Людмила Кокоева
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи «Мы живем в Северной Осетии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. формирование у детей представления о малой Родине, привитие любви к родному краю, ознакомление с достопримечательностями Северной Осетии;
2. пробудить интерес к произведениям Коста Хетагурова, любовь к родной речи;
3. научить правильному произношению звуков речи родного языка;
4. показать и обучить элементам народных игр;
5. развитие творческих способностей (нанесение орнамента на объемную поверхность);
6. научить получать положительные эмоции от творческой деятельности, подведение итогов.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи „Мы живем в Северной Осетии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
Оборудование: фотографии природы Северной Осетии; иллюстрации гербов, флага; портрет Коста Хетагурова и иллюстрации его рисунков; изображения героев нартского эпоса; иллюстрации фрагментов национальной одежды, предметов быта осетин; глиняные кувшины, краски, кисточки, стаканчики для воды.
Ход занятия:
1. Вступительная речь- диалог:
Воспитатель:
-Дети, скажите, как же называется страна, в которой мы живём?
-Россия.
-А столица нашей огромной страны?
-Москва.
-Верно. А как же называется республика, в которой мы живем?
-Северная Осетия-Алания.
- Какой же город является столицей нашей республики?
-Владикавказ.
-Какие достопримечательности есть в нашей республике, отличающие её от других республик?
-Горы, быстрые горные руки, ледники (воспитатель добавляет- старинные постройки).
-Перечислим основные названия :
Горы: Казбек - является самой высокой горой в нашей республике, Столовая гора.
Ущелья: Куртатинское, Цейское и Дигорское.
Реки: Терек, Фиагдон, Урух, Гизельдон, Ардон.
Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображена природа нашего края.
- А теперь я хочу Вам показать флаг и герб нашей республики
Воспитатель показывает флаг и изображение герба.
-Наш флаг включает три цвета и каждый из них имеет значение и несет смысл. Белый цвет олицетворяет моральную чистоту, чистоту души, красный символизирует военскую доблесть, храбрость, желтый говорит нам об изобилии, о богатстве.
На гербе мы видим снежного барса на фоне белоснежных вершин, он символизирует твердую власть, а золотой цвет леопарда – верховенство и величие нашего народа. Красный круглый щит является традиционным для Осетии, красный цвет олицетворяет мужество и силу. Горы на щите символизируют древнейшую модель мира предков, серебряный цвет означает чистоту, мудрость и радость.
-Ребята, а вы знали, что есть не только республиканский герб, но и герб у нашей столицы - города Владикавказ?
Воспитатель показывает изображение герба.
-Герб Владикавказа был утвержден 12 июля 1994 года. В верхней части щита мы видим две самые высокие и главные горы нашей республики - Казбек и Столовую гору. Под Столовой горой мы видим полосу лесистых холмов. В середине герба мы видим закрытые вороты крепости золотого цвета, в нижней части расположен золотой ключ с прорезью креста, крест символизирует веру. Наверху щит увенчан пышной короной.
2. Поговорим о Коста Хетагурове и персонажах Нартского эпоса.
-Кто здесь изображен?
-Коста Леванович Хетагуров
-Я хочу вам сегодня рассказать о нем, о самом великом осетинском писателе.
Коста Хетагуров родился в селении Нар. Он является основоположником литературного осетинского языка. В те времена книг не было, и ему их заменяли народные сказания, предания и песни. Именно тогда он полюбил народные песни, нартские сказания, исполняемые под сопровождение музыкального инструмента – фандыр.
Хочу познакомить вас с героями нартского эпоса. Главными героями нартских сказаний являются: Сырдон, Хамыц, Сослан, Урузмаг, Агунда, Батраз и Сатана.
Воспитатель показывает изображения героев Нартского эпоса.
Коста любил и рисовать. Рисовал он на гранитных плитах скал, на стенах сакли.
Воспитатель показывает иллюстрации его работ, сохранившихся до наших дней.
3. Проведение упражнения, позволяющего проработать правильное произношение звуков родной речи.
Воспитатель:
-Дети, а сейчас мы с вами прочитаем и повторим стишок на осетинском языке :
«Карк – къоо-къоо-къоо
Бабыз- бапп-бапп-бапп
Цъиу- цъип-цъип-цъип
Гады- миау-миау-миау
Хъуг- муу-муу-муу
Сывалон кауы-ааааа
Порти заххыл- тъапп-тъапп-тъапп».
4. Народные игровые хороводы «Чепена».
-Ребята, а сейчас мы с вами сыграем в народную осетинскую игру под названием «Чепена». Дети выстраиваются в круг, проговаривают хором слова и повторяют движения за воспитателем:
«Ой, ой чепена
Галиу къахай чепена!
Рахиз къахай чепена!
Цомут разма чепена!
Цомут фастама чепена!
Цай арбадам чепена!
Цай сыстам чепена!
Цай скафам чепена!»
5. Ознакомление детей с национальным искусством.
Воспитатель показывает иллюстрации, на которых запечатлены предметы быта, домашняя утварь, элементы национальных костюмов, акцентирует внимание на орнаменте.
- Дети, предлагаю разрисовать кувшины, которые вы видите на столах, в национальном стиле. Попробуем перенести орнамент.
6. Итог занятия :
Воспитатель кратко проговаривает основные темы проведенного занятия.
- Ребята, что вам больше всего запомнилось из нашего занятия?
Дети оформляют выставку, перенося свои работы (кувшины) на стенд для последующего показа родителям.