко рассмеяться (дети смеются).

Насыпаем хохот от «хи-хи» до «хо-ха»! А, сейчас волшебные слова:

Чудо чудное явись

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой

Волшебство зовет с собой!

Воспитатель: А, этого духа вы, наверняка, узнаете? что это за дух нам расскажет

Ребенок: Я не всякому являюсь,

Чтоб не видели меня,

Очень ловко превращаюсь

Хоть в лягушку,

Хоть в линя.

И обиды не прощу –

Мигом в омут утащу!

Я – могучий дух речной,

Рек властитель –

Дети: Водяной.

На экране появляется Водяной

Воспитатель: Что можно рассказать о водяном?

Дети: Он был добрым духом, жил в воде.

Воспитатель: Водяной с русалками живёт на дне озера, реки или моря. Он награждает людей знатным уловом. Но тем рыбакам, которые ведут себя не подобающе – засоряет водоемы, он может занести в сети вместо рыбы тину и мусор. Водяного люди считали самым весёлым духом. Они думали, если на озере неспокойно, значит, Водяной с русалками играет или пляшет. Водяной: Это кто это без разрешения ко мне в гости пожаловал?

Воспитатель: Во-первых, Водяной, здравствуй.

Водяной: Ну, здравствуйте.

Воспитатель: мы не туда попали, нам нужна Баба Яга. Она украла у Кузи сундучок.

Водяной: отпущу, если вы со мной поиграете.

Русская народная игра «Водяной»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий — «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центр круга. Играющие идут по кругу и произносят:

Дедушка-водяной,

Что стоишь ты под водой?

Выйди хоть на час

И поймай кого из нас!

Затем произносят: «Ночь!» и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав игрока, «водяной» пытается узнать, кого он схватил: ощупывает голову, одежду. Если он узнал пойманного, последний становится «водяным».

Водяной: спасибо, ребята, повеселили старичка.

Воспитатель: Кузя, давай еще говори свои волшебные слова.

Кузя: Чудо чудное явись

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой

Волшебство зовет с собой!

Воспитатель: А, этого духа вы тоже узнаете? что это за дух нам расскажет…

Ребенок: Называю чащу домом,

И волков я не боюсь,

Мне в родном лесу знакомы

Каждый зверь

И каждый куст.

А для вас я невидимка –

Тот, кто путает тропинки.

К вам пришел из ночи снежной

Добрый дух, проказник

Дети: Леший!

На экране появляется Леший

Воспитатель: где живет леший?

Дети: в лесу

Воспитатель: правильно, русские люди верили в то, что в лесу живет леший, что он там главный, повелевает птицами, зверями. Как русские люди относились к лешему?

Дети. Они оставляли ему на пнях угощения, благодарили за грибы, ягоды.

Воспитатель. Да, наши предки верили в то, что леший не только может «заблудить» в лесу, проказит, пугает людей, но нередко и помогает человеку, особенно если тот его чем-то уважил. Поэтому они ему на пнях оставляли угощение, благодарили за грибы, ягоды, спрашивали разрешения их собирать. Как, по-вашему, леший был злой или добрый?

Дети. Добрый.

Воспитатель: Леший, мы опять не туда попали, нам нужна Баба Яга. Она украла у Кузи сундучок.

Леший: отпущу, если вы со мной поиграете.

Игра с Лешим.

Играющие (грибники) ходят врассыпную.

Водящий (Леший) ходит со всеми вместе.

Воспитатель: Леший по лесу бродил, грибников за нос водил.

(Леший может шутя, потрогать одно из играющих за нос)

Грибники: Раз -тропинка

(движений двумя руками в правую сторону)

два - тропа

(движение двумя руками в левую сторону)

закружилась голова

(держаться за голову, приседают на корточки)

Леший: хе-хе-хе, ха-ха-ха-поболит пусть голова

(леший держится за живот, потом может покачать головой)

Грибники (встают на ноги) : Ты нас Леший не води, а домой путь покажи!

Леший (садится на пенек, нога на ногу) : Поиграете со мной, отпущу я вас домой, а не станете играть- век тут будете плутать. ну а коли догоню, в дерево вас превращу.

(догоняет детей-кого дотронется- тот замирает на месте)

по окончанию игры.

Леший: Ладно, поиграли вы со мной, отпущу я вас!

Воспитатель: Кузя, давай еще говори свои волшебные слова.

Кузя: Чудо чудное явись

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой

Волшебство зовет с собой!

На экране появляется Баба Яга

Баба Яга: Уф-уф! Человеческим духом пахнет, кто это тут расшумелся?

(дети отвечают)

Баба Яга: Ох, до чего ж я люблю с новыми людями-то знакомиться!

Дети: Да.

Воспитатель: что ты Б. Я. такая грустная?

Баба Яга: Кузя сбежал от меня, не знаю, что делать.

Кузя: ну, здравствуй Бабка Ежка, ты забрала мой сундук со сказками?

Баба Ежка: Кузенька, сынок, домовенок ты мой дорогой, вернулся?

Кузя: нет, ты забрала сундук со сказками? Отдай! Я не один пришел, а с детками, они очень любят сказки, которые я рассказываю.

Бабя Яга: чего вы захотели, не отдам пока со мной, не поиграете.

на экране или игра с бабкой ежкой

Воспитатель: Ну как, Баба Яга справились наши ребята с заданиями. Тогда отдавай Кузе сундук

Баба Яга: Уф, напрыгалась, наскакалась. Ладно, отдам я ваш сундук со сказками.

Сундук с книгой и угощением находят.

Баба Яга: Утомилась я, пора мне на печку спать отправляться! Жаль мне с вами прощаться, да придется. Вы уж не забывайте бабушку, хоть в сказках встречайтесь со мной. А я уж вас не забуду и в гости к себе приглашу. До свидания, друзья!

Воспитатель: и нам пора возвращаться в детский сад.

Все дети

Сейчас мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем

Кузя пропадает. Дети в детском саду.

Воспитатель: Вот мы узнали о ком?

Дети: о домовом, лешем, бабе яге, водяном.

Воспитатель: кто вам больше понравился?

Ответы детей

Воспитатель:

Ребята, послушайте пословицу о вере, «Вера и гору с места сдвинет». Что она означает?

Дети. Вера помогает человеку.

Воспитатель. Она означает, что вера дает силу. Без веры невозможно жить. Все люди во что-то верят. А кто из вас во что верит?

Дети. В солнышко, волшебство, белочек, сказку, радость, Жар-птицу.

Воспитатель. Каждый из вас верит во что-то свое, но все, во что вы верите, можно назвать одним словом — «добро». Все, во что верили русские люди, можно тоже назвать этим словом. Они верили, что добро сильнее зла, что оно всегда побеждает.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк»Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект открытого НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Берегись простуды!»Конспект открытого НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Берегись простуды!» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная. Цели: создание условий.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты»Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты» Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах - полезных для растущего организма детей Задачи: 1. формировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Цель: Закреплять представления детей об овощах, фрукта, местом и этапами их выращивания. Расширять словарный запас, связную речь. Развивать.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу» Цель: Создание условий для расширения и закрепления знаний у детей об окружающей среде на планете земля. Задачи: Образовательные: - расширять.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого НОД по познавательному развитию «Во что верили русские люди»
Опубликовано: 24 октября 2022 в 17:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД