Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — Осетия. Мой город — Ардон»

Оксана Джанаева
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — Осетия. Мой город — Ардон»

Тема «Мой край – Осетия. Мой город – Ардон.»

Цели и задачи:

Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин.

Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях.

Систематизировать знания о нартском эпосе и устном народном творчестве.

Закреплять представление о национальной символике/

Развивать устойчивый интерес к познанию осетинской культуры.

Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Мой край — Осетия, Мой город — Ардон“» размещена в разделах

Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Прививать любовь к Родине и к своему родному городу.

Познакомить с известными людьми,родившихся в городе Ардон.

Предварительная работа. Беседы по теме, чтение осетинских сказок, чтение нартских сказаний, заучивание осетинских пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание осетинских мелодий, разучивание танцевальных движений, подвижные и хороводные осетинские народные игры, просмотр мультфильма про Осетию.

Методы и приёмы. Беседа, художественное слово, сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций, ТСО-прослушивание музыкальх фрагметов, Девичий танец, рассматривание флага и герба.

Оборудование. Иллюстрации: герои нартского эпоса, сакля, внутренняя обстановка сакли, древний аланский воин; флаг, герб, осетинская гармошка, аудиозапись осетинских мелодий и гимна, патриотические мультфильмы, осетинские пироги.

Ход занятия.

Под плавную осетинскую мелодию дети входят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель: Северная Осетия – край белоснежных гор- великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.

Чермен: …Снег сияет горный,

Манит вышина.

Там ныхас просторный,

А на нём сосна,

С диких скал свергаясь

Воет водопад,

С двух сторон сверкая

Ледники висят. («фсати» К. Хетагуров)

Воспитатель: Как красиво описал Коста Хетагуров уголок родной земли. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ. Вот как о своём народе говорит современный осетинский поэт:

«…До конца своих дней

Благодарен судьбе

За то, что как птица свободный.

Я рождён на святой

Осетинской земле,

Аланов потомок я гордый.

Ребята, вы знаете, кто такие аланы?

Дети: Аланы - это древний осетинский народ, предки осетин.

Воспитатель: Вы знаете, как зародился этот народ? Давным – давно из Черноморских степей на Северный Кавказ пришли воинственные племена скифов и сарматов. Они постоянно между собой воевали. В конце концов сарматы победили скифов и захватили весь Кавказ. После этого прошло очень много времени. Сарматские племена Кавказа, Волги и Дона объединились и стали называться аланами. (иллюстрация) Аланы – прямые предки осетин. Они были высокие, стройные с тёмно – русыми волосами. Жили они, в основном, в горной местности. В те далёкие времена зародился нартский эпос.

Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин. Ребята, каких героев нартского эпоса вы знаете?

Дети: Батраз, Сослан, Шатана, Сырдон, Хамыц, Урызмаг…

Воспитатель: Кто изображен этой иллюстрации? (Шатана) Кем была Шатана для нартов?

Дети: Шатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана. Первая научилась варить осетинское пиво.

Воспитатель: А этого нартского богатыря вы узнаёте? (Батраз) Какой был Батраз?

Дети: Батраз – это железный человек. Он очень сильный, отважный и непобедимый. Батраз всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов.

Воспитатель: Вот такие необычные люди были нарты. Нартский эпос – это великое произведение искусства. В нём воспеваются мужество и скромность, бескорыстная дружба, благородство, справедливость, любовь к родине и к своему народу.

Физминутка (на осетинском языке)

Къах лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.

Къах сауы, сауы, сауы! /идут по кругу.

Къахта жгхорынц, жгхорынц, жгхорынц! /бегут.

Къахта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.

О ма къахта! Гыццыл къахта! /садятся, обхватив ноги.

Воспитатель: Ребята, скажите, а как называется город, в котором мы с вами живем?

Дети: Город Ардон.

Воспитатель: Какие реки протекают в нашем городе?

Дети: Река Ардон, река Таргайдон.

Воспитатель: Скажите, а какие улицы Ардона вы знаете?

Дети: Пролетарская, Кирова, Ирины Мистуловой, Тогузова и. т. д.

Улица имени Каурбека Тогузова.

Каурбек Темболатович Тогузов (21 декабря 1919, Ардон, Терская область, РСФСР — 16 августа 2009, Владикавказ, Российская Федерация) — участник Великой Отечественной войны. Командир 138-го гвардейского артиллерийского полка 67-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии Воронежского фронта, старший сержант. Герой Советского Союза (1943).

Улица имени Бало Тхапсаева

Владимир Васильевич Тхапсаев (осет. Тбхсуты Бало; 1910—1981) — советский осетинский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1960). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1968).

Улица имени Татари Епихева.

Татари Асланбекович Епхиев (1911—1958) — советский драматург, поэт. Был председателем правления Союза писателей Северной Осетии, редактором журнала «Мах дуг», секретарём Президиума Верховного Совета республики, председателем республиканского Комитета защиты мира, старшим научным сотрудником СОНИИ, состоял в Северо-Осетинском обкоме КПСС.

Улица имени Ирины Мистуловой.

Ирина Дзибокаевна Мистулова — народная артистка Северной Осетии, заслуженная артистка России.

Город Ардон по праву гордится своими выдающимися людьми, такими как:

Станислав Баскаев Вячеслав Тотров

Урузмаг Баскаев Сима Ревазова

Сослан Дзуцев Владимир (Бало) Тхапсаев

Воспитатель: А в какие народные игры играли дети?

Дети: «Чепена», «Перетягивание каната», «Коршун и журавли».

Воспитатель: Мы с вами тоже знаем эти игры и играем в них. А как воспитывали детей после 8 лет?

Дети: После 8 лет девочек отделяли от мальчиков и учили помогать по дому, ухаживать за малышами. Девочек учили шить, вязать, вышивать, обрабатывать шерсть, играть на музыкальных инструментах и танцевать.

Воспитатель: Сейчас Хетаг прочитает нам стихотворение на осетинском языке. А вы, ребята, послушайте, как необычно и красиво звучит осетинский язык.

(Хетаг читает стихотворение)

Мы сильные люди сильного народа!

У нас одно желание - это свобода!

Мы знаем, что такое честь и гордость,

У нас в душе всегда молодость!

Наш дух не сломит пустой звук,

Мы будем горою друг за друга.

Мы - ВМЕСТЕ, и в этом наша СИЛА,

Мы - ОСЕТИНЫ, и это звучит красиво!

Ребята, а как воспитывали мальчиков в осетинских семьях?

Дети: С 12 лет мальчиков воспитывали мужчины. Их учили работать в поле, пасти лошадей, заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом. Мальчиков учили джигитовке и владению оружием, учили петь, танцевать, играть на арфе.

Воспитатель: Вот чему должны были научить взрослые своих детей. У осетин есть такая пословица «Лучше не иметь никакого потомства, чем иметь плохое потомство». Ребята, а какие осетинские пословицы и поговорки о воспитании вы знаете?

«Глаза неуча слепы»

«Ложь говорить стыдно»

«Умный в трудном деле не торопится»

«Люди друг с другом считаться должны»

«Человек создан для труда»

«За добро злом не платят»

«Человек захочет и на горной вершине цветы зацветут»

Ребята, предлагаю вам посмотреть красивый Девичий танец, в исполнении наших девочек.

Аланы были смелыми, сильными, отважными воинами. Но им было трудно защищать свои земли от многочисленных набегов врагов. Тогда они решили попросить помощи у большого соседнего государства – у России.

Кто знает как выглядит флаг нашего большого государства России?

Ответы детей.

Правильно, Бело-сине-красный триколор. (показ флага)

Как называется главная песня государства?

- Гимн.

Воспитатель: Как у любого государства у нашей республики есть национальная символика: герб, флаг и гимн. (Показ герба)

Почему на гербе нашей республики изображен снежный барс?

Дети: Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означало, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.

Воспитатель: Что означают цвета нашего флага? (Показ флага)

Дети: Белый цвет – символ чистоты, чести, благородства.

Красный – символ воинской доблести и славы.

Желтый цвет – символ изобилия и благодати.

Воспитатель предлагает детям прослушать фрагмент гимна республики.

Воспитатель: Вот как много мы знаем об истории возникновения осетинского народа: откуда он пришёл, как жил, как воспитывал своих детей. На последующих занятиях мы будем знакомиться с тем, как живёт осетинский народ в настоящее время, с традициями и обычаями осетин. Сегодня на занятии у нас много гостей. У осетин есть хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами. Эта традиция своими корнями уходит глубоко в древность. (Выносят пироги) Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ «земли – бесконечности – законченности) Число 3 связано с важнейшими категориями жизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересекающимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четырёх направлений вселенной. (Пироги режут и угощают детей и гостей.)

Презентации «Улицы Ардона», «Достопримечательности Ардона», «Выдающиеся личности города Ардон» прилагаются.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Город мой любимый, город мой родной». Развлечение в старшей группе «Город мой любимый, город мой родной» Развлечение в старшей группе. Составители: Подорожкина Наталия Леонидовна музыкальный руководитель.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мой любимый детский сад» Цель: Способствовать расширению и обогащению представлений детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и.

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Люблю тебя, мой край родной» Программное содержание: Закрепить представления детей об Иркутской области; Проверить знания детей о растительном.

Конспект ООД в средней группе по ознакомлению с окружающим «Мой город» Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной. Задачи: 1. Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды.

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что мы знаем о птицах?» План работы с детьми: 1. Знакомство детей со строением птицы (чем отличаются птицы от животных? Перья, клюв, 2 лапки, крылья, летают). 2.

Конспект открытого занятия «Люблю тебя, мой край родной» Конспект интегрированного занятия "Люблю тебя – мой край родной" Задачи : Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги» Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: • Развивать познавательные способности.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие»,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим: «Видное, любимый, город мой родной» "Видное, любимый, город мой родной" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Автор: Калмыкова Е. С., воспитатель.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Мой чудный край…» Программное содержание: Образовательные: Закрепить знания о Кабардино-Балкарии, ее достопримечательностях, столице Нальчик, районах, о.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — Осетия. Мой город — Ардон»
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 21:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД