Папки-передвижки

Конспект открытого занятия в старшей группе «Круговорот воды в природе» (2 фото)

Горова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Круговорот воды в природе»

Конспект открытого занятия в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №122 «ЛУЧИСТЫЙ» г. БРЯНСКА.

Конспект занятия

По ознакомлению с окружающим миром

ОО «Познавательное развитие»

В старшей группе

На тему :

«Круговорот воды в природе»

Выполнила

Горова Д. В.

Воспитатель

Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах

Цель : Расширять представление детей и закрепить знания о свойствах и признаках воды, и круговороте воды в природе.

Задачи:

1. Образовательные :

• Углубить знания детей о воде, расширить представление о свойствах, форме и видах воды при помощи опытно- экспериментальной деятельности.

• Закрепить знания о воде -как о жизненно - необходимом ресурсе в природе и в жизне, всего живого на земле.

• Дать детям знания о круговороте воды в природе.

2. Развивающие :

• Развивать внимание, речь, любознательность, наблюдательность,мышление, познавательный интерес.

• Обогащать словарный запас новыми словами -модель глобуса, макет, пресная вода, испарение,парообразные вещества, подземные течения,суша,газообразное, скважина, подземные воды.

• Развивать навыки работы с макетом

• Развивать интерес к живой природе.

• Развивать интерес к экспериментированию.

• Развивать умение анализировать, устанавливать простейшие-причинно следственные связи,внимание.

• Делать обобщение на основе полученных знаний

3. Воспитательные :

• Формировать бережное отношение к воде, природе, природным ресурсам и богатствам.

• Воспитывать у детей экологическую грамотность.

• Воспитывать чувства любви к окружающей нас природе, вызывая эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении данного материала.

• Воспитывать желание участвовать в мероприятиях детского сада.

• Воспитывать аккуратность при работе, умение работать в паре друг с другом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Предварительная работа:

• чтение рассказов и сказок

1. Путешествие капельки

2. Как паринка в снежинку превратилась

3. Сказка о воде

4. Жила-была река

5. Глупый зайчонок и ручеек

6. Беспалова Л. В. - История одной капли (грустная сказка о воде)

• Как тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

• Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды в природе)

• Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка)

• Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка).

• просмотр познавательных мультфильмов,презентаций

Беседа с детьми на тему :

1. «Вода вокруг нас»

2. «Необходимость питья воды

3. «Вода источник жизни на земле»

4. «Путешествие капельки»

5. «Вода нужна всем»

6. «Волшебница — вода»

7. «Берегите дети воду»

8. «Дождик»

9. «Туман»

10. «Снег и Град»

11. «Роса»

12. «Чудо-вода»

13. «Водоемы»

14. «Айсберги»

15. «Ледники»

16. «Вода в жизни человека»

17. «Солнце, воздух и вода -наши верные друзья»

18. «Свойства воды»

19. Что мы знаем о воде»

20. «Жить нельзя нам без воды»

21. «Вода -главное богатство природы»

22. «Вода источник жизни» и т. д.

• знакомство с круговоротом воды в природе (плакат,презентации)

• познавательная игра, опыты, с водой. («Цветная вода», «Смешиваем краски», «Переливание воды». «Фонтан», «Бассейн», «Озеро», «Что как плавает», «Море». «Мыльные пузыри», «Плыви кораблик», «Теплый-холодный»,«Бульки», «Пенный замок», «Льдинки», «Тает льдинка», «Разноцветный лед», «Из снега - в воду», «Веселый кораблик», «Морские сокровища», «Достань со дна». и т. д.

• дидактическая игра (Плавает-не плавает.», «Разрезные картинки» ,«Что мы знаем о воде?», «Воздух. Земля, вода», «Звери,птицы, рыбы», «Волшебница водица», «Кому нужна вода». «вода наша помощница», «Отгадай загадки»

• заполнение календаря природы

• просмотр иллюстраций на тему «Природа», «Какая вода бывает», «Где обитает-Вода?»

Оборудование и материалы :

• Глобус

• Макет круговорота воды

• Музыкальное сопровождение (шум водопада,шум дождя, шум моря)

• Наглядный материал «Картинки со свойством воды» (не имеет вкуса,цвета, запаха, при нагреве и замораживании,свойство воды -растворение веществ)

Иллюстрации Ледников, водоемов, карточки с изображением осадков, картинки с отображением всех состояний воды (жидкое,твердое,газообразное)

• Пластиковые одноразовые стаканчики (для опытов)

• Термос с горячей водой и зеркало, бинт.

• Прозрачный стакан с землей.

• Краски (гуашь/акварель, кисть,сахар, соль, подсолнечное масло, жидкое мыло, соломинки для коктейля, чайная ложка, галька (камешки, молоко.

• Вода, клеёнка, салфетки, тряпочки для рук.

Вводная часть занятия :

Дети садятся за столы, стол с оборудованием для опытов стоит перед детьми.

Воспитатель читает детям загадку :

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

В морях и реках обитаю,

Но часто по небу летаю.

А как наскучит мне летать,

На землю падаю опять,

Что бы не было беды,

Жить нельзя нам без ….

Дети: (ВОДЫ)

Основная часть занятия :

Молодцы ребята, все верно, это вода! Сегодня мы с вами поговорим о воде — это один из удивительнейших ресурсов нашей планеты. А поможет нам рассмотреть наличие запасов воды удивительный предмет попробуйте угадать что же это :

У меня в ладонях страны

Реки, горы, океаны.

Догадались в чем тут фокус?

Я держу руками …

Дети : (ГЛОБУС).

Воспитатель :Молодцы! А что такое глобус?

Дети :Это модель Земли!

Воспитатель: А какой формы наша планета Земля?

Дети : Круглая.

Воспитатель: На глобусе много голубого цвета, что это?

Дети : вода (реки, моря. Океаны)

Воспитатель: Скажите дети. А кому же нужна вода, в чем же польза воды?

Дети : Вода нужна людям, что бы пить, стирать, готовить. Вода нужна растениям, без воды они погибают. Вода нужна животным,что бы пить, некоторые животные живут в воде.

Воспитатель: Все верно вы сказали. Вода нужна живым организмам,без воды жизнь невозможна, человек без воды сможет прожить всего 3 дня, растения пьют воду благодаря дождю, животные пьют и купаются в воде. Посмотрите на наш глобус а что же вот это желтое и зеленое на нем?

Дети : Суша.

Воспитатель: Правильно это суша, а чего же больше на глобусе воды или суши?

Дети: Воды.

Воспитатель : На нашей земле существует 4 океана и 30 морей, как вы считаете дети это много или мало?

Дети объясняют.

Воспитатель : Действительно воды на нашей планете много, но самые большие скопления воды в морях и океанах, а значит какая она на вкус? Соленая. Скажите дети а сгодится ли нам соленая вода что бы пить?

Дети: Нет, соленая вода не подходит для питья.

Воспитатель: Все верно, но так же у нас есть запасы пресной воды -да ее конечно же, не так много как соленой, в некоторых частях нашей планеты людям просто не хватает пресной воды. Именно по этой причине мы должны с вами бережно относится к воде! И запомнить пару простых правил по сохранению воды :

1. Закрывать кран с водой, после каждого использования. Что бы вода не утекала понапрасну.

2. Не пускать воду сильным напором, расход воды при напоре увеличивается, а руки моются так же как и при более слабом открытии крана. При этом она не разбрызгивается в разные стороны.

3. Содержать водоемы (реки, озера, пруды и ручьи)в порядке, не засорять и не разбрасывать мусор, если мусор попадает в водоем это может привести к засорение водоема, все живое в нем погибает, и водоем превратится в болото или попросту пересохнет.

Если мы с вами будем соблюдать эти простые правила, мы сохраним самые драгоценные капли воды, вода останется чистой, ее станет больше, а это позволит, что бы ее хватило всем!

Воспитатель: Как вы уже знаете соленая вода для человека не пригодна для питья. Зато она она подходит для жизни морским обитателям, Для питья человеку как мы уже поняли, необходима пресная вода, это вода без соли. Так где же ее берут? В некоторых деревнях,поселках,селах — еще остались колодцы которые наполняются пресной водой, которая поступает в них из подземных вод, так же одним из методов подачи воды в отдалённых от города поселений используются подземные скважины. Благодаря специальным людям (Гидрогеологам) которые занимаются изучением подземных вод, и их расположением -находят места залежи воды специальным буром -бурится отверстие в земле на определенную глубину, устанавливается специальная труба на всю эту глубину и насос. Этот насос качает воду по трубам в дома. А в городах, где много людей, нужно еще больше воды, вода поступает в дома из рек, но прежде чем она польется у нас с крана она пройдет очистку на водоочистительном предприятии где в лаборатории следят за тем что бы вода была чистая и хорошего качества.

Воспитатель: Дети так нужно беречь воду?Почему?

Дети поясняют.

Воспитатель : Все вы говорите верно. Воду нужно беречь, потому что запас пресной воды на планете уменьшается, в связи с плохой экологией. Реки загрязняются и высыхают,маленькие речки и ручейки пересыхают и попросту исчезают, а глубокие речки становятся мелкими.

Воспитатель: Ребята а как же наполняются реки водой? А моря и океаны?

Дети говорят свои варианты.

Воспитатель : Дети а что же такое круговорот воды в природе?

Дети объясняют своими словами.

Воспитатель : Вода самое удивительное вещество, она умеет быть в 3х-состояниях ЖИДКОМ, ТВЕРДОМ, ГАЗООБРАЗНОМ. Посмотрите на картинку, вода может менять свое состояние при охлаждении, нагревании, и может снова обратно превращаться в воду. Давайте попробуем с вами вспомнить где же мы встречаем воду в природе в жидком состоянии?

Дети : Дождь. В реках, озерах,ручьях,морях,океанах, роса

Воспитатель : а где мы встречаем воду в твердом ее состоянии?

Дети : Сосульки, айсберг,лед на реках,снег, град, иней.

Воспитатель: Где вода встречается в газообразном состоянии?

Дети : Пар из чайника, пар из крана с горячей водой.

Воспитатель : А еще дети облака и туман являются газообразным состоянием воды.

Воспитатель : Давайте немного разомнемся :

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«МОРЕ»

Море очень широкое

(Дети широко разводят руки в стороны)

Море очень глубокое

(приседают, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья

(выполняют движение рыбка)

А вот воду пить -нельзя

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи)

А на море чайки кружат

(Машем руками как крыльями)

Полетим за ними дружно

(встаем на носочки, кружимся вокруг себя)

Брызги пены, шум прибоя,

(Киваем головой, опуская подбородок вниз)

А на море мы с тобою

(Машут руками)

Мы теперь плывем по морю

и резвимся на просторе.

Веселее загребай и дельфинов догоняй

(Плавательные движения руками)

Воспитатель : Присаживайтесь на свои места. Сейчас я вам предлагаю побыть маленькими ученными. Мы с вами проведем ряд опытов. Попрошу всех соблюдать технику безопасности, мы с вами окажемся в настоящей лаборатории.

ОПЫТ №1 «Газообразное состояние воды»

Воспитатель : Для данного опыта нам понадобится — что это? (Воспитатель показывает детям термос)

Дети : -Термос.

Воспитатель : Хммм, и как вы думаете что же в нем?

Дети — дают свои варианты ответов

Воспитатель : ну что, давайте посмотрим? А вы сможете его открыть сами?

Дети -отвечают нет

Воспитатель : Почему?

Дети отвечают что это не безопасно, и что открывать термос должны взрослые, так как в нем находится горячее содержимое.

Воспитатель : Правильно дети, соблюдение техники безопасности должно быть всегда и не только на опытах но и в жизни. Термос дети открывать не должны сами,для этого они должны попросить взрослого. Вы разрешите мне его открыть?

Дети: да.

Воспитатель (открывает термос и из него идет пар)

Воспитатель: А что это за дым выходит из термоса? Он что сгорел?

Дети : говорят о том что это вовсе не дым, а пар.

Воспитатель : А что пар делает в термосе?

Дети :Что вода при нагреве испаряется и превращается в пар.

ОПЫТ №2 «ПАР и ЗЕРКАЛО»

Воспитатель: А может все таки это не пар от воды? У меня есть один способ это проверить для этого мне понадобится -зеркало

Воспитатель подносит зеркало к пару и держит некоторое время над паром. После убирает зеркало в сторону на нем образовались капли, воспитатель предлагает детям их потрогать.

Воспитатель совершенно верно! Это была вода. Значит содержимое нашего термоса было наполнено горячей водой.

При испарении воды она превратилась в -пар!

Воспитатель: Получается что вода наша умеет испарятся?

Дети -Да!

ОПЫТ № 3 «КАПЕЛЬКИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ОБРАТНО»

Воспитатель кладет на термос стекло, поверх стекла кладется кусочек льда, дает так постоять некоторое время,затем приподнимает зеркало с кусочком льда от горлышка термоса - видим как пар который испарялся осел на зеркальце в вид капель, холодный лед с верху остужает капельки воды и те опускаются обратно капая в термос.

Воспитатель : Дети благодаря этому опыту — мы делаем вывод, что при нагреве вода превращается в пар, поднимается вверх, там остывает и опускается обратно капельками.

ОПЫТ № 4 «ЛЕД ТАИТ»

Воспитатель: Солнышка у меня нет, и погода не позволяет проверить как же тает наш лед. Поэтому я предлагаю вам такой опыт — нашим солнышком побудет термос с горячей водой, мы в бинт завернем наш лед и немного подрежем над горячей водой. Что же происходит?

Дети : лед стал таить.

Воспитатель правильно, а во что он превратился?

Дети :в воду.

Воспитатель Правильно. Лед вернулся снова в жидкое состояние из твердого.

ОПЫТ №5 «ПРОСАЧИВАНИЕ ВОДЫ»

Воспитатель У меня есть вот такой стаканчики с землей, и вот такие стаканчики с водой. Давайте попробуем полить землю. Кто может мне помочь вызывается несколько желающих, Давайте посмотрим что будет?

Воспитатель поливает землю водой вместе с детьми земля полностью намокает.

Воспитатель: Так может ли вода просочится в землю

Дети -Да!

Воспитатель : Земля намокла, вода -сквозь землю просочится, а что же будет дальше? Она так и останется там?

Дети дают свои ответы.

Воспитатель :А сейчас я вам предлагаю посмотрим на наш макет «Круговорота воды в природе», давайте внимательно его изучим. Посмотрите вот это СОЛНЦЕ — оно нагревает поверхность земли и воду в морях и океанах тоже, вода нагревается и начинает испарятся, превращаясь в пар, пар как мы знаем может станет облаком.

Облака плывут по небу, ветерок их подгоняет. Затем облака начинают собираться в тучки, тучка начинает нести много много капелек пара, а затем как тучка устает нести капельки на землю падают осадки -дождь, дождик польет всю природу и растения, капельки воды помогут растениям рости. А некоторые капельки просочатся через землю и попадут в подземные воды (реки, затем подземные воды пробьются где нибудь родником, родничок превратится в ручеек, ручеек в озеро или речку впадает. А речка и до моря дойдет а моря в океаны попадают. А потом все сначала начинается. В горах если тучки нести капельки устанут капельки замерзают и снежинками падают, солнышко греет снежок, он тает и в водичку превращается и потекут ручейки. Потом в речки горные,а речки как мы уже знаем в моря, а моря в океаны попадают. Все это дети и называется круговорот воды в природе.

Воспитатель : Как вода гуляет по свету мы с вами думаю поняли, а теперь хочу снова в нашу лабораторию отправится за новыми опытами вы со мной?

Дети — Да!

ОПЫТ № 1 «ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ»

Воспитатель : Для помощи в опыте мне нужны 2а желающих.

Каждому дается стаканчики с водой и стаканчик с молоком, предполагается в каждый из них опустить гальку (камешки).

Воспитатель: дети что мы видим?

Дети : камешки на дне стакана.

Воспитатель : А теперь предлагаю моим помощникам взять другой стаканчик с молоком, и опустить туда нашу гальку, Что теперь мы видим?

Дети : ничего не видно.

ВЫВОД : В воде камешки видны. А в молоке нет. Это означает что вода у нас прозрачная, она не имеет цвета- бесцветная.

ОПЫТ № 2 «КАКОГО ЦВЕТА ВОДА»

Воспитатель Мне снова нужны 2 помощника. Мы с вами берем стаканчики с прозрачной водой, кисти и краски. Макаем кисть в краску и в стакан с водой- вода окрашивается в выбранный нами цвет. Опустим в воду камешек и его становится уже плохо видно.

ВЫВОД : Вода может менять цвет при добавление в нее различного цвета красок.

ОПЫТ №4 «РАСТВОРИМ В ВОДЕ»

Воспитатель Снова для опыта мне нужно два желающих, ребята как мы уже знаем вода у нас прозрачная. А есть ли у нее вкус?

Дети-Нет.

Воспитатель а как же быть, если человек который очень хочет пить — пьет воду, а напившись говорит «Какая же была вкусная вода?». Когда на самом деле вкуса у нее нет

ВЫВОД : вкуса вода не имеет

Воспитатель но сегодня мы с моими помощниками попробуем придать вкус нашей безвкусной воде. Для этого нам понадобится САХАР и СОЛЬ. Оба вещества белые, но разные по вкусу. Один сладкий другой соленый.

Дети вмешивают соль и сахар в воду.

Воспитатель: ребята посмотрите наш сахар и соль растворились полностью,

ВЫВОД : растворение сахара и соли означает что вода растворитель некоторых веществ. А так же мы можем придать ей любой вкус.

ОПЫТ № 5 «ВОДА ТЯЖЕЛАЯ»

Воспитатель для опыта мне снова нужны помощники, берем 2х детей.

Детям дается стаканчики с водой и предлагается налить растительное масло в воду.

Воспитатель: Дети что же мы видим масло как краска в воде не растворяется, давайте его помешаем.

даем детям соломинки они мешают масло. Которое не опускается на дно.

Воспитатель : теперь детям предлагается намочить кисть в воде, окунуть в краску и капнуть на слой масла, краска опустится по маслу превращаясь в шарик, дойдя до воды, будет растворятся в ней.

ВЫВОД : Вода плотнее и тяжелее чем масло.

ОПЫТ №6 «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫИ»

Воспитатель Мне снова нужны помощники.

даем им стаканчик воды, наливаем воду и мыло, добавляем сахар. Размешиваем все, опускаем соломинку-макая в живокость, дуем в соломинку надувая пузырьки.

ВЫВОД : Выдувание мыльных пузырей, поднимает настроение, разрабатывает легкие,все это благоприятно влияет на здоровье и настроение ребенка.

Воспитатель : Каждый ученный имеет право на маленький отдых, во время работы, вот и нам нужно немного отдохнуть.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

«РАЗ-ДВА»

МЫ СТАНОВИМСЯ ВСЕ ВЫШЕ

Шагаем на месте

ДОСТАЕМ РУКАМИ КРЫШИ

Тянем руки вверх

РАЗ-ДВА — ПОДНЯЛИСЬ

Встаем на носочки тянем руки вверх

РАЗ ДВА -РУКИ ВНИЗ

Опускаемся на полную стопу, опускаем руки.

РЕФЛЕКСИЯ

Подведение итогов занятия :

включаем тихую музыку (водопад,шум дождя,шум моря)

Воспитатель: Дорогие мои ребята, наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами познакомились с водой и ее волшебными свойствами, мы провели с вами опыты в нашей лаборатории. Узнали что наша вода (не имеет вкуса, цвета и запаха, она жидкая и текучая, а для некоторых веществ она и плотная, вода не имеет формы куда ее не налей ту форму она и примет).

Воспитатель: А какие же три состояния воды вы запомнили?

Дети : жидкое, газообразное и твердое

Воспитатель : правильно ребята, внимательно вы меня слушали,А так же мы с вами сегодня увидели круговорот воды в природе. Вот все же какая вода удивительная — превращаться умеет, путешествовать умеет -волшебница.

Мне очень понравилось. Как вы увлеченно работали, Молодцы! Спасибо вам большое за активное участие в нашем занятии, вы так замечательно отвечали, помогали с опытами.

Для закрепления материала я предлагаю вам просматривать карточки с изображениями осадков,состояния воды и наш макет который я размещу после занятия в нашем уголке природы.

А сейчас я предлагаю всем попробовать нашу вкусную воду.

Детям дают стаканчики с чистой водой для питья

Конспект открытого занятия в старшей группе «Круговорот воды в природе»
Фото «Круговорот воды в природе»
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Круговорот воды в природе»Дидактическое пособие «Круговорот воды в природе» Дидактическое пособие «Круговорот воды в природе» Цель: Сформировать представления ребенка о свойствах круговорота воды в природе. Задачи:.

Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе»Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе» Фотоотчёт об опытно – исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе». Цель: Дать детям понятие о круговороте.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды. Круговорот воды в природе»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Программное содержание: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе - воде; уточнить значение воды для всего живого;.

Конспект образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе" Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Круговорот воды в природе» Цели: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Развивать познавательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Круговорот воды в природе»
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 00:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД