Ольга Маркина
Конспект открытого занятия «В весеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: старшая логопедическая.
Тема: «В весеннем лесу».
Цель: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков на основе лексической темы “Весна в лесу”.
Задачи:
1. Образовательные: расширение представлений о весенних изменениях в природе; формирование представлений о процессах, происходящих весной в лесу, - появление листочков на деревьях, росточков на земле, птенцов у птиц и детенышей у животных.
Публикация «Конспект открытого занятия „В весеннем лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
2. Развивающие: развитие умений находить необходимую информацию в оформлении зала, выбирать нужные картинки и размещать их в соответствующем порядке; различать и называть растения, животных и их детенышей.
3. Воспитательные: воспитание уважительного отношения к жизни леса весной, культуры поведения в лесу весной.
4. Коррекционно - развивающие: совершенствование навыков фонематического слуха, автоматизация и дифференциация поставленных звуков в связной речи, обобщение материала по теме «Весна в лесу», закрепление навыков суффиксального словообразования относительных прилагательных, закрепление песенного и музыкального материала в игровой форме, развитиеподвижности голосового аппарата, речевого дыхания, координации движений, гибкости, развитие кинестетических ощущений, пространственной ориентации, общей моторики и воображения, мимики лица, чувства ритма.
Интеграция областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Методы:
Словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля, методы формирования личностных результатов.
Предварительная работа:
Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий, бесед по лексическим темам «Весна. Времена года. Апрель», слушание музыки «Времена года. Апрель. Подснежник», заучивание стихотворений, «попевок» и песен по лексическим темам «Весна. Времена года. Апрель». Закрепление упражнений для развития общей, мелкой и артикуляционной моторик, чувства ритма. Создание презентаций «Апрель», «Первоцветы». Игра на музыкальных инструментах (разучивание).
Оборудование:
Ноутбук, проектор, компьютерные презентации «Апрель», «Первоцветы», фонограммы «В лесу», «Встречаем весну» муз. Насауленко, «Лягушка» муз. Т. В. Пичугиной, «Времена года» муз. П. И. Чайковского, гр. Зодиак «Рок на льду», шумовые музыкальные инструменты, лягушка, одевающаяся на руку учителю-логопеду.
Этапы проведения:
I. Вводная часть.
1) Орг. Момент.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда, догадайтесь сами. Внимательно слушайте загадку:
(Звучит фонограмма «В лесу»).
-Сегодня мы пойдём туда, где птички певчие поют,
И звери разные живут, грибы и ягоды растут.
Цветы прекрасные цветут.
Деревья гордые стоят, стоят и смотрят на ребят.
Ввысь поднимаясь до небес, мы знаем точно – это… (ЛЕС).
(Фонограмма отключается)
2) Пение песни «Встиречаемвесну» сл. и муз. Насауленко.
Становится весною тепло, тепло
За лесом на полянке светло, светло
Мелодия синички звучит, звучит
И дятел барабанит, стучит, стучит
Щегол на тонкой ветке поёт, поёт
Воробышек на танец зовет, зовет
Где вырос на полянке цветок, цветок
Там воробьи танцуют всё прыг да скок.
3) Упражнения для развития воображения и общей моторики.
Упражнение «Маршировка».
-Раз, два, три, раз, два, три, по дорожке мы пошли.
Упражнение «Маршировка с дыханием».
-Носом вдох, а выдох ртом, дышим глубже, а потом-
Марш на месте не спеша: - Как погода хороша!
Упражнение «Мостик».
- Чтоб до леса нам дойти, нужно мостик перейти.
Друг за другом мы встаём, через мостик перейдём.
Упражнение «Бег».
- По извилистой дорожке нужно пробежать немножко.
Упражнение «Ручей».
-Впереди течёт ручей, проходите поскорей.
Упражнение «Кочки».
-Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.
Упражнение «Бег».
-Лес весенний увидали и к нему все побежали.
- Наконец-то мы в лесу, будем мы встречать Весну!
4) Презентация «Апрель» (дети сидят на лесной полянке).
II. Основная часть.
1) –Какие месяцы Весны вы знаете?
Первый - март, второй-апрель, третий – май. - А какой месяц наступит после марта? (Апрель)
1 Ребенок
За окном звенит капель.
Приближается апрель
Шапки снега таят вмиг.
И повсюду чик-чирик
Все очнулось ото сна
На Земле ведь вновь Весна.
2 Ребенок
Ура, ура - пришел апрель!
Бегут ручьи, звенит капель.
И в небе ясном солнце светит,
2) Беседа с детьми:
-Ребята, как изменилась природа весной? Назовите приметы весны.
Дети:
Выглянуло яркое, лучистое солнце.
По небу плывут легкие, воздушные, пушистые облака.
Вернулись перелетные птицы.
Тает зимний, темный снег.
Бегут веселые, быстрые, говорливые ручьи.
На улице капают сосульки, слышна звонкая капель, появились темные проталины.
На деревьях набухли пышные, клейкие почки.
Распустились первые нежные цветы.
3 Ребенок
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
3) Разминка. Развитие мимики лица.
-Ребята, выходите на полянку! Посмотрите, как светит солнышко! Как ярко!
-Давайте зажмуримся сильно-сильно.
-А теперь положите голову на грудь, расслабьтесь.
-Ребята, а вы знаете, весной пробуждается природа, всё растет.
-Давайте поиграем, представьте, что вы - маленькое зёрнышко, вы лежите.
(Дети свернулись в клубочек).
-Светит яркое солнышко, оно прогревает землю, и зёрнышко начинает прорастать. Появляется росток. Вначале он маленький, тоненький, еле вылезает из земли.
(Дети потихонечку тянутся).
- Под лучами весеннего солнца он начинает крепнуть, расти и тянуться к солнышку. Наконец у него появились листочки. Росточек превратился в маленькое растение. (Руки вверх).
-Оно тянется к солнышку. (Встали на носочки).
-Молодцы, а теперь положите голову на грудь. Расслабьтесь.
4) Встреча с Лягушкой.
5) Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, а теперь мы давайте вместе с Лягушкой сделаем нашу гимнастику для языка.
Раз-окошечко открыли («Окошко»,
Два – мы дудку смастерили («Дудочка»,
Три - в улыбке наши губки («Улыбка»,
На четыре – чистим зубки («Почистим зубки»,
Пять – мы моем потолок («Маляр»,
Шесть - лошадка скок, да скок («Лошадка»,
Семь - варенье очень любим («Вкусное варенье»,
Восемь - горку делать будем («Горка»,
Девять – дружно мы болтаем («Болтушка»,
Десять – ротик закрываем.
6) Пропевание слогов «Попевки» с Лягушкой.
(Логопедические распевки Т. С. Овчинникова).
Ра-ра, ра-ра вот высокая гора.
Ры-ры, ры-ры за горою комары.
Ро-ро, ро-ро потерял петух перо.
Ру-ру, ру-ру, а барсук унёс в нору.
Жа-жа, жа-жа мы нашли в лесу ежа.
Жу-жу, жу-жу дали яблоко ежу.
Же-же, же-же ёжик съел его уже.
Жи-жи, жи-жи нам животик покажи.
7) Упражнение на развитие чувства ритма «Лягушка».
8) Презентация «Первоцветы».
-Ребята, а какие цветы расцветают в апреле? (Первоцветы, подснежники.)
-После каждой долгой зимы, истосковавшиеся по солнцу и теплу, люди радуются первым весенним цветам - "подснежникам". Дети читают стихи.
1 Ребенок Подснежник.
Я и маленький, и нежный, и немножко озорной,
Первым встретил вас подснежник на полянке под сосной.
2 Ребенок Мать-и-мачеха.
Едва в апреле снег растает на склонах или вдоль дорог,
Глядь! А весна уж примеряет из мать-и-мачехи венок.
3 Ребенок Медуница
Это прозвище недаром, у красивого цветка,
Капля сочного нектара, и душиста, и сладка,
От простуды излечиться вам поможет медуница.
4 Ребенок
Мать-и-мачеха проснулась, приоткрыла жёлтый глаз,
Потянулась, оглянулась--- Снег? В апреле? Вот те раз.
Возмутилась Медуница:- Так не долго простудиться!
Я по плечико в снегу -Распуститься не могу.
Отступать, Весна, не гоже!Разберись-ка ты с Зимой!
Будь с упрямицей по строже -Прогони её домой!
5 Ребенок Купальница.
В заливных лугах широких речка вольная течет,
Там купавки-недотроги затевают хоровод.
6 Ребенок Горицвет.
Меня еще зовут адонис. Я очень нежен и красив.
Тяну я к солнышку ладони, чтобы набраться новых сил.
7 Ребенок Пролески
Пролески, как малые дети,- весны голубые глаза.
Как можем мы их не заметить, они по- особому светят.
Проснутся, как прежде, в апреле среди прошлогодней листвы,
Под птичьи весёлые трели, нежны и немножко просты.
Логопед Сон-трава.
Дальний лес стоит стеной, а в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова. Там растет усни - трава.
Говорят, усни - трава знает сонные слова:
Как шепнет свои слова, сразу никнет голова.
9) Беседа.
- Ребята, а можно ли в лесу рвать понравившиеся цветы? Многие первоцветы занесены в Красную книгу. Красная книга - это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой находится список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений. Логопед читает стихотворение Б. Дубровина “Красная книга”.
Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
- Охраняйся Красною книгой!
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
- Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
-Ребята, в лесу слышны звуки весны : стук дятла, звон капели, журчание ручья, шелест ветра. Птицы, солнце, цветы, трава, облака, и у всех у них разные мелодии. Давайте и вы сыграете веселую весеннюю музыку. Этим оркестром мы сможем разбудит Весну, и она быстрее к нам придёт!
10) «Оркестр» (Фонограмма гр. Зодиак «Рок на льду»).
Дети играют на шумовых музыкальных инструментах.
III. Итог. Лягушка: –Ребята, какие вы молодцы! Вам пора возвращаться домой. Но я вас не хочу отпускать с пустыми руками. Там под кочкой у меня для вас есть подарок! До свидания!
Примечание: данный файл отформатирован в соответствии с вышеуказанными требованиями.