Лиана Пархоменко
Конспект занятия «Откуда к нам хлеб пришёл» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Задачи:
1. Сформировать представления о процессе выращивания и изготовления хлеба. Обогащение словарного запаса, активизация грамматических умений. Продолжать учить анализировать и делать выводы.
2. Развивать речь детей, внимание, наблюдательность, мышление, образное воображение.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей выращивающих хлеб.
Оснащение:
Публикация «Конспект занятия „Откуда к нам хлеб пришёл“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Проектор, ноутбук, слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл?», цветные картинки с изображением хлебобулочных изделий и зерновых культур, каравай, тесто в чашке, мука, соль, яйца, графин с водой, сахар в сахарнице, три цветных блюдца с нарезанными и аккуратно на них выложенными образцами пшеничного, ржаного и пшенично-ржаного хлеба, колоски, зерна пшеницы, кофемолка, овсяное печенье.
Предварительная работа:
1. Чтение русских сказок о хлебе «Колосок», «Круть и Верть», «Легкий хлеб».
2. Рассматривание колосков пшеницы.
3. Заучивание пословиц о хлебе «Не трудиться хлеба не добиться», «Без труда хлеба не вырастишь», «Хлебушко – калачу дедушка», «И обед ни в обед, коли хлеба нет!», «Хвала рукам, что пахнут хлебом!»
4. Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.
5. Разучивание отрывка из стихотворения Виталия Бакалдина «Хлеб».
6. Рассматривание иллюстраций в альбоме: «От зерна до каравая».
I. Воспитатель перед дверью в группу рассказывает, что бабушка пригласила их в гости.
В этот момент в группе перед гостями происходит инсценировка:
Бабушка замешивает тесто в чашке, перед ней мука, соль, вода и т. д. (ингредиенты для приготовления хлеба, приговаривая:
Будет хлебушек душистый, ароматный, золотистый…
Испеку его в печи, будут деткам калачи.
Пышные, румяные, пшеничные, овсяные…
Так, тесто я поставила, пойду, отдохну и детишек подожду…
II. Раздается стук в дверь. В группу входит воспитатель с детьми.
- Здравствуй, бабушка! Бабушка, где ты? Странно, пригласила нас в гости, а самой дома нет, куда же она ушла. Посмотрите, она что-то оставила на столе. (воспитатель обращает внимание детей на стоящую на столе чашку с тестом). Что же это? (тесто)
- А, кажется, я догадываюсь, это наверно, бабушка, замесила тесто, а что же она собирается из него приготовить? (ответы детей).
- А что еще можно приготовить из теста? (ответы детей). А как можно все эти изделия назвать одним словом? (хлеб, ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ или хлебные продукты)
- Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе и хлебобулочных изделиях. Из чего выпекают все эти хлебные продукты? (из теста)
- А из чего замешивают тесто (из муки). Правильно, а вы обратили внимание, какие еще ингредиенты использовала бабушка для приготовления теста? (яйца, вода, соль, сахар).
- Из чего получают муку (из зерен). А хотите в этом убедиться? (Воспитатель демонстрирует опыт с зерном и кофемолкой).
- Как называются колоски, из которых получают зерна для муки? (Пшеница, рожь, ячмень, овес)
(Воспитатель выставляет на доске картинки с изображением зерновых культур)
- Из пшеницы какие получим зерна? (пшеничные, а из пшеничных зерен, какая мука получится? (пшеничная, а хлеб из муки какой будет – пшеничный. (Воспитатель показывает образец пшеничного хлеба).
- Изо ржи, какие получим зерна? (ржаные, а из ржаных зерен, какая мука получится? (ржаная, а хлеб из муки какой будет – ржаной. (Воспитатель показывает образец ржаного хлеба).
- А из пшеницы и ржи какая мука будет? (пшенично-ржаная, а хлеб из такой муки будет – пшенично-ржаной. Правильно, если смешать два вида зерен: пшеницы и ржи, то получится пшенично- ржаная мука, а хлеб из такой муки выглядит так. (Воспитатель показывает образец пшенично-ржаного хлеба).
- Мне известно, что Красная Шапочка любит есть только ржаной хлебушек, покажите, пожалуйста, какое ей нужно выбрать блюдце с хлебом. (дети показывают). А Кот Леопольд только пшеничный. (дети показывают блюдце с пшеничным хлебом). А Белоснежка ржаной и пшенично-ржаной (дети выбирают два блюдца). Молодцы!
- А какие зерна получатся из ячменя? (ячневые, а мука – ячневая, и каша будет – ячневая.
- Из сои: мука будет какая – соевая, а из кукурузы - кукурузная, а хлопья – кукурузные.
- Из гречихи: мука – гречишная, а хлебцы – гречишные.
- Из риса: мука рисовая, а лепешки – рисовые.
Воспитатель демонстрирует блюдо с овсяным печеньем. - Может быть, среди вас есть ребята, которые знают, как называется это печенье? (овсяное) А из какой муки его приготовили? (из овсяной, а какие зерна использовали для ее приготовления – овсяные, как же называются колоски, которые дают нам овсяные зерна? (овес).
- Молодцы, ребята, хорошо разбираетесь в зерновых культурах.
III. Входит бабушка и приговаривает:
Так, так, так, где-то здесь я чашку с тестом поставила…
Слышит звуки, прислушивается:
Кто это здесь (поправляет очки, замечает детей, а ребята пожаловали, здравствуйте, здравствуйте!
Воспитатель и дети здороваются с бабушкой.
- Здравствуй, наша любимая бабушка!
Во время вы ребятки ко мне заглянули, я как раз каравай к чаю испечь собралась. Вот пойду его сейчас и в печь поставлю, а вы пока без меня не скучайте.
- Хорошо, бабушка.
IV. Пока бабушка печет каравай, я предлагаю вам отгадать загадки.
Загадки:
1. Бьют меня палками, мнут меня камнями, держат меня в огненной пещере, режут меня ножиками, за что меня губят? За то, что любят. (Хлеб)
2. Золотист он и усат в ста карманах - сто ребят (колос).
V. А у меня есть еще для вас загадки, вот послушайте, ребятки:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
***
Был я сыпучим,
Потом – тягучим,
В огонь попал –
Мягким стал. (Хлеб)
***
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
***
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
***
Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
***
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Каравай)
- О чем были загадки?
VI. Физкультминутка:
Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет, (Руки вверх)
Ветерок его качает, (Прогнулись)
К земле низко прижимает - вот как весело играет! (наклоны туловища, присели) .
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. (Ходьба до 10) .
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (Руки вверх и потянуться) .
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны) .
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! (Прыжки до 6) .
VII. – Мы с вами сегодня много узнали о хлебе, о тесте. А кто мне расскажет, какое бывает тесто (мягкое, пышное, ароматное, густое, жидкое, белое, дрожжевое и т. д.)
- Какие продукты из него готовят (ответы детей).
- Давайте поиграем: я предложу вам на выбор ряд картинок, а вы выберете, только те, на которых изображены хлебные продукты. (Дети выбирают нужные картинки, воспитатель предлагает прокомментировать свой выбор).
- Назовите каждый продукт, как будто их много (воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением хлебобулочных изделий, а дети перечисляют названия продуктов во множественном числе).
- А теперь назовите эти продукты ласково (дети перечисляют названия этих же продуктов в уменьшительно-ласкательной форме)
- Молодцы ребята, о хлебушке нужно говорить ласково, его нужно беречь, уважать. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- Правильно, ведь, сколько людей растило хлеб. Сколько труда было приложено, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Недаром, в народе говорят:
- «Не трудиться хлеба не добиться»;
- «Без труда хлеба не вырастишь»;
- «Хлебушко – калачу дедушка»;
- «И обед ни в обед, коли хлеба нет!»
- «Хвала рукам, что пахнут хлебом!».
VIII. Появляется бабушка, с караваем в руках:
Вот и каравай подоспел, а вы, ребята, не скучали?
- Что, вы, бабушка, мы узнали много интересного. Ребята, расскажите бабушке, о чем мы с вами говорили? Что вы узнали о хлебных продуктах?
- А еще мы с ребятами вот такое стихотворение знаем:
(Дети встают и начинают читать отрывок из стихотворения В. Бакалдина «Хлеб».)
Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает
Сколько требует ухода
мать-земля за целый год.
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает.
Колхозник, рабочий, строитель, учитель, Шахтер, машинист - народ!
Ребята вместе с воспитателем благодарят бабушку за каравай.