Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства бумаги»

Инна Черногузова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства бумаги»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром (познавательно-экспериментальная деятельность)

«Бумага и её свойства»

воспитатель:

Черногузова Инна Константиновна

Юрга 2020

Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром „Свойства бумаги“» размещена в разделах

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи:

1. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

2. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания;

3. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.

4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

5. Развивать память, внимание, мышление, речь.

6. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов.

Словарь: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, опыт, голографическая, пергамент, писало,

Оборудование: образцы бумаги разного вида, картинки для показа во время рассказа воспитателя, камни, срез дерева, ИКТ «История возникновения бумаги», материалы для опытов, сундучок.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, делать выводы.

Ход занятия:

Воспитатель:- Проходите, ребята, вставайте в круг.

Воспитатель: - Посмотрите, как много гостей к нам пришло, давайте поздороваемся.

- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку.

Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

письмом, обоями, листовкой,

альбомом, книгой, упаковкой

Дети: Бумага».

Воспитатель: Давайте проверим (открываю сундучок… в сундучке лежит лист бумаги и деревянная ложка)

Воспитатель: - Правильно ребята, это бумага, но здесь еще что-то есть… ложка. А из чего она сделана?

Ответы детей: Из дерева…

Воспитатель: Как вы думаете, что их объединяет? – правильно и бумага и ложка сделаны из дерева.

Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги. Согласны? Для чего нужна бумага? Как вы думаете?

Дети: - чтобы писать, рисовать, вытирать лицо и др. ответы детей

Воспитатель: - А вот, всегда ли у человека была бумага?

Дети: -ответ детей

Воспитатель: -Как вы думаете, на чем в древности писали люди? Давайте подойдет к мольберту и рассмотрим! Дети: - на камнях, на скалах. (на мольберте картинки)

Воспитатель: - В разные времена люди писали на разных материалах. Например, на камнях выцарапывали различные знаки и фигуры животных.

У нас на Руси люди писали на бересте. Береста – это слой березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты – письма, документы, написанные на бересте. Буквы нацарапывали особыми костяными инструментами (писало) Но со временем появился новый материал, на нем было очень просто писать. Это – бумага.

Воспитатель: - Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века другие страны узнали как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы с вами и сделаем…

Вставайте ребята за мной и повторяйте волшебные слова и движения … «Раз шагнем, два шагнем, три шагнем и на бумажную фабрику попадем»

Вот мы с вами и очутились на бумажной фабрике.

Воспитатель: Вставайте полукругом, мы с вами посмотрим как же изготавливают бумагу…

Просмотр видеофильма «История изготовления бумаги»

Ну что, ребята, узнали как изготавливают бумагу?

Воспитатель: -А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: -ответы детей.

Воспитатель: -Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?

Дети: -различные варианты ответов детей.

Воспитатель: -Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.

Воспитатель: - Я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Но чтобы превратиться в настоящих ученых мы должны надеть волшебные шапочки и сесть за столы.

(Экспериментальная часть «Изучение свойств бумаги»

Воспитатель: Мы сейчас узнаем какими свойствами обладает бумага

Опыт № 1. «Вижу – не вижу»

Сначала через увеличительное стекло рассмотреть предметы, Почему мы видим квадратик? Потому что стекло прозрачное…

А теперь вместо стекла, мы берем лист бумаги. Видно через бумагу квадратик? (нет) - Почему? Потому, что бумага непрозрачная. Ребята, какое свойство бумаги мы определили?

Вывод: Бумага не прозрачная.

Опыт № 2. «Сравнение бумаги»

Предлагаю взять два вида бумаги : картон, простая альбомная бумага. Сначала разрезать ножницами бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона возникли затруднения. Почему?

Вывод: картон толще, чем бумага.

Опыт №3. «Разрывание бумаги»

Предлагаю два вида материала: бумагу, ткань.

Нужно разорвать бумагу (бумага быстро и легко рвется на полоски). Затем нужно разорвать ткань, возникли трудности. Давайте сделаем вывод.

Вывод: ткань прочнее, чем бумага

Опыт № 4. «Шуршащая или поющая бумага».

Может ли бумага издавать звуки, петь? Для этого опыта нужно взять цветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

Опыт № 5. «Сминание бумаги»

Воспитатель: Ребята, возьмите кубик и полоску бумаги…

Цель: подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой, и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?

Сначала сминаем бумагу. Легко это сделать? Затем предлагаю смять деревянный кубик. Получилось ли у вас это сделать?

Вывод: дерево, из которого сделан кубик – прочное, твёрдое; а бумага – не прочная, мягкая, её можно смять.

Ребята, а следующий опыт мы совместим с дыхательной гимнастикой…

Опыт №6"Летает ли бумага?" (Дыхательная гимнастика)

Ребята, уберем кубики, а бумажные комочки – снежки оставляем…

Может ли бумага летать? Для этого нужно каждому взять трубочку и подуть… Приготовились? Напоминаю правила выполнения дыхательной гимнастики, как надо дышать?

Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На комочек дуй сильнее,

Побежит он веселее.

Вывод: бумага (бумажные комочки) легкая, поэтому, когда дует ветерок, она разлетается.

Опыт № 7. «Вода и бумага»

Для этого опыта мы берем: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги, 2 емкости с водой. Положить два вида бумаги в разные емкости с водой. (Салфетки тут же размокли, рвутся в руках) Во второй емкости бумага намокла, но не рвалась.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал непрочный.

Ребята, у бумаги есть еще одно свойство – она горит и легко воспламеняется. По технике безопасности мы не будем проводить этот опыт. Вывод: бумага горит!

Ребята, а кто мне напомнит по какому номеру вызывают пожарную службу? Молодцы!

На этом мы пока закончим (снимаем шапочки)

- А сейчас мы с вами создадим коллаж «Виды бумаги»

Каждый по очереди берет один образец и называет вид бумаги и приклеивает на доску. (Дети пробуют бумагу на ощупь, описывают свойства и называют).

- салфетка, - газета, - картон, - цветная, - гофрированная, - бархатная

- обойная, - тетрадная, - самоклеящаяся, - пергаментная, - упаковочная

- денежная (состав бумаги - особо охраняемый государственный секрет)

- копировальная, - голографическая. (При затруднении воспитатель помогает)

Воспитатель: - Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!

А вам интересно, что же изготавливают и где используют бумагу? (коробки, различные поделки, аппликации, также бумагу используют в технике Оригами…книги, в пищевой промышленности, в медицине, в различных сферах)

Заключительная часть.

Ну, что же, пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Раз шагну, два шагну, три шагну - снова в группу попаду». Вот мы с вами и очутились в группе.

Вставайте, ребятки полукругом…

Наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге.

Какими свойствами обладает бумага? (рвётся, бумага бывает прочной и непрочной, промокает, пропускает воду, непрозрачная, при смятии издает звук, разлетается при ветре, легко воспламеняется)

Как люди используют бумагу в своей жизни?

(на ней рисуют, обёртывают что-либо, делают книги, раскраски, вытирают рот после еды, из специальной бумаги печатают деньги (бумажные банкноты).

Какие новые виды бумаги вам запомнились?

(Бархатная, голографическая, пергамент, копировальная)

Как мы можем сберечь деревья?

(не портить листы просто так, прочитанные книги и журналы не выбрасывать, а сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. Макулатура – бережет наши леса)

Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге. Чем экономичнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез станется в лесу.

Ребята, у нас растет вот такое дерево, давайте его украсим снежинками!

(Дерево на мольберте… и снежинки)

Если вам понравилось занятие и было интересным - выберите снежинку белого цвета, а, если, вдруг, не понравилось, то возьмите снежинку серого цвета и прикрепите магнитом на дерево!

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, отвечали на вопросы, делали выводы и я хочу вас угостить. А вы угостите наших гостей

Кстати, ребята, обратите внимание, что обертка на конфетах сделана из бумаги.

Давайте попрощаемся с гостями.

Публикации по теме:

Конспект комплексного открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» с детьми 3–4 лет ЦЕЛЬ: продолжать формировать представление у детей об овощах и фруктах. Задачи: учить детей узнавать, называть и описывать овощи и фрукты;.

«Профессии». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы Непосредственно образовательная деятельность с детьми второй младшей группы по ознакомлению с окружающим миром тема: "Профессии". Цель:.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вкусные дары щедрой осени. Овощи и фрукты»Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вкусные дары щедрой осени. Овощи и фрукты» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Объединение «АБВГДейка». Подготовка детей к школе. Тема: «Вкусные дары щедрой осени.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений» Занятие: «Путешествие в мир растений» Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гости к Оли и Толи" во 2 младшей группе. Задачи:Продолжать показывать детям функциональное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «У кормушки» Программное содержание. Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности. Учить различать разные крупы, смешивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Части суток» Тема: Части суток Цели: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путем комбинирования цвета и формы; учить.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Космос для малышей»Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Космос для малышей» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства бумаги»
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 17:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД