Анна Виноградова
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы на тему «Звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»
Цель: познакомить детей 6 – 7 лет с согласным звуком «р»
Задачи:
«Коммуникация»
- продолжать разбирать звуковой анализ слов;
- учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звука;
- учить подбирать слова на заданный звук.
Материал:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы на тему „Звук [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Мягкие игрушки: ёжик, лисёнок, мудрая сова; волшебная лупа; светофор; схемы; картинки: вентилятор, телевизор, рубанок, расчёска, корзина, ведро, ручка, карандаш, роза, веер, рыба, тетрадь, пирамида, экскаватор, трактор, автобус, ракета; зеркала; фломастеры.
Методические приё мы:
Практические: игра, упражнение;
Наглядные: показ, рассматривание;
Словесные: объяснение, вопрос.
Предварительная работа:
1. Игра «Назови слова, где свистящий звук будет встречаться вначале и в конце слова».
2. Игра «Назови слова, где шипящий звук будет встречаться в середине слова».
3. Игра «Какой слог спрятался в звуковой карточке».
Ход деятельности:
Ребята, вспомните какие свистящие и шипящие звуки мы изучали на последних занятиях. Назовите сначала свистящие звуки (З-С, З’-С’). А теперь шипящие (Ж-Ш, Ч’-Щ’). Молодцы!
Давайте поиграем в игру: передавая мяч, назовите слова со свистящими звуками и при этом старайтесь выделять свистящий звук. Я начинаю: слон, … Молодцы! А теперь ребята, я буду называть слова, и если в них встретится шипящий звук, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то не хлопаете. Будьте внимательны! (Шар, соль, окно, щи, шкаф, перец, ландыш, муха, машина). Молодцы, все были внимательны.
Смотрите ребята, кто к нам пришёл в гости из страны Азбуки (Ёжик, лисёнок и мудрая сова). Давайте вспомним, как насекомые отблагодарили наших героев за спасение жуков? (Подарили подарки). Правильно. Все подарки насекомых ёжик, лисёнок и мудрая сова отнесли в шалаш, чтобы потом вернуться за ними на паровозике. После этого наши путешественники направились к последнему домику на улице Согласных Звуков. Во дворе этого дома не оказалось никого, зато было навалено множество самых разных вещей. «Наверное, хозяева только начали перевозить сюда свои вещи», - догадалась Мудрая Сова. И только наши герои приблизились к этой куче, как вдруг из-за коробок с грозным рычанием появилась большая собака (р-р-р). Почему собака зарычала? (Она подумала, что мы хотим забрать вещи) Что надо делать, если собака рычит? (Надо поговорить с ней дружелюбно). Давайте поговорим с собакой на её языке, и может тогда она нас поймёт и пропустит нас или уйдёт. Дружелюбно рычим (р-р-р). После этого собака сразу успокоилась, она думала, что мы хотим взять вещи ( дети называют: телевизор, корзина, расчёска, вентилятор, рубанок, ведро). Ребята, а можно ли в жизни рычать на собак? (Нет нельзя, рычать). А почему? (Потому что она может укусить или напасть на человека). Правильно, молодцы!
А сейчас ребята, давайте подойдём к круглому столу, возьмём зеркала и посмотрим, что делает язык во время произнесения звука [р]. (Он дрожит) Правильно. Какое мы видим положение губ и зубов? (открытое) Посмотрите картинка, где изображено, как рычит собака обозначает звук [р]. Скажите ребята, а звук [р] можно пропеть? (Нет) А почему? (Язычок упёрся вверх в нёбо и почувствовал преграду, поэтому его нельзя пропеть) Какие звуки мы можем пропеть? (Гласные) А звук [р] у нас какой звук? (Согласный). Ребята, а как рычала собака громко или тихо? (Громко) Значит звук [р] у нас ещё какой? (Звонкий) А твёрдый или мягкий? (Твёрдый) На схеме он будет обозначаться, каким цветом? (Синим) Молодцы!
Сейчас ребята мы пройдём с вами за столы и продолжим работать с тетрадями. (Раздаю тетради) Давайте сядем удобно и положим тетради правильно. Что изображено на картинке? (Ёжик, лисёнок и мудрая сова подошли к собаке, которая охраняла вещи) Сейчас один будет называть, а остальные этот предмет будут отыскивать с помощью волшебной лупы. Хорошо, все назвали вещи. Посмотрите ребята, сегодня наш фонарик будет светить каким цветом? (Синим) Почему? (Потому что звук [р] согласный, твёрдый звук)
Физкультминутка.
Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся
Руки в стороны развёл-
Видно ключик не нашёл
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
Ключик висит так высоко,
Под самым потолком
Нужно подпрыгнуть высоко.
Молодцы! А теперь тихо сели на стульчики.
Посмотрите у нас с вами три схемы, они разные. Где стоит синий квадратик? (Вначале, в середине и в конце слова) Правильно! А, что он обозначает? (Звук [р]) Хорошо, тогда мы с этими схемами сейчас поиграем. У меня лежат на столе картинки в названии которых встречается звук [р]. Максим, подойди и выбери только те картинки, которые начинаются со звука [р]. Назови картинки и выдели в них звук [р]. А вы ребята, проверьте с помощью светофора, правильно он подобрал картинки к данной схеме или нет. Молодец, Максим, верно. (Задание проводиться с другими схемами)
А сейчас поиграем в другую игру. Какой слог спрятался в звуковой карточке. (РО- РУ- РЫ) Правильно. У вас в тетрадях нарисованы картинки, в названии которых эти слоги встречаются. Назовите эти картинки с помощью волшебной лупы. Первую я называю (рыба). Дальше Полина называй следующую картинку и т. д. А сейчас проведите стрелки от картинки к звуковой схеме самостоятельно. Будьте внимательны, проговаривайте слова.
Ребята, а сейчас послушайте загадки.
У него громадный рот,
Роет землю, а не крот.
В пять минут на славу
Выроет канаву. (ЭКСКАВАТОР)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет-
Семь плугов тащит. (ТРАКТОР)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост-
Понесётся до звёзд. (РАКЕТА)
Что за чудо – синий дом
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины.
И питается бензином. (АВТОБУС)
Молодцы! Сколько картинок? (Четыре) Эта игра называется? (Четвёртый лишний) Правильно! Скажите ребята, какая картинка здесь лишняя и почему? (Лишняя картинка ракета, потому что это воздушный транспорт, а трактор, автобус и экскаватор наземный транспорт) Хорошо. А ещё, какая картинка здесь лишняя? Посмотрите внимательно. (Автобус, потому что в этом слове нет звука [р]) Молодцы!
Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? Где пригодятся нам эти знания?