Наталья Сюй
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Звук [Г], [Г’]».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Звук «Г, Гь». Составила учитель-логопед МДОУ №105 Сюй Н. В.
Цель: дети познакомятся со звуками «Г – Гь», научатся их выделять среди других звуков в слогах, из состава слова и дифференцировать по твердости-мягкости.
Задачи:
1. Закреплять представления детей о гласных и согласных звуках;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР „Звук [Г], [Г’]“,» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать общую и артикуляционную моторику;
3. Продолжать учить образовывать существительные ед. числа в родит. падеж мн. числа
4. Развивать умения дифференцировать согласные звуки через развитие фонематического слуха;
5. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова, умение определять место звука в слове;
6. Развивать фонематический слух, внимание, зрительное восприятие;
7. Воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность.
Оборудование: мячик, индивидуальные зеркала, картинки – символы звука Г-Гь (гусь гусенок, предметные картинки животных жарких стран, карточки для индивидуальной работы для определения позиции звуков в словах, пеналы.
Ход НОД:
I. Организационный момент
Дети проходят в группу и встают в круг.
Л. Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Л. Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Скажем своему соседу «здравствуй». (Дети здороваются).
Игра с мячом «Один-много» (Закрепление лексического материала по теме недели)
крокодил-…крокодилов
слон-…слонов
жираф-… жирафов
леопард-…леопардов
бегемот-…бегемотов
лев-…львов
тигр-…тигров
носорог-…носорогов
страус-….страусов
кенгуру-…кенгуру.
II. Основной этап.
Л: Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, что такое звук? (Звуки мы произносим и слышим).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). –
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные звуки не поются).
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
1. Артикуляционная гимнастика
Л. Ребята, давайте подготовим наш язычок к изучению нового звука.
(2 год обучения – гимнастика на верхний подъем языка). Работа с индивидуальными зеркалами.
-почистим верхние зубки
- чашечка
-блинчик
- грибок
- лошадка
- качели
- горка.
2. Сообщение темы
А). Загадка
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Логопед выставляет картинку гуся.
-Как зовут детеныша гуся? (Гусенок)
Выставляется картинка гусенка
-Посмотрите на гуся и гусенка.
-Гусь гогочет «га-га-га». Повторите. Назовите первый звук (Г).
-Гусенок гогочет «гя-гя-гя». Повторите. Назовите первый звук (Гь).
-Сегодня мы познакомимся со звуком Г-Гь и будем учиться правильно произносить их и различать на слух.
Б). Акустико-артикуляционный образ звука.
Произношение изолированного звука Г, Гь с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звука.
-Возьмите зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
-Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произношении звука Г встречается ли преграда? (Да)
-Что мешает? (воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? (Согласный)
-А теперь проверьте звонкий или глухой? (Звонкий)
-Почему? (Горлышко дрожит)
-Расскажите про звук Г.
Губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки языка упирается в мягкое небо. Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и мягким нёбом. Голос включается.
- Произнесите звук Гь. Обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка. (губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, горлышко дрожит).
-Квадратик какого цвета обозначает звук Г? (синим). Почему? (твердый)
Гь-(зеленым). Почему? (мягкий)
Логопед картинками символами показывает характеристику звука на доске (синий квадрат, зеленый квадрат, колокольчик, губы разомкнуты)
В). Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях
Игра «Поймай звук».
Логопед произносит звуки, слоги, а дети поднимают символ звука
- изолировано (сначала твердый, затем мягкий) : И, З, О, К, Г, Б, М, Ш,Г…
- среди слогов (твердый-мягкий) : АТ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, БЫ
- в словах: голос, погода, гол, гиря, гелий, книга.
Г). Физминутка
Га-га-га – идут гуси на луга
Гу-гу-гу – я гуляю на лугу.
Ге-ге-ге – попрыгай на ноге.
Ги – ги – ги – мама жарит пироги.
Га-га-га – дайте Гале пирога,
Ги – ги - ги – мы ели пироги.
Гу-гу-гу – сидит синичка на снегу.
Л: Для вас я приготовила картинки с животными жарких стран, в названии которых есть звук Г-твердый и мягкий. Кого я вызову, нужно будет взять картинку и определить какой звук в этом слове (твердый или мягкий, объяснить и прикрепить картинку к нужному символу.
(кенгуру, тигр,горилла,); мягким (бегемот, гиена, гепард).
Игра с мячом «Наоборот»
Холодный - …горячий.
Чистый - …грязный.
Тихий - …громкий.
Сладкий - …горький.
Веселый - …грустный.
Умный-…глупый
Сытый-…голодный
Жидкий-…густой
Д). Звуко-слоговой анализ слова по картинке и составление схемы.
Логопед раздает детям картинки. Дети составляют схемы слов.
3. Итог.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
-Дайте характеристику этих звуков.
-Какое для вас задание было трудным?