Ольга Шерстянникова
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ш] и буква ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: звук [ш] и буква Шш.
Задачи:
Образовательные: ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш.
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Развивающие: развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Какое ребята у вас сегодня настроение? Упражнение «Рисуем настроение»
Публикация «Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [ш] и буква ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Используя тарелки с манной крупой, дети рисуют любую фигуру, предмет, природное явление, т. е. то, что соответствует их настроению.
Дети: называют, что изобразили на крупе.
Педагог: можно сделать вывод, что вы положительно настроены на занятие, будете стараться, вам интересно знать, с каким новым звуком и буквой мы будем знакомиться.
Педагог: сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а для начала рассмотрите картинки, лежащие перед вами, и определите первый звук в названии каждой картинки.
1 – й ребенок. Солнце – первый звук [c], замок – первый звук [з].
2 – й ребенок. Зонт - первый звук [з], самолет – первый звук [с].
3 – ребенок. Забор – первый звук [з], сыр – первый звук [c]
Педагог: вы отлично справились с заданием, а сейчас давайте напишем соответствующие этим звукам буквы (на крупе нужного цвета)- упражнение «Волшебные письмена» (картотека стр. №1).
Ответы детей (какую букву они паписали)
Педагог: послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Шура шубку надевала,
Шарф и шапку потеряла.
Дети: звук [ш]
Педагог: давайте возьмем зеркала и произнесем звук [ш] вместе.
Дети вместе с педагогом, глядя в зеркала, произносят звук [ш].
Педагог: ребята, что происходит с органами артикуляции, когда мы произносим этот звук?
Дети: язык «чашечка», зубы сближены, губы «окошечко», во рту есть преграда, которая не дает спокойно, плавно пройти воздушной струе.
Педагог: как вы думаете звук [ш] – гласный или согласный?
Дети: согласный
Педагог: этот звук нельзя петь, потянуть – значит, он согласный, обозначается кружком какого цвета?
Дети: кружком синего цвета.
Педагог: приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите,он звонкий или глухой.
Дети: звук [ш] – глухой.
Педагог: твёрдый или мягкий?
Дети: звук [ш] – твердый.
Педагог:верно,звук [ш] – cогласный,твердый,глухой. Причем он всегда твердый, мягкой пары у этого звука нет.
Педагог: давайте немного отдохнем. Физминутка с массажным шариком «Су-Джок» - «Перелетные птицы» (картотека упражнений с массажным шариком Су - Джок по лексическим темам).
Педагог: Упражнение «Кто слушает внимательно?» на столах у вас контейнеры с фишками, я читаю вам стихотворение, вы послушаете внимательно и возьмете по столько фишек, сколько слов со звуком [ш] услышите. Справится с заданием тот, кто будет слушать внимательно.
Кошка за мышкой вприпрыжку бежала.
Кошка устала и мышка устала.
Рядышком тихо сели зверюшки –
Острые ушки и круглые ушки.
Дети берут фишки, отвечают по сколько фишек у каждого.
педагог: давайте определим, сколько нужно было взять фишек? Перечислите слова со звуком [ш].
Педагог: ребята, мы с вами знаем, что у каждого звука есть пара – это буква.
У звука [ш] тоже есть пара - это буква Ш посмотрите из каких элементов она
состоит? Попробуем написать букву на крупе (выбираем нужный цвет).
Работа в тетрадях.
Педагог: соблюдаем правила:
1 правильная осанка,
2 умение правильно держать ручку (карандаш,
3 закрашиваем, не выходя за контуры,
4 вертикальные линии пишем - сверху вниз, горизонтальные- слева направо.
Педагог: а сейчас подведем итог:
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Дайте характеристику звуку [ ш],придумайте слова со звуком [ш]
А сейчас, используя подносы с манной крупой, оцените свою деятельность на занятии (нарисуйте смайлик, если вы считаете, что хорошо занимались, узнали много нового, хотите поделиться полученными знаниями дома с родителями - смайлик улыбается, а если что то сегодня не получилось, нужно быть внимательнее, отвечать на вопросы полным ответом - другой смайлик, или может, кто то сам придумает оценку своей деятельности.
Спасибо за занятие!