людмила бобкова
Конспект педагогического мероприятия по музыкальному развитию «Сказка о музыкальных звуках»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
педагогического мероприятия
для детей старшего дошкольного возраста
«Сказка о музыкальных звуках»
Музыкальный руководитель:
Бобкова Людмила Владимировна
Цель: развитие творческого потенциала детей через включение его в активную продуктивную деятельность, направленную на составление и придумывание сказки.
Задачи:
Обучающие
-познакомить детей с понятием «скрипичный ключ»;
Публикация «Конспект педагогического мероприятия по музыкальному развитию „Сказка о музыкальных звуках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
-закрепить названия музыкальных звуков (нот);
-учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
Развивающие
-развивать воображение, инициативу;
-развивать танцевальные творческие способности;
-работать над интонационной выразительностью во время исполнения песни;
-следить за исполнением песни легким естественным звуком;
Воспитательные
-побуждать детей к активной деятельности;
-воспитывать доброжелательность, творческое восприятие, культуру слушания;
Предварительная работа
На предыдущих занятиях дети учат названия нот, разучивается игра «Шепот и шорох», «Прекрасен мир поющий», Л. Абеляна.
Слушание песни «Мы в поезде», А. Варламова
Знакомятся с песней «До, ре, ми», А. Островского.
Работа с музыкальной лестницей по теме «Высокие и низкие звуки»
Оборудование
-ноутбук, колонки
-домик, украшенный нотами и шарами
-музыкальная лестница (7 нот)
-скрипичный ключ
-игрушки: собачка, птичка, кошка
-бобы фасоли
Музыкальный материал
-Музыкально-ритмические упражнения «Веселые поскоки», муз. Т. Ломовой
-Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»
-Слушание «Звуки леса и большого города»
-Игра с движениями «Шепот и шорох»
-Танцевальное творчество «Мы в поезде»
-Распевание «Музыкальная лестница»
-Разучивание песни «До, ре, ми»
-Работа над выразительностью песни «Прекрасен мир поющий»
Использованные методы:
Словесный, наглядный, зрительный, метод двигательного уподобления
Литература:
«Программа воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Журналы: «Музыкальная палитра», Сборник «Учим детей петь», «Музыка и движение».
Ход занятия:
Дети поскоками друг за другом вбегают в зал под веселую музыку и встают полукругом в центре зала. Я встречаю детей и пою.
М. Р. Здравствуйте, девочки!
Девочки: «Здравствуйте!»
М. Р. Здравствуйте, мальчики!
Мальчики. Здравствуйте!
М. Р. Здравствуйте, взрослые!
Воспитатель. Здравствуйте!
Все вместе. Здравствуйте, здравствуйте, все!
М. Р. Как я рада видеть вас! Какое у вас настроение?
(Ответы детей – хорошее, прекрасное, замечательное, отличное)
М. Р. Так давайте передадим его друг другу, обменявшись рукопожатием.
Дети пожимают руки, друг с другом, с воспитателем, со мной.
М. Р. А как еще мы можем поделиться своим прекрасным настроением!
(Дети предлагают свои варианты ответов. Например: улыбнуться друг другу, поклониться, помахать рукой, нежно и ласково пожелать доброго здоровья и сказать «Какой сегодня замечательное утро, не правда ли?»)
М. Р. Замечательно! Мы получили заряд бодрости. Проходите, садитесь на стульчики передо мной. Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Скажите мне, ребята, какие звуки нас окружают? Что мы слышим у себя дома?
Ответы детей. Мама с папой разговаривают, показывают мультик по телевизору, чайник кипит, машинка стиральная работает, в ванной вода бежит.
М. Р. Правильно, а еще мы слышим звуки музыки из телевизора, звонок мобильного телефона и много разных звуков, на которые мы не обращаем иногда внимание.
А сейчас я предлагаю вам послушать запись звуков, а вы мне постарайтесь ответить, откуда они. (включаю запись звуков большого города)
Дети. Машины едут, автобусы, самолет летит, поезд едет.
М. Р. Правильно. Это были звуки транспорта в городе. (включаю запись звуков леса)
Дети. Птички поют, ворона каркает, ветер шумит, речка бежит, пчелы, комары летают.
М. Р. Молодцы! Это голоса лесных обитателей. Вот видите, как много вокруг нас разных звуков. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Шепот и шорох». Выходите на середину зала, встаньте врассыпную так, чтобы не мешать друг другу. Слушайте внимательно воспитателя и выполняйте то, что она говорит. Мы уже играли в эту игру, вспоминайте правила.
Воспитатель говорит слова, я вместе с детьми выполняю движения, по ходу поправляя детей, слежу, чтобы они правильно выполняли движения.
Восп. Навострите уши, тишину послушайте. Слышите?
Дети. Слышим!
Восп. Шебаршатся где-то мыши, под кореньями шуршат.
Дружно шишку шебуршат. (дети имитируют движения мышей)
Восп. Тише, шорох, не дыши. Слышишь, стихли камыши? Дети, слышите?
Дети. Слышим!
Восп. По болоту цапли вышли на охоту. Цапли ужинать спешат, рыщут, ищут лягушат (дети ходят с высоким подниманием колена, наклоняя изредка голову вниз, как бы ища лягушек)
Восп. «Звинь-звинь-звинь». Это шмель полетел и сел на ель (дети с жужжанием бегают по залу и присаживаются на корточки как бы на воображаемую ель)
М. Р. Молодцы, ребята! Как здорово вы инсценировали стихотворение. Прошу, проходите на свои места (дети рассаживаются)
М. Р. На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело и уютно в нем. У вас какой дом?
Дети. Квартира.
М. Р. У собаки?
Дети. Конура!
М. Р. У лисицы?
Дети. Нора!
М. Р. У белки?
Дети. Дупло!
М. Р. У птицы?
Дети. Гнездо!
М. Р. Правильно! А вы знаете, где живут музыкальные звуки?
Ответы детей. Нет.
М. Р. хотите узнать?
Дети. Да!
М. Р. Тогда я предлагаю вам отправиться в королевство музыки, где мы обязательно с ними встретимся. А отправимся мы туда на поезде. На предыдущем занятии мы слушали песню «Мы в поезде», композитора Андрея Варламова. Попробуем изобразить движения.
Включаю магнитофон с записью песни «Мы в поезде». Дети двигаются топающим шагом друг за другом, руки согнуты в локтях, движение руками вперед-назад. Воспитатель следит за детьми, я в это время выставляю маленький столик, на него музыкальную лестницу из 7 ступенек, скрипичный ключ. Также приготовить собачку, кошку, птичку, фасоль. Останавливается музыка. Дети останавливаются.
М. Р. Вот мы с вами прибыли в королевство музыки, рассаживайтесь поудобнее. Будем с вами придумывать сказку. (на фоне спокойной неторопливой музыки начинаю говорить).
М. Р. В прекрасной волшебной стране, которой правит Королева Музыка, стоит дом. Вы его видите, кто там живет?
Ответы детей. Маленький человечек, мышки, гномики.
М. Р. А живет в нем господин Скрипичный ключ (достаю из домика скрипичный ключ на подставке, главный помощник Королевы. Как вы думаете, какой у него характер? (играю отрывок марша).
Дети. Смелый, решительный, бодрый.
М. Р. Да, прямо как у этого марша. И у господина скрипичного ключа всегда хорошее настроение. Вот и сегодня он решил пройтись по своему дому. А мы с вами будем повторять все действия и звуки, которые будет произносить герой нашей сказки. И станем участниками сказки. (держу в руках скрипичный ключ и двигаю его по музыкальной лестнице). «Мне надо сделать зарядку,- сказал скрипичный ключ, - а для этого надо хорошенько распеться. А почему так холодно?- подумал он, (Дети обнимают себя за плечи). И вспомнил, что не закрыл окно на втором этаже. Ребята, что надо сделать, чтобы подняться на второй этаж?
Дети. Подняться по лестнице.
М. Р. Верно. Мы так и сделаем. Скрипичный ключ поднялся на первую ступеньку, он так дрожал от холода и при этом говорил «д-д-д». Давайте вместе с ним споем «до-до-до-до». Ступил на вторую ступеньку, но вдруг навстречу ему выскочила (воспитатель показывает собачку)
Дети. Собачка!
М. Р. И зарычала «р-р-р-р». Поднялся на третью ступеньку, и его встретила ласковая (воспитатель показывает кошку).
Дети. Кошечка!
М. Р. Кошечка ми-ми, (пою) «ми-ми-ми». На четвертой и пятой ступеньке лежала фасолинка. Скрипичный ключ прыгал с одной ступеньки на другую и повторял «фа-соль, фа-соль». тут в окно влетела птичка и села на седьмую ступеньку и запела «синь-синь». Скрипичному ключу так понравилась песенка, что он поднялся на шестую ступеньку, напевая «ля-ля-ля». Птичка улетела, а песенка осталась жить на седьмой ступеньке. Скрипичный ключ подошел к окну и подумал: «на что это похоже?». (Пою): «до, ре, ми, фа, соль, ля, си». А вам знакомы эти звуки?
Дети. Да, это так ноты называются.
М. Р. Совершенно верно. Названия музыкальных звуков. Давайте вместе споем их и поднимемся по лестнице и спустимся обратно (поем и рукой показываем направление мелодии). Дежурные убирают все атрибуты
М. Р. Ребята, что мы с вами сейчас делали?
Дети: мы с вами придумали сказку и узнали, где живут музыкальные звуки.
М. Р. А сейчас я предлагаю вспомнить песню, которую мы начали разучивать на предыдущих занятиях, (играю вступление к песне, если дети не угадали, начинаю напевать мелодию). Песня называется «До, ре, ми». Давайте, повторим сначала слова песни, затем споем в медленном темпе (поем песню, по ходу пения обращаю внимание на интонацию, правильное звукообразование, дыхание, поправляю, если дети поют неправильно. Прошу повторить еще раз, учитывая замечания, чтоб проговаривали окончания фраз, брали дыхание между фразами. Поем первый куплет и припев).
М. Р. Очень хорошо. На следующем занятии мы продолжим разучивание песни. Ребята, скажите мне, что нужно, чтоб мы могли услышать музыку, которую написал композитор?
Дети. Сыграть, спеть, исполнить.
М. Р. на чем исполняют музыку?
Дети. На музыкальных инструментах.
М. Р. А какие инструменты вы знаете, перечислите.
Дети. Пианино, скрипка, дудочка, балалайка, гитара.
М. Р. правильно. И еще очень много музыкальных инструментов существует. Я вам открою один секрет, о нем поведал мне господин Скрипичный ключ. Оказывается, музыку можно исполнять еще и с помощью движений. Поиграем в игру «Музыкант» и исполним знакомую песню «Прекрасен мир поющий» жестами. Например, хлопки в ладоши, удары по коленям. Какие движения можете предложить вы?
Варианты детей: щелкание пальцев, щелканье языка, топать ногами.
М. Р. Попробуем, споем?
(Включаю запись песни, дети повторяют ритмический рисунок мелодии своими движениями, меняя по ходу характер движений. Исполняем один куплет)
М. Р. Понравилось вам такое исполнение? А вам? (спрашиваю воспитателя)
Но лучше споем песню так, как исполняют её все люди. Постараемся спеть её красиво, выразительно, эмоционально, чтоб все поняли, как прекрасна музыка. (включаю песню с минусовой фонограммой).
М. Р. Как красиво вы пели. Нам с воспитателем понравилось ваше исполнение. А теперь наше занятие подходит к концу. Что нового вы узнали?
Ответы детей. Что такое скрипичный ключ, где живут музыкальные звуки, можно исполнять песню жестами.
М. Р. А сказку вам понравилось придумывать? О музыкальных звуках можно составить очень много историй, достаточно проявить немного фантазии и воображение. Попробуйте дома с родителями сочинить небольшую сказку о звуках. А на следующем занятии вы мне расскажете. Договорились? (пою вверх по ступеням) «До свиданья, дети»
Дети (вниз по ступеням). До свидания!
Дети с воспитателем уходят из зала