МААМ-картинки

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»

Ирина Мазалова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 комбинированного вида»

Конспект занятия

по

обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

на тему:

«Звук ж. Буква Ж»

Учитель-логопед : Мазалова И. В.

г. Богородицк

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.

Коррекционно-образовательные задачи:

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Звук [Ж] и буква Ж“» размещена в разделах

1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5)упражнять детей в делении слов на слоги;

6) учить детей преобразовывать слова;

7) совершенствовать звуковой анализ;

8) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); конверт с письмом; сюжетные картинки; мяч; листы для индивидуальной работы; предметная картинка (жук); пособие для звукового анализа; игрушка «Жук»; тетради, ручки; загадка; пособие «Слоговые домики», счетные палочки; карточки с изображением букв (Ж, К, У, О, А, И, картинка «Солнышко».

Дети встали в круг.

Логопед : Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе утро, Димочка (дети передают «солнышко» друг другу).

Логопед : Тихо проходите и садитесь на свои места.

Логопед : Произнесем все вместе:

«Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять

И друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить

Не вертеться, не шалить.

I. Организационный момент:

Логопед : Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

Логопед : Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Дети: Да.

Показываю детям картинку с изображением банана.

Логопед : Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

Логопед : Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

Логопед : Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.

Логопед : Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

Логопед : Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Отгадайте загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети: Жук.

Логопед : С какого звука начинается слово жук?

Дети: Слово жук начинается со звука [ж].

Логопед : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.

Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,

Сядем на качели, чтобы покачаться.

Давайте дадим характеристику звуку [ж]. Произнесите звук [ж].

Дети: Ж-ж-ж.

Логопед : Звук [ж] можно пропеть?

Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко работает.

Логопед : Если горлышко работает, значит звук [ж] какой?

Дети: Звук [ж] звонкий.

Логопед : Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.

Вика, дай полную характеристику звука [ж].

Вика: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.

Логопед : Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.

2. Логопед : Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].

Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ

ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ

Логопед : Молодцы, все были очень внимательными.

3. Логопед : Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ж] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова.

( аналогично со словами: ужи, ежевика, ножницы, жаба, жираф, ежи, лыжи, моржи, крыжовник, жилет, дождик, баклажан, художник, флажок).

Логопед :тРебята, вы заметили, что на картинке нет слов со звуком [ж] в конце слова. Так как звук [ж] в конце слова произносится как глухой [ш].

Логопед : Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

3. Логопед : Ребята, что такое слог?

Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Логопед :

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

Логопед : ЖИ, ЛЫ

Дети: ЛЫЖИ

(ЖИК, НО НИК, КРЫ, ЖОВ РАФ, ЖИ ЖОК, ЛУ ЖА, ПИ, МА ЖИК, Ё ЖОК, ФЛА ДИК, ДОЖ ЦЫ, НОЖ, НИ ЖОК, КРУ РАВЛЬ, ЖУ)

Логопед : Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» ( Карточка с заданием: дети по очереди выходят к доске и определяют количество слогов в словах).

Логопед : Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем:

В домик к нам жук влетел,

Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел –

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук нас приземлился,

Жужжа, закружился:

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

Логопед : Сядет на место тот, кто назовет ласково:

Флаг – флажок

(снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).

Логопед : У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово». Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж].

(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).

Логопед : Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.

Логопед : Ребята, что это: буква или звук?

Дети: Это буква.

Логопед : Правильно. А чем буква отличается от звука?

Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.

Логопед : Ребята, возьмите листочки. Я сейчас расскажу вам одну историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к цветку. Идти можно только по буквам Ж. Берем карандаш и проводим дорожку от жука к цветку.

Логопед : Молодцы, ребята, помогли жуку вернуться на цветок.

Наш звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно. Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками.

(выходят дети. Вешаю на шею таблички с буквами Ж, О, У, А, И. Дети читают слоги)

Слушает ЖУК внимательно,

Как вы слоги читаете старательно.

Дети: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ

Логопед : Хорошо, молодцы.

А сейчас посмотрите на буквы. Надо поменять их местами так, чтобы получилось слово (буквы У, Ж, К)

Дети: Жук.

Логопед : Правильно. Возьмите «светофорчики». Выкладывает схему слова ЖУК.

(дети выполняют задание)

Логопед : Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

Логопед : Саша, почему ты поставил первым синий кружок?

Саша: Звук [ж] твердый согласный звук, поэтому обозначаем его синим кружком.

Аналогичная работа со звуками : [у], [к].

Логопед : Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.

Скороговорку повторите,

На звук [ж] сильней нажмите :

Жутко жуку жить на суку.

Логопед : Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем. Откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях.

(дети выполняют задание в тетрадях)

Логопед : Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет узнать, что вам понравилось сегодня на занятии?

(ответы детей)

Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж]. Какой звук [ж]?

Дети: Звук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый.

Логопед : Правильно, ребята, молодцы!

Жук не зря у нас гостил,

Букву Ж он изучил.

И за знания в ответ

Нам оставил свой портрет.

За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет.

Можете отдохнуть.

Литература:

С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.

Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» - М. : Баласс, 2002. – 128 с.

Г. А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб. : Издательский Дом «Нева», 2004. – 304 с.

Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

О. В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия», Волгоград, 2013. – 239 с.

Автор: Мазалова Ирина Владимировна, логопед

МДОУ «Детский сад №9 КВ»

Тульская область, г. Богородицк, Россия

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук и буква «Д». Программное содержание: 1. Знакомство.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [М], [М’]; Буква «М» Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М],.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]» Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе по лексической теме: «Дикие животные» «Путешествие в лесную школу» (дифференциация.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Конспект занятия в по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Тема: Звук [Ч] и буква Ч. Цель: называние слов с.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы» Образовательные задачи: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с применением наглядного моделирования; 2. Познакомить с буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук к [К’], буква К» Тема. Звук К (К', буква К. 1. Анализ звука. При произношении звука К губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов;.

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [о], буква О» Тема: Звук [о], буква О. Цель: знакомство с буквой О, со звуком [о]. Задачи: 1).Образовательные: познакомить детей с буквой О, со звуком.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Тема: Звук и буква «Б» Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6 - 7 лет Форма ОД: занятие по обучению грамоте Форма организации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»
Опубликовано: 7 марта 2017 в 14:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД