Лучший педагог года

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В гостях у матушки Ильи Муромца»

Екатерина Карасева
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В гостях у матушки Ильи Муромца»

Открытое занятие в подготовительной группе

«В гостях у Матушки Ильи Муромца»

Цель: Формирование представлений об облике русской избы и предметах старинного быта.

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи.

• Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

• Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар, под, здраве буде.

Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „В гостях у матушки Ильи Муромца“» размещена в разделах

Предварительная работа: Чтение былин, русских народных сказок. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, частушек. Посещение картинной галереи. Рассматривание иллюстраций.

Оборудование: старинная книга, уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др., клубок, мультимедийная установка, записи русских народных песен, русский народный костюмы.

Конспект

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, я бы хотела познакомить с очень старинной книгой, которую мне подарила моя прабабушка. Моя прабабушка говорила мне, что с помощью этой книги, можно с былинными героями встретиться, да в прошлое погрузиться. И клубочек есть, который в прошлое может привести. Вы хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начнем (берет книгу, сдувает с нее пыль, открывает книгу и читает) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Жил был в стародавние времена богатырь Русский Илья Муромец, защитник земли Русской, родом из крестьян. Защищал Русь он праведно, трепетно. Послал его царь далеко от Руси, с Чудовищем Заморским справиться, да вот только не под рассчитал он силушки богатырской. Враг проворный да ловкий попался, ранил он добра молодца. Вспомнил в тот момент Илья Муромец, землю Русскую, да матушку родную. Затосковал.

Да подумывал (в этот момент появляется Илья Муромец)

Илья Муромец : Вот бы мне Землюшки родной потрогать. В родном доме побывать, да пирогов матушкиных попотчивать, тогда бы разгромил я врага Лютого!» (Теряет сознание).

Воспитатель: Ребята, представляете, мы можем помочь богатырю Русскому. У нас же с вами есть клубочек, который в прошлое к родному дому Ильи приведет. Отправимся в путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: тогда нам необходимо повторять вот такие слова: «Ты клубочек покати. В прошлое нас приведи.

Звучит музыка и дети с воспитателем движутся «по воротам».

Игра «Золотые ворота».

Звучит музыка и все оказались в горнице у Матушки Ильи Муромца.

Матушка : Здраве буде! Милости прошу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Воспитатель: Здравствуй, хозяюшка! Пришли мы к тебе с весточкой от твоего сына Ильи Муромца. Попросил он горсточку земли русской. Да пирогов твоих знатных. Говорит, что в один миг исцелит его. Да поможет совладать со врагом Лютым.

Матушка : Не впервой мне, ребята, с этим сталкиваться. Соберу я вам, то что надобно. Не сомневаюсь, что одолеет сын мой врага лютого. Передохнуть вам надобно. Да пирогов подождать моих. А пока пироги пекутся, побеседуем с вами.

Воспитатель: Такая честь нам выпала, на Руси Матушки побывать, да избу русскую на яву увидать! Мы, хозяюшка, знаем немногое, но хочется от от тебя услышать, про быт твой, да про хлопоты.

Матушка :Ребята! Как вы думаете, а что было самым главным в избе?

Дети: Печь.

Матушка : Совершенно верно! Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Гостя обязательно встречали земным поклоном. Его старались окружить лаской и заботой, относились к нему с почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. К собравшимся гостям выходила хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Стол обязательно стоял в «красном углу», считалось что гость находится под покровительством святых. По умению испечь хлеб определялась домовитость хозяйки. «Как ни придёшь, у них всегда стол да скатерть», - говорили про хлебосольных хозяев на Руси.

А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Матушка : Образ русской печки хорошо нам всем знаком с раннего детства. Ваши матушки читали вам русские народные сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот сейчас я проверю. Кто из вас внимательнее всех слушал сказки. Я буду зачитывать отрывок сказки, где говорится про русскую печку, а вы отвечаете.

«Бежала девочка, бежала: видит- стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?. Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси- лебеди»)

«Подошли они к избё нке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи:

«Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Лиса и заяц»)

«Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению»)

«Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» («Царевна- лягушка»)

«Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!» («Сивка- бурка»)

«Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» («Колобок»).

Молодцы, со сказками вы справились.

Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

Матушка : Ребята. Как вы думаете, для чего еще нужна печь? А как вам такая фраза: «Зачем баню топить, если в печке помыться можно?»

Ответы детей.

Матушка : Особо крупные печи использовались, в том числе и для того, чтобы помыться: после растопки под очищали выметая тщательно золу и выстилали соломой, ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани.

Взрослые мылись сами, чаще по одному, а детей и стариков подавали внутрь на деревянной лопате.

Мылись щелоком, для мытья волос использовали золу или яйцо. Поддавали пару, обливая водой горячие стены печи. Русским людям нравилось мыться в печке, баню топили, только для большой компании.

Воспитатель: Ещё одна функция печи, это использование ее для сна. Полати, это приподнятые полки-лежанки для спанья, расположенные обычно между стеной дома и печью, либо между углом двух стен и печью. Обогрев полатей - тоже задача печи. На больших печках на полатях помещается до пяти-шести человек, то есть по сути, полати, это общая спальня.

Матушка : Посмотрите внимательно, в русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

Стоит жилище

деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

это русская… (изба).

Зимой нет, теплей,

Летом нет, холодней (печь).

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра. (коромысло).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит. (чугунок).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник. (самовар).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят. (лапти).

Матушка : Молодцы! Все вы знаете о русском народе и о его быте. А знаете ли вы русские народные частушки?

Воспитатель: Конечно, хозяюшка. Сейчас мы их для тебя исполним:

Кто сказал – частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе!

Эх, как выйду я плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,

Бежит печка со двора,

А за нею – чашки

От грязнули Машки.

Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Матушка : Молодцы! Все вы знаете о русском народе и о его быте. А давайте с вами поводим хоровод пока пироги пекуться?

Хоровод.

Матушка : А вот и пироги поспели. Угощайтесь ребята. А вот и для Илюшеньки мешочек собрала. Передавайте ему, что веруем в него, и что соврагом справиться, не посрамит честь богатырскую. Спасибо вам, гости дорогие. Низкий поклон вам, да скатертью дорога!

Матушка достает мешочек с землей Русской, отдает воспитателю.

Воспитатель: Спасибо тебе Хозяюшка, за радужный прием, за гостеприимство.

Гости берут угощения, кланяются Матушке. Воспитатель бросает клубок, звучит музыка и все перемещаются в настоящее. Все подходят к Илье Муромцу, он открывает глаза, встает.

Воспитатель: Илья Муромец, были в гостях у твоей Матушки. Приняла она нас радостью, да, столько интересного рассказа. Мешочек тебе собрала, да землицы родной положила. Чтобы силушка твоя богатырская росла, да не кончалась.

Илья Муромец (кланяется) :

Спасибо вам мои дорогие, за то, что выручили. Низкий вам поклон, да пора мне. Силы мои покрепчали, дух мой воспрял. Низкий вам поклон (уходит).

Воспитатель берет книгу и закрывает ее.

(Смотрит на гостей и говорит)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Публикации по теме:

Конспект открытого логопедического досуга в подготовительной к школе группе «Фрекен Бок в гостях у ребят» Интеграция образовательных областей: «Социально -коммуникативная», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «У нас в гостях волгоградское телевидение» Программное содержание: познакомить детей с первыми историческими фактами зарождения Руси; закрепить знания у детей символики государства,.

Конспект открытого занятия «В гостях у Зимы» в старшей группе с использованием интерактивных технологий Цель: закрепление и расширение знаний детей о признаках зимы, о жизни диких животных в зимних условиях, о зимующих птицах; Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В гостях у Незнайки» Цель: совершенствовать навыки количественного счета от 1 до 10. Программное содержание: 1. Образовательные задачи: продолжать учить сравнивать.

Конспект открытого занятия по ориентировке в пространстве в средней группе «В гостях у Зимы» Конспект открытого занятия по ориентировке в пространстве в средней группе "В гостях у Зимы" Воспитатель МАДОУ д/с № 39 Жадгерова А. М. Познавательное.

Конспект открытого занятия «В гостях у солнышка» в первой младшей группе КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «В ГОСТЯХ У СОЛНЫШКА» Программное содержание: 1. Расширять представления детей об окружающей природе, о временном.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Забавы матушки Зимы» Оразовательная ситуация. Тема: Забавы матушки Зимы" (экологическая тропа зимой) Задачи: расширять представление детей о зимних явлениях.

План-конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «У солнышка в гостях» План-конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе. Тема: «У солнышка в гостях» Задачи: - формировать представления детей о равенстве.

Праздник «В гостях у матушки Тыквы» I. Вступление Ведущий. Угадай-ка, что это такое: Лекарство, которое легко принять, Янтарное варение, золотой суп, Ароматный торт, сытная.

«Ребята в гостях у Петрушки». Конспект открытого занятия в первой младшей группе«Ребята в гостях у Петрушки». Конспект открытого занятия в первой младшей группе Цель: развитие речи детей посредством выполнения упражнений на развитие мелкой моторики. Задачи: способствовать развитию у детей умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В гостях у матушки Ильи Муромца»
Опубликовано: 8 октября 2016 в 12:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД