Галина Лыкова
Конспект открытой НОД по лепке в логопедической старшей группе «Путешествие в Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой НОД по лепке в старшей группе
для методического объединения воспитателей логопедических групп.
Тема: «Путешествие в Дымково».
ЛЫКОВА Г. М. – ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБДОУ ЦЕНРА РАЗВИЯ РЕБЁНКА –ДЕТСКОГО САДА №34 «ЧЕБУРАШКА» ГОРОДА ЕЛЬЦА.
Программные задачи: учить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона. Закреплять лепить птицу из целого куска глины, дополняя изделие деталями путём налепа, используя в работе карты-схемы. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки. Упражнять в произношении звуков Х, ХЬ. Развивать умение лепить глиняную игрушку. Делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую. Воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.
Публикация «Конспект открытой НОД по лепке в логопедической старшей группе „Путешествие в Дымково“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Логопедические занятия
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка, чтение художественной литературы.
Материал: декорация «Река Вятка», дымковские игрушки, глина, вода, доски, тряпочки, карты-схемы, музыка (звук летящего самолёта, русские народные мелодии).
Предварительная работа: знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка дымковской утки, заучивание стихотворений о дымковских игрушках.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я увидела сороку.
Сорока-белобока по городу летала,
По деревьям скакала.
Принесла в клюве письмо. (Показывает детям конверт)
От кого оно? (Открывает конверт)
«Здравствуйте, ребятки, -
Мишутки и Ванятки, Тани, Сани, Пети и другие дети!
Если любите играть, лепить и рисовать,
Приезжайте в гости! Милости просим!»
Игрушки из села Дымково.
- Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Так давайте полетим. На чём летают в сказках?
Дети: В сказках летают в ступе, в сапогах-скороходах, на метле, на ковре-самолёте.
Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём всем нам хватит места.
(Приглашает детей стать на ковёр)
- Все готовы? Ковёр взлетает. Закройте глаза и представьте, как мы летим.
Психогимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (звук взлетающего самолёта)
Начал наш ковёр взлетать
Над полями, над горами, над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся.
Глядь – и мигом пиземлимся.
(Открывает декорацию)
- Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют. С давних пор здесь были расположены мастерские, в которых делали дымковские игрушки.
- Кто из вас помнит, где был основан этот промысел?
Дети: Этот промысел был основан в селе Дымково.
Воспитатель: Это село располагается на другом берегу Вятки. (показывает)
_ А почему это село так называли, Дымково?
Дети: Зимой, когда топятся печи, летом, когда сильный туман, всё село – будто в дыму, дымке. Поэтому село назвали Дымково, а игрушки – дымковскими.
Воспитатель: Ребята, а из чего делали игрушки?
Дети: Игрушки делали из глины.
Воспитатель: Кто делал эти игрушки?
Дети: Игрушки делали всю долгую зиму женщины и дети. А потом весной продавали их на ярмарке.
Воспитатель: Ребята, нас к себе пригласили дымковские игрушки, давайте зайдём к ним в гости.
(звучит русская народная мелодия)Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят дымковские игрушки и читает стихотворение.
Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор, а отвести не в силах взор.
- Какие игрушки, дети, вы здесь видете?
Дети берут в руки по одной игрушке и рассказывают о них стихотворения.
Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок, сундучок не простой?
Красный, белый, золотой.
Вот весёлая лошадка – высший класс.
Прокати-ка ты, лошадушка, всех нас.
Нас до Дымки до весёлой прокати, пожелайте нам: «Счастливого пути!»
Утка – Марфутка бережком идёт,
Уточек – Марфуточек купаться ведёт.
За студёною водицей
Водоноска – молодица,
Как лебёдушка идёт,
Вёдра полные несёт.
Руки барынь крендельком,
Щёки, словно яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Воспитатель: Ребята, в нашем детском саду на праздник Масленица тоже будет ярмарка. Раз уж мы оказались в мастерской дымковской игрушки. То вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера!
Сегодня мы попробуем слепить на ярмарку дымковскую игрушку.
В мастерскую заходите.
На игрушку посмотрите.
(Дети с воспитателем подходят к столу на котором стоит дымковский петух.)
Поглядите, что за птица!
Кто не взглянет удивится!
Хвостик, клюв и оперенье –
Просто чудо, загляденье!
- Ребята, как вы думаете, что это за птица?
Дети: Это петух.
Воспитатель: Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его.
- Какой у него хвост?
Дети: Хвост у петуха изогнутый, пышный.
Воспитатель: Какие у петуха крылья?
Дети: Крылья у петуха волнистые.
Воспитатель: Какой гребешок у петуха?
Дети: Гребешок у петуха, как шапочка, как корона.
Воспитатель: Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона. Мы с вами уже лепили дымковскую уточку. Кто из вас догадался, как легче вылепить петуха?
Дети: петуха можно вылепить из одного куска глины (из овоида, вытягивая шею, голову и хвост.
Правильно, а сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусок глины, раскатываю между ладонями, а затем немного сплющиваю (Сопровождает показом, получаю вот такую пластину. Пластину делю пополам, чтобы получилось два боковых крыла. Затем прикрепляю крылья к туловищу птицы, плотно приглаживаю, тщательно примазываю и только потом прищипываю края так, чтобы получилось волнообразно.
- А кто мне расскажет, как лепить корону-гребешок?
Дети: Сначала из маленького куска глины нужно слепить пластину, прикрепить её к голове, пригладить и прищепнуть края.
Воспитатель: Правильно, с чего начнёте работу?
Дети: С деления глины на большой кусок для туловища. И поменьше, для крыльев и гребешка.
Воспитатель: Как будем лепить петуха?
Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается шея с головой и хвост, а затем прикрепляются гребешок и крылья.
Воспитатель: Для чего нужны вода и тряпочки?
Дети: Вода и тряпочки нужны, чтобы загладить поверхность игрушки, сделать её гладкой и ровной.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я вижу вы готовы лепить дымковского петуха. Проходите в мастерскую, надевайте фартуки и садитесь на свои места. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики6
Пальчиковая гимнастика.
Идёт, идёт петушок, набок колпачок.
Красная бородка, глиняная головка.
Рано-рано встал, по водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодичка – добра, сапожки дала.
Воспитатель: Привезли нам глину с дальнего бугра,
Ну-ка за работу, чудо мастера!
Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. А чтобы вы не забыли последовательность лепки, вам помогут карты – схемы.
(Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха. По окончании работы дети вытирают руки. Снимают фартуки. Вынося своих петушков и ставят их на подставку).
Воспитатель: Вот и готовы наши глиняные петушки.
Дети проговаривают чистоговорку.
Ха, ха, ха мы слепили петуха!
Хи, хи, хи, как красивы петухи!
Воспитатель: Посмотрим как наши мастера справились с работой.
Солнце ярче засветило!
Не игрушки – просто диви!
Мастера умелые их сегодня сделали.
- Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему? (ответы детей)
Воспитатель: Вы слепили красивых петухов. Но игрушки ещё не закончены. Для того чтобы отнести их на ярмарку, что ещё нужно сделать?
Дети. Игрушки нужно высушить, обжечь, побелить, а потом расписать.
Воспитатель:Этим мы займёмся, когда в следующий раз прилетим в гости к дымковским игрушкам. Сегодня мы много интересного вспомнили о селе Дымково, о дымковской игрушке. Сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Становитесь скорее на ковёр. Ещё минутка – и он оторвётся от земли.
Раз-два-три! Лети!
Повторяйте за мной прощальные слова.
Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас друзья-подружки,
Мы вернёмся в детский сад!
Вот мы и снова оказались в детском саду. Понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.