наталья крюкова
Конспект открытого занятия по программе «Наш дом — Южный Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «Наш дом – Южный Урал».
«Малахитчики»
Цели: способствовать расширению элементарных представлений детей о камнерезном искусстве; развивать эстетическое отношение (как к эстетической ценности) к произведениям камнерезного искусства Урала; совершенствовать технические навыки в работе с бумагой при выполнении объёмной модели; расширять и обогащать словарный запас; закреплять умение выразительно читать стихи; развивать артистические способности; воспитывать любовь к родному краю.
Публикация «Конспект открытого занятия по программе „Наш дом — Южный Урал“» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение сказов П. П. Бажова; разучивание стихотворений; чтение пословиц и поговорок о труде; беседы о минералах; рассматривание минералов; изготовление ящерицы для украшения поделки.
Материалы: карта России, иллюстрации с изображением уральской природы, минералы, бумага, клей, фломастеры, книги П. П. Бажова.
Ход занятия:
Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады вас видеть в нашем зале. Сегодня у нас в гостях наши земляки. Вы знаете, что обозначает слово «земляк»? (ответы). Это люди, которые живут не только в нашем городе, но и в других городах и сёлах нашего края. Все эти города и сёла находятся на территории нашего края.
Посмотрите на карту, большую часть территории нашего края занимают Уральские горы, покрытые лесом. Урал тянется с севера на юг, от берегов Северного Ледовитого океана до степей Казахстана. По нему проходит граница между Европой и Азией.
А чем богат наш Уральский край? На Урале много лесов, озер и рек. Уральские горы уникальны : на всём протяжении они так плотно набиты полезными ископаемыми, как никакие другие горы. Послушайте стихотворение уральского поэта В. Радкевича о нашем прекрасном Урале. (стихотворение читает ребёнок). (Вопросы по стихотворению).
Про наш Уральский край немало сказов и легенд сложено. А какого уральского писателя вы знаете? (П. П. Бажов). Послушайте маленький отрывок из сказа и назовите его: «Глядит парень, а перед ним на грудке руды женщина какая-то сидит. Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь-то, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.» (ответы).
А как её ещё называют? (ответы). А где же владения нашей Каменной Девы? (ответы). Вот и во владениях Малахитницы богатств не сосчитать. На весь мир славится Урал своими камнями-самоцветами. А вы знаете какими самоцветными камнями богат наш Урал? (топаз, кварц, горный хрусталь, малахит, аметист, родонит, яшма). Беседа о камнях с использованием натуральных образцов.
Не только природными богатствами славится Урал, но и мастерами, которые открывают красоту камня. Как называют таких мастеров? (камнерезы, ювелиры). Как вы думаете, каким должен быть мастер, который работает с камнями? (ответы). Послушайте стихотворение Л. Татьяничевой «Кристалл» и мы сможем ответить на этот вопрос (стихотворение читает ребёнок). Беседа по стихотворению (камень не дышит, а мастер его слышит). Вот и наша Хозяйка Медной горы хочет, чтобы мы научились камнерезному искусству и стали настоящими малахитчиками.
Но, прежде, чем за дело браться, нам нужно поразмяться (игры «Цапки», «Чепуха»). Любит наш народ трудиться, любит и повеселиться (частушки). Ну что ж, делу время, потехе – час, пора нам за работу браться. Потому что мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть «малахитовую шкатулку», сделанную из бумаги. Перед выполнением творческой работы вместе с детьми обсуждают этапы изготовления шкатулки: рассмотреть заготовку, на которой пунктирными линиями обозначены места сгибов, заштрихованные части - места для намазывания клея; сгибают заготовку и перед склеиванием наносят рисунок на заготовку, затем склеивают; приклеивают на верхнюю крышку ящерку, сделанную заранее. После выполнения работы дети оценивают свои поделки и выделяют их эстетическую ценность (дарят Хозяйке). Как вы работаете быстро да умело! Все бы вас взяла к себе в мастера Хозяйка Медной горы, да малы вы ещё. Но за вашу работу она дарит вам самоцветы в малахитовой шкатулке. Что бы вы выросли такими же чистыми, твердыми и уникальными как наши уральские самоцветы. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся в нашу группу.
Варианты украшения шкатулок: