Олеся Исаева
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Сладкие опыты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Сладкие опыты»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи: 1. Создать условия для ОД.
2. Познакомить детей с выращиванием и переработкой сахарной
свеклы.
3. Познакомить детей со свойствами сахара.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Сладкие опыты“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
4. Закрепить знание детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое и на оборот в твердое. О применении этого свойства в пищевой промышленности.
5. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
6. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
7. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: Мешочки с сахаром, тарелочки, влажные салфетки, одноразовые ложечки, лупа, мультимедийное устройство, баночки с водой, весы детские, свеча, ложка железная.
Ход занятия:
Дети в группе замечают машину, в которой находится красивая коробка. На коробке письмо, для того что - бы узнать содержимое письма, дети просят воспитателя его прочесть.
Письмо: Здравствуйте ребята. Мы, Фиксики, очень любим, ставить эксперименты, и проводить различные опыты. А вы хотели бы стать исследователями и побывать в лаборатории? (Ответы детей).
В-ль: А кто из вас знает, что такое лаборатория? (Ответы детей).
-Ребята в лаборатории всегда очень стерильно (т. е. чисто) и поэтому, Фиксики отправили для нас в этой посылки белые халаты. Их необходимо одеть, и только после этого мы попадём в лабораторию.
(Дети и воспитатель вынимают из коробки белые халаты и одев их на себя попадают в лабораторию).
- Ну, вот ребята мы с вами в исследовательской лаборатории Фиксиков. (Воспитатель подводит детей к первому столу, на котором проводятся первые опыты).
Перед каждым ребёнком лежать мешочки.
- Возьмите в руки мешочки. Как вы думаете, что там может быть?
( предложение детей: песок, сахар, соль, крупа и т. д.).
- Давайте откроем мешочки и посмотрим что же там? (Ответы детей).
- Правильно, это сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (предложения детей).
В-ль: Сахар получают из сахарной свеклы. Вы хотите узнать как (Отв. дет).
- Тогда я прошу вас, посмотреть вот на этот экран.
(Воспитатель демонстрирует слайды).
- Чтобы получить сахарную свеклу, нужно её семена посадить в землю (слайд№1). Затем появляются всходы (слайд№2, которые нужно полевать, удобрять (слайд№3). И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к её уборке (слайд№4). Машина сразу же очищает клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут её на сахарные заводы (слайд№5). На заводе её моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах (слайд№6). Вначале получается сладкая жидкость (слайд№7). А потом её нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара (слайд№8). Так получают настоящий сахар, который мы видим у себя на столе каждый день (слайд№9).
В-ль: Теперь вы знаете, из чего получают сахар? (ответы детей).
Воспитатель просит детей вернуться к первому столу и продолжить исследование сахара.
- Ребята перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? (ответы детей). Если он легко сыпется, то можно сказать, что он (отв. дет.) сыпучий.
На столе у детей (по числу детей) находятся лупы. Воспитатель предлагает взять лупы и рассмотреть сахар.
- Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Какой сахар на ощупь? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (ответы детей).
- И так, какой мы можем сделать вывод: Что сахар сыпучий, белого цвета, крупинки сахара похожи на кристаллы, не имеет особого запаха, сладки на вкус.
В-ль: Ну, что же я предлагаю продолжить исследование и пройти вместе со мной к следующему столу.
- Давайте проверим, в нашей лаборатории хорошо ли сахар растворяется в воде. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите ложечки и положите немного сахара в воду и размешайте.
- Что произошло с сахаром? (ответы детей).
- Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды? (ответы детей).
- А как вы думаете, какой сахар тяжелее сухой или мокрый? Дети берут 2 стаканчика с сахарам, в 1 из которых добавляется не большое количество воды и на висах взвешивают их. Таким образом, мы выясняем, что мокрый сахар тяжелее сухого.
В-ль: Какой вывод вы можете сделать?
Дети: Сахар легко растворяется в воде, и мокрый сахар тяжелее сухого.
В-ль: - Предлагаю продолжить исследования и приглашаю вас к следующему столу.
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с сахаром, если его нагреть? (предложения детей).
Чтобы это проверить, я возьму немного сахара и буду его нагревать.
(Воспитатель берёт железную ложку, свечу, сахар и начинает нагревать сахар в ложке). Предварительно перед началом опыта, воспитатель рассказывает детям о технике безопасности при проведении данного опыта. После того, как сахар в ложке растворился, воспитатель выливает его на тарелку.
- Что произошло с сахаром? (Ответы детей). Он стал жидкий.
Спустя несколько минут дети замечают, что сахар застывает и становится твердый.
В-ль: - Какой вывод можно из этого сделать?
Дети: Сахар при нагревании становится жидкий, а при охлаждении снова становится твёрдый.
В-ль: - Ребята, что вам напоминает твердый сахар? (конфеты, леденцы и т. д).
- Вам хочется его попробовать? (ответы детей).
- Фиксики так и думали, и поэтому специально для вас приготовили сладкое угощение сделанное из настоящего сахара.
(Дети угощаются конфетами).
В-ль: Ну что же нам пора возвращаться в группы. Дети и воспитатель попадают из лаборатории обратно в группу.
В-ль: Понравилось вам быть исследователями?
- Что вам больше всего запомнилось?
- О чем вы расскажите сегодня вечером друзьям и родителям?