МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [Р]»

Ольга Машнина
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [Р]»

Цель: знакомство детей со звуком [Р], его артикуляторно-акустическими признаками и графическим обозначением.

Образовательные:

1. Формирование представление о новом звуке.

2. Формирование представления об образе буквы.

Коррекционно-развивающие:

1. Упражнять детей в звуковом синтезе слов

2. Уточнять правильную артикуляцию звука

3. Развивать умение детей давать характеристику звука по его артикуляторно-акустическим признакам.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Знакомство со звуком [Р]“» размещена в разделах

4. Упражнять детей в звуковом анализе слова и составлении его позвуковой схемы.

5. Развивать умение детей определять позицию заданного звука в слове (начало, конец слова).

6. Познакомить детей с образом буквы «Р» в качестве графического обозначения звука [Р] на письме.

Воспитательные:

1. Умение работать в коллективе

2. Соблюдать дисциплину.

Оборудование:

1. Демонстрационный материал:

1.) Карточки артикуляций

2.) Посылка

3.) Презентация

4.) Поезда

5.) Цветные фишки

6.) Образ буквы «Р».

7.) Буквенное домино

2. Раздаточный материал:

1.) Пеналы для составления позвуковой схемы слова (по количеству детей).

2.) Индивидуальные листы.

3.) Фишки цветные

Ход занятия.

I. Орг. момент: дидактическая игра «Придумай слово со звуком Р».

Реализуемые задачи:

упражнение детей придумывать слово с заданным звуком;

создание настроя на занятие.

Логопед рассказывает детям о том, что к ним в гости пришел Печкин (Печкин на экране). Я принёс Вам посылку, но забыл код. Его можно отгадать? Как Вы думаете КАК? Да будем выполнять задания и получать буквы! Потом составим код!

II. Основная часть.

Дети Вы догадались, о каком звуке сегодня будем говорить?

Да, правильно, звук Р

2. Правильная артикуляция звука

3. Характеристика звука [Р].

Реализуемая задача: развитие умения детей давать характеристику звука по его артикуляторно-акустическим признакам.

Какие звуки мы знаем, они бывают гласные и согласные! Давайте вспомним гласные звуки! Карточки.

Теперь давайте расскажем какой звук Р

Тянется этот звук или рвётся? (Рвётся)

Значит, этот звук гласный или согласный? (Согласный)

Твёрдый он или мягкий? (Твёрдый)

В каком замке живёт этот звук? (В синем)

Развитие фонематического анализа «Поймай звук»

3. Работа над позвуковой схемой слова (последовательный, количественный анализ)

Реализуемая задача: упражнение детей в звуковом анализе слова и составлении его позвуковой схемы.

Печкин рассказывает детям о том, что он слышал, что дети могут составить схему любого слова, и приготовил для них одно очень интересное задание. Дети по наводящим вопросам логопеда поочерёдно выделяют каждый звук в слове и дают ему артикуляторно-акустическую характеристику, выкладывают в схеме квадратик соответствующего цвета (интерактивная доска).

Алгоритм артикуляторно -акустической характеристики звука :

Тянется этот звук или рвётся?

Значит, этот звук гласный или согласный?

Твёрдый он или мягкий?

В каком замке живёт этот звук?

Каким квадратиком мы обозначим этот звук?

4. Физ. минутка: «Сделай также».

Реализуемая задача:

Уточнение соматогнозиса.

Покажи правую руку, левую руку, попрыгаем на левой, на правой, потом на 2 ногах, правой рукой дотронуться до носа…

5. Развитие фонематического анализа

развитие умения детей определять позицию заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Печкин предлагает детям помочь ему

5. Знакомство с буквой «Р».

Реализуемые задачи:

знакомство детей с образом буквы «Р» в качестве графического обозначения звука [Р] на письме;

упражнение детей в анализе структуры новой буквы.

Педагог спрашивает детей:

• что нам нужно, чтобы обозначить звук [Р] в книге или в тетради? (Буква «Р»)

• чем отличается буква от звука? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и читаем)

Логопед предлагает детям на доске печатный вариант буквы «Р». Анализ буквы, показ правильного написания, пишем в воздухе. Логопед анализирует с детьми структуру печатной буквы «Р» (палочка сверху вниз на 2 клетки, вторая палочка сверху вниз на 2 клетки, а между ними поясочек слева направо.)

Конструирование буквы.

III. Итог.

Реализуемые задачи:

закрепление знаний о новых звуке и букве;

создание эмоционально-положительного настроя на последующую работу.

Заяц предлагает детям вспомнить:

С каким звуком сегодня играли? (Мы играли со звуком [Р])

Тянется этот звук или рвётся? (Рвётся)

Значит, этот звук гласный или согласный? (Согласный)

Твёрдый он или мягкий? (Твёрдый)

В каком замке живёт этот звук? (В синем)

Звук [H] звонкий или глухой? (Звонкий)

Какой буквой мы обозначаем звук [Р на письме? (Буквой «Р»)

Как мы можем её написать? (палочка вниз, кружочек).

Чем отличается буква от звука? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и читаем)

Будем ещё в следующий раз играть со звуками и буквами?

Рефлексия:

Если Вам понравилось занятие. То возьмите синий кружочек, если нет то зелёный.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Буратино в гостях у ребят. Знакомство со звуком [б]» Цель: познакомить детей со звуком /б/. Задачи: Образовательные: - формировать умение правильно произносить звук /б/ в словах, слогах;.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А» Ягоды лесные и садовые Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Твердый знак Ъ»Конспект занятия по обучению грамоте «Твердый знак Ъ» 1. Игровое упражнение «Ехала машина.» Цели. Закрепляем знания ребенка о разделительном свойстве твердого знака. Учим образовывать глаголы.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]» Знакомство со звуком Й. Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика. Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [Р]»
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 22:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД