Регина Якимова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Поможем зиме найти Север» (изучаем магниты)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Формирование умений применять на практике знания, полученные в ходе опытной деятельности.
Задачи.
Образовательные.
*Формировать представления о магните и его свойствах.
*Познакомить с понятием «магнитное поле», «полюса магнита».
*Актуализация знаний использования магнита человеком.
Развивающие.
*Развивать способности детей вести целенаправленную исследовательскую деятельность и фиксировать её результаты.
*Развивать познавательную активность детей, умение делать выводы.
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Поможем зиме найти Север“ (изучаем магниты)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
*Развивать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
Воспитательные.
Воспитывать самостоятельность, активность.
Воспитывать навыки сотрудничества, коммуникации.
Материалы и оборудование.
Раздаточный: магнит, блюдце (скрепка, гайка, гвоздик, канцелярская резинка, лоскуток ткани, листик бумаги, стеклянный камешек, зубочистка, деталь Lego, прозрачный пластиковый стакан с индивидуальной наклейкой, простой карандаш, листочки наблюдений, заламинированные картинки компаса и кусочки мягкого магнита.
Демонстрационный: письмо Деда Мороза, волшебная палочка, сумочка Зимы, компас, иголка, блюдце, вода, карточки итогов наблюдений, демонстрационный материал – применение магнитов; карточки-«напоминалки», как вести себя в лаборатории, лист светлого картона, железные опилки, флешка с записью музыки волшебства.
Предварительная работа.
Игры с магнитной азбукой, мозаикой-конструктором, знакомство с компасом.
Ход занятия.
В-ль: Ребята, вчера, когда вы уже ушли домой, произошло странное событие. Я еле-еле дождалась утра, чтобы рассказать вам о нём. К нам в группу пришёл почтальон и принё с:
Прямоугольник - бумажный,
Каждый его получает однажды:
Сбоку марка и картинка
И в печатях грудь и спинка.
Дети: Письмо! (конверт)
В-ль: Да, письмо, но только необычное, смотрите какое.
Показываю письмо от Деда Мороза.
Разве скоро Новый год? Ответы детей. Какое сейчас время года?
Наверное, что-то случилось. Давайте прочитаю вам, что пишет Дед Мороз в своём письме.
Дети! Случилась беда, потерялась моя соседка – Зима. Она до сих пор не вернулась в свой дом. Я знаю, что вы многое можете и умеете. Очень вас прошу, помогите Зиме найти дорогу на Север. Ваш Дедушка Мороз.
Ребята, какой нужен прибор, чтобы определить дорогу на север?
Дети: Компас.
В-ль: С помощью чего компас показывает северное направление?
Дети: У него есть магнитная стрелочка, она всегда показывает на север.
В-ль. Да, магнитная стрелочка. У нас нет компаса, но у нас есть научная лаборатория. Возможно, если мы изучим магнит, мы придумаем, как сделать компас самим. Итак, решено – превращаемся в учёных!
Чики-чики-чикалочка,
Игра-превращалочка.
Наденем шапочки сейчас
И станем учёными в тот же час!
В-ль: Коллеги, прошу, проходите в лабораторию, занимайте свои места. Дети занимают место за столом, маркированное своей картинкой.
Вспомним правила безопасности работы в лаборатории.
Показываю картинку, дети называют правила:
нельзя ничего брать в рот, нужно быть осторожными с хрупким, осторожными с колючим, нельзя шуметь.
Приступаем к работе.
Переверните пуговицу-магнит, посмотрите, какого цвета сам магнит? (тёмно-серый, чёрный). Потрогайте, какой он наощупь? (гладкий, прохладный)
А ещё у магнита есть необыкновенные свойства, которые всегда вызывали у людей удивление. Сегодня мы эти свойства будем изучать.
1 опыт «Что притягивает магнит»
В-ль: Друзья, обратите внимание, на предметы, которые лежат у вас на подносе, давайте проверим, на все ли из них будет действовать магнит. Те предметы, что притянутся к магниту, будем перекладывать в стакан.
Смотрим, какие предметы у нас остались на подносе. Что осталось у тебя, Саша? Из какого материала он сделан? Отмечаем у себя в листочках наблюдений: магнит не притягивает дерево – зачёркиваем деревянный предмет. Что осталось у тебя, Даша? Делаем вывод, зачёркиваем. Оставшиеся предметы, на которые магнит не действует, зачеркните в листочке наблюдений сами.
На какие материалы не действует магнит?
Дети перечисляют.
Теперь посмотрим на наши стаканы. Лейла, что у тебя в стакане? У тебя, Эмилия?
Из чего сделаны предметы в стакане?
Дети: Из железа.
В-ль: Обведите кружочком железные предметы у себя в листочках.
Даниель, найди карточку итога нашего опыта, поставь её на наборном полотне. А вы откройте у себя итог опыта №1, отклейте листочек, который его закрывает, и положите на поднос.
Добрыня, скажи, что мы узнали про магнит после первого опыта?
Ребё нок: Магнит действует (притягивает) на железные предметы.
2 опыт «Магнитное поле»
В-ль: Давайте подведём магнит к скрепке, но ещё не коснёмся её. Что сделала скрепка?
Дети: Она наскочила на магнит.
В-ль: Подведите магнит к своей руке, но не касайтесь её. Чувствуете что-нибудь?
Дети: Нет.
В-ль: А скрепка чувствует. Давайте поставим преграду между скрепкой и магнитом (бумажный листок, лоскуток ткани). Как ведёт себя скрепка?
Дети: Она притягивается к магниту.
В-ль: Даже, когда магнит не касается скрепки, какая-то сила притягивает её к нему и через расстояние, и через преграду. Эта сила называется магнитным полем. Если магнит очень сильный, то и магнитное поле у него сильное. Есть магниты с таким сильным магнитным полем, что они притягивают железные предметы и через столешницу, и через нашу руку. Показываю.
Вы видите магнитное поле?
Дети: Нет!
В-ль: Но есть способ его рассмотреть. Насыпаю железные опилки на картон, подкладываю под него магнит. Вот оно – магнитное поле! Это сила магнита.
Как может действовать магнит на железные предметы, благодаря магнитному полю?
Дети: Магнит действует на расстоянии и через преграду.
В-ль: Пойди. Лев, найди эту карточку, а вы откройте у себя итог опыта №2.
3 опыт «Полюса магнита»
В-ль: Интересно, а как будут вести себя магниты, если поднести их друг к другу. Давайте возьмём свои магниты и выйдем на ковёр. Пусть ваш магнит «поздоровается» с другими магнитами. Дотроньтесь до разных магнитов.
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте)
И на место вновь вернёмся. (Дети садятся)
В-ль: Как вели себя магниты?
Дети: Они притягивались и отталкивались.
В-ль: Посмотрите на эти магниты. Какой они формы? Показываю магниты-бруски. Половинки у них окрашены в разный цвет. Мы сейчас попробуем, чтобы магниты «поздоровались» красными сторонами, синими сторонами. Даю магниты рядом сидящим детям. Притягиваются они друг к другу?
Дети: Нет!
В-ль: А теперь пусть они встретятся друг с другом сторонами разного цвета. Даю магниты рядом сидящим детям. Что произошло?
Дети: Они притянулись друг к другу.
В-ль: Да, притянулись или, ещё можно сказать, примагнитились друг к другу. Магнитам не всё равно, какая у них сторона. Эти стороны называют полюсами, северный полюс обычно красят в синий цвет, а южный – в красный.
Какой формы ваши магниты? (круглые) У круглых магнитов тоже есть полюса, с одной стороны - южный, а с другой - северный. Магниты вклеены в пластиковую пуговицу разными полюсами. Какие были у них полюса, когда они отталкивались? Показываю на брусках. А когда притягивались? Показываю на брусках.
Коллеги, делаем вывод, что есть у магнита и сколько их?
Дети: У магнита есть два полюса.
В-ль: Вероника, поставь эту карточку, а вы откройте у себя итог опыта № 3.
4 опыт «Магнит передаёт свои свойства железным предметам».
В-ль: Продолжаем наше исследование. Давайте ещё раз поднесём наши магниты к скрепке. Что она сделала?
Дети: Притянулась, примагнитилась.
В-ль: А теперь к этой скрепке поднесите другую скрепку. Что с ней произошло?
Дети: Она тоже притянулась, примагнитилась.
В-ль: Разве скрепка сделана из магнита? Из какого материала сделана скрепка?
Дети: Из железа.
В-ль: Это произошло потому, что магнит может передавать свои свойства железным предметам, и они на время могут становиться магнитами.
Арина, повтори этот вывод.
Федя, поставь такую карточку, а вы откройте итог опыта № 4
Ой, что это? Кто-то вздыхает…
Замрите, тихонько сидите.
Одними глазами посмотрим вверх,
Посмотрим вниз.
Теперь, как часики глаза, водят взгляд туда-сюда.
А сейчас закроем глаза послушаем ушами (2-3 раза)
Может вздохи за окном.
Может вздохи под листом.
Ничего не понимаю… Выходите на ковёр - там продолжим разговор.
Заходит Зима.
Зима: Это я – Зима вздыхаю.
Ой, боюсь, сейчас растаю.
В-ль: Давайте встанем вокруг Зимы,
Дуйте посильней,
Чтобы стало холодней!
Зима: Ой, таю, таю, помогите!
В-ль: А теперь ещё машите!
Как снежинки покружитесь
И тихонечко садитесь.
Ну, что, Зима, лучше тебе стало?
Присаживайся, отдохни, расскажи, что с тобой случилось.
Зима: Случилось-случилось:
В лесах дремучих заблудилась.
Сбилась, ребята, совсем я с пути –
Дорогу на Север мне не найти.
А вы магниты изучаете,
Возможно, и про компас знаете?
Дети: Знаем, но у нас его нет.
Зима: А сами сделать его можете?
Без него я пропаду,
Домой дорогу не найду.
В-ль: Ну, что, поможем Зиме?
Давайте думать. Что самое главное у компаса?
Дети: Стрелка!
В-ль: Стрелки у нас нет, но у меня есть иголка. Она такая же тоненькая. Только не магнитная. Как нам её намагнитить?
Дети: Надо дотронуться до магнита.
В-ль: Стрелка в компасе свободно вращается, и мы нашу иголку-стрелку положим на воду, чтобы она ни за что не держалась. А, чтобы она не утонула, воткнём её в небольшой листочек бумаги. Теперь аккуратно кладём нашу стрелку на воду.
Как бы мы не поворачивали её, она возвращается в определённое положение. Наш компас готов.
Вот только путешествовать с таким компасом неудобно…
Зима: Я всё-таки волшебница. Может быть, у меня осталось ещё немного волшебной силы. Зима накрывает блюдце сумочкой-колоколом.
Волшебной палочкой взмахну
Желанье загадаю,
Я верю в чудо,
Потому всегда его встречаю!
Звучит музыка волшебства
Получилось! Спасибо вам, ребята, за помощь, теперь я обязательно найду дорогу на Север. Мне пора в путь. До свидания!
В-ль: А нам пора возвращаться в лабораторию.
Не забывайте о правилах работы в лаборатории.
Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы здесь познакомились.
Дети: Магнит притягивает железные предметы.
У магнита есть магнитное поле, оно действует на железные предметы на расстоянии и через преграду.
У магнитов есть два полюса : одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются.
Магнит передаёт свои свойства железным предметам.
В-ль: Молодцы! Где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?
Посмотрите на иллюстрации, как ещё люди используют магнит. Показываю.
Вот сколько интересного мы сегодня узнали о магнитах.
На память о сегодняшнем дне давайте сделаем магнит-компас на домашний холодильник.
Раздаю заламинированные картинки компаса и кусочки мягкого магнита