Получи документы

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Поможем зиме найти Север» (изучаем магниты)

Регина Якимова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Поможем зиме найти Север» (изучаем магниты)

Цель.

Формирование умений применять на практике знания, полученные в ходе опытной деятельности.

Задачи.

Образовательные.

*Формировать представления о магните и его свойствах.

*Познакомить с понятием «магнитное поле», «полюса магнита».

*Актуализация знаний использования магнита человеком.

Развивающие.

*Развивать способности детей вести целенаправленную исследовательскую деятельность и фиксировать её результаты.

*Развивать познавательную активность детей, умение делать выводы.

Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Поможем зиме найти Север“ (изучаем магниты)» размещена в разделах

*Развивать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

Воспитательные.

Воспитывать самостоятельность, активность.

Воспитывать навыки сотрудничества, коммуникации.

Материалы и оборудование.

Раздаточный: магнит, блюдце (скрепка, гайка, гвоздик, канцелярская резинка, лоскуток ткани, листик бумаги, стеклянный камешек, зубочистка, деталь Lego, прозрачный пластиковый стакан с индивидуальной наклейкой, простой карандаш, листочки наблюдений, заламинированные картинки компаса и кусочки мягкого магнита.

Демонстрационный: письмо Деда Мороза, волшебная палочка, сумочка Зимы, компас, иголка, блюдце, вода, карточки итогов наблюдений, демонстрационный материал – применение магнитов; карточки-«напоминалки», как вести себя в лаборатории, лист светлого картона, железные опилки, флешка с записью музыки волшебства.

Предварительная работа.

Игры с магнитной азбукой, мозаикой-конструктором, знакомство с компасом.

Ход занятия.

В-ль: Ребята, вчера, когда вы уже ушли домой, произошло странное событие. Я еле-еле дождалась утра, чтобы рассказать вам о нём. К нам в группу пришёл почтальон и принё с:

Прямоугольник - бумажный,

Каждый его получает однажды:

Сбоку марка и картинка

И в печатях грудь и спинка.

Дети: Письмо! (конверт)

В-ль: Да, письмо, но только необычное, смотрите какое.

Показываю письмо от Деда Мороза.

Разве скоро Новый год? Ответы детей. Какое сейчас время года?

Наверное, что-то случилось. Давайте прочитаю вам, что пишет Дед Мороз в своём письме.

Дети! Случилась беда, потерялась моя соседка – Зима. Она до сих пор не вернулась в свой дом. Я знаю, что вы многое можете и умеете. Очень вас прошу, помогите Зиме найти дорогу на Север. Ваш Дедушка Мороз.

Ребята, какой нужен прибор, чтобы определить дорогу на север?

Дети: Компас.

В-ль: С помощью чего компас показывает северное направление?

Дети: У него есть магнитная стрелочка, она всегда показывает на север.

В-ль. Да, магнитная стрелочка. У нас нет компаса, но у нас есть научная лаборатория. Возможно, если мы изучим магнит, мы придумаем, как сделать компас самим. Итак, решено – превращаемся в учёных!

Чики-чики-чикалочка,

Игра-превращалочка.

Наденем шапочки сейчас

И станем учёными в тот же час!

В-ль: Коллеги, прошу, проходите в лабораторию, занимайте свои места. Дети занимают место за столом, маркированное своей картинкой.

Вспомним правила безопасности работы в лаборатории.

Показываю картинку, дети называют правила:

нельзя ничего брать в рот, нужно быть осторожными с хрупким, осторожными с колючим, нельзя шуметь.

Приступаем к работе.

Переверните пуговицу-магнит, посмотрите, какого цвета сам магнит? (тёмно-серый, чёрный). Потрогайте, какой он наощупь? (гладкий, прохладный)

А ещё у магнита есть необыкновенные свойства, которые всегда вызывали у людей удивление. Сегодня мы эти свойства будем изучать.

1 опыт «Что притягивает магнит»

В-ль: Друзья, обратите внимание, на предметы, которые лежат у вас на подносе, давайте проверим, на все ли из них будет действовать магнит. Те предметы, что притянутся к магниту, будем перекладывать в стакан.

Смотрим, какие предметы у нас остались на подносе. Что осталось у тебя, Саша? Из какого материала он сделан? Отмечаем у себя в листочках наблюдений: магнит не притягивает дерево – зачёркиваем деревянный предмет. Что осталось у тебя, Даша? Делаем вывод, зачёркиваем. Оставшиеся предметы, на которые магнит не действует, зачеркните в листочке наблюдений сами.

На какие материалы не действует магнит?

Дети перечисляют.

Теперь посмотрим на наши стаканы. Лейла, что у тебя в стакане? У тебя, Эмилия?

Из чего сделаны предметы в стакане?

Дети: Из железа.

В-ль: Обведите кружочком железные предметы у себя в листочках.

Даниель, найди карточку итога нашего опыта, поставь её на наборном полотне. А вы откройте у себя итог опыта №1, отклейте листочек, который его закрывает, и положите на поднос.

Добрыня, скажи, что мы узнали про магнит после первого опыта?

Ребё нок: Магнит действует (притягивает) на железные предметы.

2 опыт «Магнитное поле»

В-ль: Давайте подведём магнит к скрепке, но ещё не коснёмся её. Что сделала скрепка?

Дети: Она наскочила на магнит.

В-ль: Подведите магнит к своей руке, но не касайтесь её. Чувствуете что-нибудь?

Дети: Нет.

В-ль: А скрепка чувствует. Давайте поставим преграду между скрепкой и магнитом (бумажный листок, лоскуток ткани). Как ведёт себя скрепка?

Дети: Она притягивается к магниту.

В-ль: Даже, когда магнит не касается скрепки, какая-то сила притягивает её к нему и через расстояние, и через преграду. Эта сила называется магнитным полем. Если магнит очень сильный, то и магнитное поле у него сильное. Есть магниты с таким сильным магнитным полем, что они притягивают железные предметы и через столешницу, и через нашу руку. Показываю.

Вы видите магнитное поле?

Дети: Нет!

В-ль: Но есть способ его рассмотреть. Насыпаю железные опилки на картон, подкладываю под него магнит. Вот оно – магнитное поле! Это сила магнита.

Как может действовать магнит на железные предметы, благодаря магнитному полю?

Дети: Магнит действует на расстоянии и через преграду.

В-ль: Пойди. Лев, найди эту карточку, а вы откройте у себя итог опыта №2.

3 опыт «Полюса магнита»

В-ль: Интересно, а как будут вести себя магниты, если поднести их друг к другу. Давайте возьмём свои магниты и выйдем на ковёр. Пусть ваш магнит «поздоровается» с другими магнитами. Дотроньтесь до разных магнитов.

Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте)

И на место вновь вернёмся. (Дети садятся)

В-ль: Как вели себя магниты?

Дети: Они притягивались и отталкивались.

В-ль: Посмотрите на эти магниты. Какой они формы? Показываю магниты-бруски. Половинки у них окрашены в разный цвет. Мы сейчас попробуем, чтобы магниты «поздоровались» красными сторонами, синими сторонами. Даю магниты рядом сидящим детям. Притягиваются они друг к другу?

Дети: Нет!

В-ль: А теперь пусть они встретятся друг с другом сторонами разного цвета. Даю магниты рядом сидящим детям. Что произошло?

Дети: Они притянулись друг к другу.

В-ль: Да, притянулись или, ещё можно сказать, примагнитились друг к другу. Магнитам не всё равно, какая у них сторона. Эти стороны называют полюсами, северный полюс обычно красят в синий цвет, а южный – в красный.

Какой формы ваши магниты? (круглые) У круглых магнитов тоже есть полюса, с одной стороны - южный, а с другой - северный. Магниты вклеены в пластиковую пуговицу разными полюсами. Какие были у них полюса, когда они отталкивались? Показываю на брусках. А когда притягивались? Показываю на брусках.

Коллеги, делаем вывод, что есть у магнита и сколько их?

Дети: У магнита есть два полюса.

В-ль: Вероника, поставь эту карточку, а вы откройте у себя итог опыта № 3.

4 опыт «Магнит передаёт свои свойства железным предметам».

В-ль: Продолжаем наше исследование. Давайте ещё раз поднесём наши магниты к скрепке. Что она сделала?

Дети: Притянулась, примагнитилась.

В-ль: А теперь к этой скрепке поднесите другую скрепку. Что с ней произошло?

Дети: Она тоже притянулась, примагнитилась.

В-ль: Разве скрепка сделана из магнита? Из какого материала сделана скрепка?

Дети: Из железа.

В-ль: Это произошло потому, что магнит может передавать свои свойства железным предметам, и они на время могут становиться магнитами.

Арина, повтори этот вывод.

Федя, поставь такую карточку, а вы откройте итог опыта № 4

Ой, что это? Кто-то вздыхает…

Замрите, тихонько сидите.

Одними глазами посмотрим вверх,

Посмотрим вниз.

Теперь, как часики глаза, водят взгляд туда-сюда.

А сейчас закроем глаза послушаем ушами (2-3 раза)

Может вздохи за окном.

Может вздохи под листом.

Ничего не понимаю… Выходите на ковёр - там продолжим разговор.

Заходит Зима.

Зима: Это я – Зима вздыхаю.

Ой, боюсь, сейчас растаю.

В-ль: Давайте встанем вокруг Зимы,

Дуйте посильней,

Чтобы стало холодней!

Зима: Ой, таю, таю, помогите!

В-ль: А теперь ещё машите!

Как снежинки покружитесь

И тихонечко садитесь.

Ну, что, Зима, лучше тебе стало?

Присаживайся, отдохни, расскажи, что с тобой случилось.

Зима: Случилось-случилось:

В лесах дремучих заблудилась.

Сбилась, ребята, совсем я с пути –

Дорогу на Север мне не найти.

А вы магниты изучаете,

Возможно, и про компас знаете?

Дети: Знаем, но у нас его нет.

Зима: А сами сделать его можете?

Без него я пропаду,

Домой дорогу не найду.

В-ль: Ну, что, поможем Зиме?

Давайте думать. Что самое главное у компаса?

Дети: Стрелка!

В-ль: Стрелки у нас нет, но у меня есть иголка. Она такая же тоненькая. Только не магнитная. Как нам её намагнитить?

Дети: Надо дотронуться до магнита.

В-ль: Стрелка в компасе свободно вращается, и мы нашу иголку-стрелку положим на воду, чтобы она ни за что не держалась. А, чтобы она не утонула, воткнём её в небольшой листочек бумаги. Теперь аккуратно кладём нашу стрелку на воду.

Как бы мы не поворачивали её, она возвращается в определённое положение. Наш компас готов.

Вот только путешествовать с таким компасом неудобно…

Зима: Я всё-таки волшебница. Может быть, у меня осталось ещё немного волшебной силы. Зима накрывает блюдце сумочкой-колоколом.

Волшебной палочкой взмахну

Желанье загадаю,

Я верю в чудо,

Потому всегда его встречаю!

Звучит музыка волшебства

Получилось! Спасибо вам, ребята, за помощь, теперь я обязательно найду дорогу на Север. Мне пора в путь. До свидания!

В-ль: А нам пора возвращаться в лабораторию.

Не забывайте о правилах работы в лаборатории.

Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы здесь познакомились.

Дети: Магнит притягивает железные предметы.

У магнита есть магнитное поле, оно действует на железные предметы на расстоянии и через преграду.

У магнитов есть два полюса : одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются.

Магнит передаёт свои свойства железным предметам.

В-ль: Молодцы! Где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?

Посмотрите на иллюстрации, как ещё люди используют магнит. Показываю.

Вот сколько интересного мы сегодня узнали о магнитах.

На память о сегодняшнем дне давайте сделаем магнит-компас на домашний холодильник.

Раздаю заламинированные картинки компаса и кусочки мягкого магнита

Публикации по теме:

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Поможем ежикам приготовиться к зиме» Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе Вид: рисование. Тема: Поможем ежикам приготовиться к зиме. Цель:.

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Сладкие опыты» Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Сладкие опыты» Цель: Способствовать развитию у детей.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Задачи: Образовательные: • учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Всемогущий воздух!»Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Всемогущий воздух!» Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования. Образовательные задачи: -Дать.

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цели и задачи: - Обогатить.

Конспект занятия по опытно экспериментальной деятельности в старшей группе «Вулкан»Конспект занятия по опытно экспериментальной деятельности в старшей группе «Вулкан» ель: познакомить детей с природным явлением -вулканом, причиной его извержения. Материал: Аппаратура для представления презентации детям,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Поможем лисичке найти свою сказку» .

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная вода» Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Волшебная вода» Цель исследовательской деятельности.

Открытый показ ООД по познавательному развитию в старшей группе «Поможем Незнайке найти свой домик» Программное содержание: Закрепить знание частей суток, дней недели, время года, осенних месяцев; Закрепить с детьми количественный счет.

План-конспект интегрированного занятия «Поможем зайчику рукавички найти» Конспект открытого занятия «Поможем зайчику рукавички найти». Цель: расширять целостное представление детей о зиме и развивать чувство эмпатии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Поможем зиме найти Север» (изучаем магниты)
Опубликовано: 14 марта 2017 в 19:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД