Анастасия Винокурова
Конспект открытого занятия «Жизненный путь» по программе «Социокультурные истоки» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний детей об этапах жизненного пути.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»;
2. Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
3. Развивать умение слушать друг друга, умение размышлять и приходить к единому мнению.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Активизация словаря: жизненный путь, притча, юность, отрочество, зрелость.
Публикация «Конспект открытого занятия „Жизненный путь“ по программе „Социокультурные истоки“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна - Сокола», притчи «Старик и яблоня», В. Катаева «Цветик-семицветик», К. Д. Ушинского «Ветер и солнце», разучивание пословиц и поговорок о жизненном пути.
Оборудование: аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь…», иллюстрации с изображением этапов жизни, магнитофон, иллюстрации по сказкам, книги для развития.
Звучит аудиозапись «Если с другом вышел в путь…» (дети, воспитатель, заходят в группу).
1. Присоединение:
Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги. Я очень рада вас всех видеть. Мы сегодня все вместе собрались на очень интересную беседу.
Воспитатель:
- Совсем недавно мы говорили о напутственных словах. Что это за слова?
Дети:
-Доброго вам пути!
- Счастливой вам дороги!
- Хороших вам попутчиков!
Воспитатель:
- Зачем говорят напутственные слова?
Дети:
- Это слова-напутствия, пожелания людям, чтобы их путь был легким, удачным, счастливым.
Воспитатель:
- Правильно – это слова-напутствия перед дорогой, когда человек отправляется в путь.
Пути – дороги бывают разные. Есть видимые, те, по которым мы можем пройти, проехать. А еще есть дороги, пути, которые увидеть нельзя, но о них можно рассказать. Такой дорогой является жизненный путь человека. Жизнь – очень долгая-долгая дорога и у каждого человека свой жизненный путь.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам сегодня поговорить об этом, присаживайтесь на стулья.
2. Основная часть.
Воспитатель:
Мы с вами прочитали много сказок, в которых сказочники выражали суть жизненного пути. Давайте вспомним некоторые из них.
Показ иллюстраций.
Сказка «Перышко Финиста Ясна -сокола».
Обратите внимание на картину
Вопросы детям:
- Как называется эта сказка?
- О ком говорится в этой сказке?
- Что попросила Марьюшка у Батюшки, когда он поехал на базар?
- Сразу ли ей привезли это перышко? (нет, не сразу)
- Где нашел батюшка заветное перышко?
- Что случилось с Финистом, почему он покинул Марьюшку?
- Долго ли искала Марьюшка своего сокола?
- Каким был жизненный путь Марьюшки? (трудным, тяжелым, тернистым, с множеством препятствий)
- Какие добрые качества помогли Марьюшке на пути к своему счастью? (терпение, любовь, старание, верность, честность, бескорыстие и находчивость)
Вывод воспитателя:
- Путь Марьюшки к её счастью напоминает нам жизненный путь человека. Бывает, что человек долго и трудно идет к своему счастью, много испытаний приходится пережить и наконец его находит.
Иллюстрация «Старик и яблоня» Воспитатель:
- К какому произведению подходит иллюстрация?
- Что такое притча? (небольшая поучительная мудрая история, мудрый совет)
- Для кого старик старался сделать добро? (для своих внуков)
- Да, он делал это не для себя, а для своих внуков.
- А можно сказать, что он поступал мудро?
Дети:
- Конечно. Ведь он заботился о других людях. Хотя он знал, что не сможет поесть эти яблоки.
Воспитатель:
- Каким вам представляется мудрый человек?
Дети:
- Это человек, который поступает умно, по – доброму, старается делать добро для других.)
Вывод воспитателя:
- Наши предки знали, что честь и славу можно заслужить не только великим подвигом, но и самым обычным добрым делом.)
Воспитатель:
- Давайте вспомним, дети, какие вы знаете пословицы о жизни.
Дети. - «Жизнь дана на добрые дела»
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу? (в жизни надо делать только добрые дела)
Дети: «Жизнь прожить – не поле перейти».
Воспитатель: Объясните, пожалуйста, эту пословицу.
Дети: (жизнь сложна, и прожить ее не просто, поле пройти легко, а жизнь трудно. В жизни бывают не только радость и веселье, но и горе и слезы)
Дети: Жизнь красна не годами, а делами (человека красят сделанные им дела. Добрые дела красят человека - это действительно так. Ведь даже если перед вами очень красивый человек, который красиво одет и красиво говорит, но поступает нехорошо, то говорят «некрасиво поступил». Говорить о человеке можно по его поступкам и добрые дела делают человека в глазах других красивым душой).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам отдохнуть и выйти в круг.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед) Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
Воспитатель:
- Жизненный путь человека складывается из важнейших этапов его жизни.
- Кого мы видим в начале жизненного пути? (малыша)
Ребята, покажите и назовите этот этап жизненного пути человека?
Дети: Этот этап жизни – младенчество.
- Какой этап жизни наступает дальше? (детство)
- Затем? (Отрочество)
- Затем? (Юность)
- Затем? (Зрелость)
- И ещё один этап жизни, назовите его. (Старость).
(Каждому этапу соответствует иллюстрация (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость).
Работа в парах:
Воспитатель:
- Жизненный путь начинается с младенчества и заканчивается старостью. А сейчас предлагаю выполнить задание сначала самим, а затем в парах. Пройдите, пожалуйста, за столы. Откройте книгу для развития, на странице. Внимательно рассмотрите иллюстрации, вам нужно правильно соединить этапы жизненного пути человека, изображённые на картинках, с соответствующими словами. Я буду называть этапы жизненного пути, и вы, посовещавшись друг с другом, должны прийти к единому мнению.
Экспертное заключение: Расскажите, как вы соединили картинки с названиями этапов жизненного пути, используя слова «потому что …».
Поднимите руки, у кого так же.
Активное занятие. Ресурсный круг «Жизненный путь» (в кругу)
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам пройти и присесть на стулья в круг.
- У каждого человека свой жизненный путь.
- А сейчас я хочу спросить у вас дети, каким вы представляете себе свой жизненный путь? Этот цветочек – символ стремления к знаниям, передавая его друг другу вы скажете -кем бы вы хотели стать в будущем и почему.
Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Далее разговор ведется по кругу
(дети передают цветок)
Воспитатель: - Я думаю, что ваша жизнь будет очень интересной и успешной, вы сделаете много важных и добрых поступков в своей жизни и в своей будущей профессии.
3. Рефлексия.
Воспитатель: - Сегодня каждый из вас задумался о своём жизненном пути, какой дорогой идти, что делать. Я уверена, что вы выберите путь служения добру. Впереди у каждого из вас долгая и счастливая жизнь, много интересных путей и дорог ждет вас впереди.
Да, ребята, мы – путники на дороге жизни. Она тоже не бывает прямой и гладкой. Нередко на ней встречаются перекрестки – приходится выбирать между добром и злом, правдой и кривдой.
Но каждый из вас уже сделал по своей дороге первые шаги – пусть же она будет счастливой, пусть ваш путь будет истинным. Хочется пожелать вам всем:
«Доброго, доброго, доброго пути,
самого доброго, доброго пути».
- Спасибо за работу. Хочется пожелать в вам всем добра, здоровья, счастья, удачи.
А теперь давайте все вместе попрощаемся с нашими гостями.
Дети, встав лицом к гостям, рассказывают стихотворение:
Гости, мы вам были рады,
Но прощаться нам пора.
Уезжаем, уезжаем,
Уезжаем со двора.
Дети уходят с группы