Мария Бектяшкина
Конспект занятия по аппликации «Мордовский головной убор» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Вид занятия : аппликация.
Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные
• Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик» из квадрата по готовой разметке
Публикация «Конспект занятия по аппликации „Мордовский головной убор“ с детьми средней группы» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Одежда, обувь, головные уборы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнавать её характерные особенности, создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки. Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).
• Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.
Воспитательные
• Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.
• Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.
Развивающие
• Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения. Учить находить нужное решение путем совместного обсуждения.
• Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.
Интегрируемые образовательные области:
ОО «Социально - коммуникативное развитие»
Вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность мордовского костюма, умение включаться в игровую ситуацию.
ОО «Познавательное развитие»
Развивать восприятие, умение выделять свойства предметов.
ОО «Речевое развитие»
Развивать умение детей слушать произведения фольклора. Побуждать детей к ответам на вопросы педагога.
ОО «Физическое развитие»
Совершенствовать физические качества посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развивать самостоятельность творчества.
Словарная работа:
Развитие артикуляционного аппарата посредством произнесения слов : Здравствуйте – шумбратадо; До свидания – вастомазонок; Садитесь –озада; Бусы – крганят; Платье – панар.
Предварительная работа:
• Дидактические игры «Кто, где живет?», «Одень куклу Алдуня».
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг, слайдовых презентаций о Мордовии, орнамент мордовского народа.
• Разучивание физминутки на мордовском языке.
• Рисование элементов мордовского орнамента : «крест», «галочка», «елочка», «ромб».
• Слушание мордовской музыки.
Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, использование видео – аудиозаписей, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: мордовский национальный костюм, мордовские украшения, образец аппликации, указка, кукла в мордовской одежде, альбом «Мордовский народный костюм», презентация «Мордовские головные уборы»;
Раздаточный: цветная бумага, клей, кисточки для клея, подставки для кисточки, салфетки (влажная и сухая, клеёнки, ножницы, заготовка головного убора.
Оборудование: доска, тв, магнитофон, ноутбук.
Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, пояснение, показ, практическая часть, итог занятия.
Наглядный: презентация «Мордовские головные уборы», альбом «Мордовский народный костюм»; дидактическая игра «Сложи узор»; рассматривание предметов, национальной одежды мордовского народа.
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.
Мотив детской деятельности: пополнение выставки мордовскими головными уборами.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
(На стене висят предметы национальной одежды мордовского народа.)
Воспитатель: Сегодня утром в гости к нам пришла кукла Алдуня. Посмотрите на нее и скажите кто она по национальности?
-А как вы догадались?
- Давайте с ней поздороваемся на мордовском языке «Шумбратадо»
- Раньше про мордовских девушек говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».
- Как вы думаете почему так говорили?
- А давайте сейчас рассмотрим мордовскую одежду и правильно ответим на этот вопрос.
(Демонстрация мордовской рубашки)
- Это мордовская рубашка. (панар)
- А эти колокольчики (секонят) надеваются на рубашку сзади и когда девушка идет они звенят. Поэтому так и говорят «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».
У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.
-Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Красный и черный)
- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки и др.)
-Где мы встречали мордовский орнамент? ( На национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, салфетках, платках)
Посмотри на одежду Алдуня. На ней панар (рубашка, а на голове «Сорока». Сорокане – это женский головной убор.
Посмотрите как красиво нарисовал Ф. Сычков мордовочку в «Сорокане».
(Демонстрация слайдов мордовских головных уборов.)
Физминутка (дети встают в круг)
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)
2. Основная часть.
Воспитатель: Алдуня просит нас украсить головной убор «сорока»
- Какие элементы мы используем для украшения «сорока» (желтую и синюю полоску, черный квадрат, и два красных крестика)
- Что нужно нам для работы?
- Как нужно работать с ножницами? (Дети повторяют правила работы с ножницами)
- Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас красные квадраты.
- Что можно из них сделать? (крестики)
- Сложим квадраты пополам, а потом еще пополам. На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.
Дети вырезают элемент «крестик».
- Какой элемент у вас получился? (крестик)
- Составьте узор из полученных элементов.
- Но сначала, давайте поупражняем пальцы.
Дети выполняют упражнение для пальцев.
«Дружные пальчики»
Те сурнесь – авине
Те сурнесь – тетине
Те сурнесь – бабине
Те сурнесь – дедыне
Те сурнесь – мон
Весе те кудораськем.
(Дети под мордовскую музыку раскладывают узор на заготовке. Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дети приступают к заклеиванию элементов.)
3. Заключительная часть.
Воспитатель:- Посмотрите, как радостно смотрит Алдуня. Ей очень понравились ваши работы.
-Алина, а тебе, чья работа понравилась больше всех? Почему?
- Ребята, узор какого народы мы сегодня выполняли? (мордовского)
- Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)
- Картину какого мордовского художника мы рассматривали?
(Ф. Сычкова)
Дети высказывают итоговое суждение и оценивают работы.
- Алдуне пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке : Васедемозонк!
4. Дальнейшая разработка темы:
Игра «Раю - раю».
5. Литература:
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ авт. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.
• Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина и др.