Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе - воде; уточнить значение воды для всего живого; познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»; развивать познавательную активность детей; воспитывать любознательность, позитивное отношение к окружающему миру.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Ребят, мы многое с вами знаем о воде и о ее свойствах, мы расскажем об это, прослушав стихи.
Берегите воду
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Свойства воды, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
С. Олегова
Педагог задает вопросы к стихотворению:
• Что дает нам вода?
• В каком состоянии полезна вода? Почему?
• Какой должна быть вода, чтобы ее употреблял человек?
• В каком состоянии бывает вода? (Твердом, жидком, газообразном.)
• Почему нужно беречь воду?
• Что может случится, если вода исчезнет с лица Земли?
2. Беседа «Круговорот воды в природе».
Что такое круговорот воды в природе? Это значит, что вода в природе движется по замкнутому кругу.
Чтобы узнать, какой это круг, представьте, что жарким летним днем вы оказались на берегу реки.
Солнышко сильно припекает, и вода с поверхности реки быстро испаряется, испаряется она и с поверхности листьев и почвы. Испаряясь, вода превращается в пар, невидимый пар поднимается вверх. У поверхности земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды в облаках собирается очень много, они становятся тяжелыми, крупными. Облако не может их удержать, и капельки воды выпадают дождем на землю. Куда попадают капли дождя? Часть их возвращается в реку, другая часть проникает в почву и впитывается корнями, стеблями и листьями растений, некоторая часть попадает в подземные реки и ручьи.
Ветер переносит облака на большие расстояния. Вот почему вода, испарившаяся в одном месте, может выпасть дождем очень далеко, совсем в другом месте.
Что происходит с водой зимой? Круговорот ее замедляется, но продолжается, только на землю падают не капельки, а снежинки. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда. Они падают на землю в виде снега. Мы говорим: «Сильный снегопад!», когда снежинки быстро падают на землю. Все кругом становится белым, ветер кружит снежинки.
Весной снег тает, стекает в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю, дают жизнь всему живому. И так повторяется бесконечно.
3. Физминутка.
Разминка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
(Руки на поясе, прыжки на месте.)
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг, мы плечами вжик, вжик.
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
(Хлопают в ладоши.)
Вот и кончилась игра.
4. Составление схемы «Круговорот воды в природе».
Педагог: Вода, испарившаяся с поверхности водоемов, почвы, растений, возвращается снова на землю: наполняет реки, озера, моря, питает растения. Она совершает постоянный круговорот. Его можно представить себе в виде схемы. (Педагог совместно с детьми составляет схему круговорота воды.)
5. Итог занятия.
Вопросы
1. Что происходит с водой, находящейся на поверхности водоемов?
2. Куда движется пар?
3. Что такое облако и тучи?
4. Как образуется дождик?
5. Что такое круговорот воды в природе?
Задания
1. Расскажите о круговороте воды в природе, используя слова: сугроб, весеннее солнышко, ручеек, пар, облако, дождь, цветок.
2. Расскажите о круговороте воды в природе, используя слова: озеро, заросли тростника, кувшинки, жаркий полдень, пар, облако, ветер, поле с пшеницей, дождь.
Список использованных источников
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие». - Воронеж: ООО «Метода», 2014. - С. 17-18.
2. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. - М. : ТЦ Сфера, 2019. - С. 48-52.