Наталия Внукова
Открытое занятие по математике для старшей группы «Число 9. Цифра 9»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
1. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представление об определении времени по часам.
2. Закрепить счет в пределах 9, представление о цифре 9 и составе числа 9, взаимосвязи целого и частей.
3. Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, тренировать счетные умения в пределах 9.
4. Развивать логическое мышление.
5. Воспитывать способность к общению.
Оборудование: Изображение Феи чисел, картинки на составление мини-рассказов на сложение и вычитание, модель циферблата часов с подвижными стрелками, таблица для закрепления знания состава числа 9.
Публикация «Открытое занятие по математике для старшей группы „Число 9, Цифра 9“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 9. Состав числа девять, счёт до девяти
- Темочки
Материалы : Рабочая тетрадь «Раз – ступенька, два – ступенька…» Математика для детей 5-6 лет. Часть 2.
Цветные карандаши.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы приглашены в замок Феи чисел. Там много интересного и загадочного. Давайте посмотрим, что она нам приготовила. (воспитатель показывает картинки на составление задач)
Что это за картинки, зачем они нужны? (чтобы составлять задачи). А как это? Кто-нибудь умеет составлять задачи? (дети по картинкам составляют мини-рассказы на сложение и вычитание).
А сейчас попробуем отгадать загадки, которые приготовила нам Фея чисел:
а) Мы день не спим, б) Две сестрицы друг за другом
мы ночь не спим, Пробегают круг за кругом.
и день, и ночь Коротышка – только раз,
стучим, стучим. (Часы) Та, что выше, – каждый час. (Стрелки часов)
– Молодцы! А кто умеет определять время по часам? Сейчас мы это проверим. (воспитатель показывает модель часов и просит определить, который час)
– Да, действительно вы умеете определять время по часам. Круг, на котором расположены цифры, отделения, стрелки – называется циферблатом. Маленькая стрелка показывает часы, а большая – минуты.
А теперь Фея чисел приглашает нас сесть за столы открыть свои рабочие тетради. Рассмотрите циферблаты часов на рисунке в первом задании. Соедините «волшебной ниточкой» циферблат часов с соответствующей цифрой в кружочке. (задание выполняется с комментированием)
– На первом рисунке показано время 3 ч., поэтому ниточка проведена к цифре 3.
– На втором рисунке показано время 5 ч., поэтому ниточку надо провести к цифре 5. И т. д.
– Фея чисел ужасно не любит беспорядка. Рассмотрите «цепочки чисел». Что не так? (пропущены цифры) Да, в цепочках потерялись цифры – надо их восстановить. Давайте Феи поможем навести порядок в замке. (задание выполняется самостоятельно с последующей самопроверкой). Ну, что поработали немного, теперь пора отдохнуть.
Физкультминутка.
– Отдохнули? Фея чисел решила показать своим гостям свои сокровища. Рассмотрите внимательно первую картинку : на ней драгоценные камни двух цветов. На какие части можно их разбить? (1 синий и 8 красных.) Что надо дописать в пустую клетку? (число 8.) Прочитайте запись (1+8) Какого цвета должны быть драгоценные камни на остальных картинках? (красные и синие.) Сколько? (2 и 7, 3 и 6, 4 и 5) Допишите выражения. Чему равны их значения? (9) (2 картинки выполняются с комментированием и 2 самостоятельно с последующей самопроверкой)
Обобщение:
Молодцы, правильно разбили на части драгоценные камни двух цветов. Фея приглашает своих гостей на лужайку перед замком.
Рассмотрите внимательно картинку и назовите ее одним словом: все это – … (Растения) На какие 2 группы их можно разбить? (Деревья и цветы)
Сосчитайте количество деревьев и количество цветов. (3 дерева и 6 цветов) Назовите части и целое в записи. (6 – первая часть, 3 – вторая часть, 9 – целое) Допишите еще одно равенство, где обе части надо сложить. Какое получилось равенство? (3+6=9) Теперь из целого уберите одну часть. Что останется? (Если из целого 9 вычесть первую часть 6, то останется вторая часть 3: 9-6=3. А если из 9 вычесть 3, то останется 6: 9-3=6)
Молодцы. Ребята! Вы правильно справились с заданием. А теперь Фея чисел предлагает вам проверить – умеете ли вы быть внимательными. Сейчас вы будете соревноваться: кто быстрее расставит нужные значки внутри геометрических фигур. Торопитесь, да не ошибитесь! (задание выполняется самостоятельно) Молодцы! Что вам понравилось в замке у Феи чисел? (дети отвечают)
– Феи прощается с вами до следующей встречи и просит «написать ей письмо» : дорисовать узоры в клетках. А кто захочет – может нарисовать 3 цветка разного цветка и расположить их различными способами.
Литература:
1. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз - ступенька, два – ступенька… практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб. – М. : Издательство «Ювента», 2008. – 256 с. : ил.