Татьяна Морозова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки «[С]-[С]» — «[З]-[З]» и буквы «С» — «З»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Познакомить детей с согласными звуками «3», «ЗЬ» (звонкими) и «С», «СЬ» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «С» и «3». Учить проводить фонетический разбор слов. Учить соотносить схему слова с названием предмета, определять место звука в слове. Сравнивать первые звуки в словах по твердости – мягкости. Продолжать знакомить с условным обозначением мягких согласных - зеленый круг, гласные – красный, твердые согласные – синий круг.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки „[С]-[С]“ — „[З]-[З]“ и буквы „С“ — „З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Воспитывать интерес к чтению.
Материал и оборудование: Демонстрационный материал «Звуки и буквы» (лист 26, лист 27) Е. В. Колесникова; разрезная азбука большого формата.
Раздаточный материал: набор магнитных букв, слоговые домики, карандаши, тетрадь лист 19 стр. 2, схема предложения.
Методы и приемы: Показ, рассматривание, вопросы к детям, объяснение, самостоятельная работа детей с раздаточный материалом, индивидуальная помощь, итог.
Ход:
- Посмотрите и назовите предметы (ЛИСТ 26). (Зеркало, замок.)
- Какой первый звук в слове «замок»? Первый звук в слове «замок» звук «3»
- Назови, какой это звук? Он согласный, твердый.
- Какой фишкой мы обозначаем согласный, твердый звук в схеме? Согласный, твердый звук мы обозначаем синей фишкой.
- Какой первый звук в слове «зеркало»? («ЗЬ».)
- Какой это звук? (согласный, мягкий)
- Какой фишкой мы обозначим звук «ЗЬ»? (зеленый)
Игра «Определи место звука в слове» примерные картинки для игры: заяц, зеркало, корзина, зонт, коза, рюкзак.
Воспитатель показывает картинку, дети называют слово, обозначают на схеме (в середине, в начале или в конце) выкладывают зеленую фишку, если звук «ЗЬ» или синюю фишку, если звук «З» в слове.
Один ребенок работает у доски.
Чтение слогов в слоговых домиках
Показать детям букву «3» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
Эта буква как змея извивается, Потому и буквой «3» называется.
- Найдите букву «З» (дети находят букву среди других букв)
- Прочитайте слоги в слоговом домике.
- Одинаково ли произносится «З» в слогах? (Нет, перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э» он произносится как звук «З», а перед «я», «ё», «ю», «и», «е» - как звук «ЗЬ»)
ЧТЕНИЕ И ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
Прочитайте слова «роза», «ваза», «гроза», «коза» (ЛИСТ 26).
Проведите фонетический разбор слов «роза», «ваза».
Чем похожи эти слова? (В них два слога, второй слог одинаковый - «ЗА», 2 гласных, 2 согласных твердых, 4 буквы, ударный первый слог.)
«ПРЕДМЕТ - СХЕМА»
- Назовите предметы, которые подходят к схемам. (Схемы показывает педагог.)
- Объясните, почему назвали этот предмет? («Замок» — в слове два слога, первый звук «3», он твердый и поэтому на схеме обозначен синим квадратом, второй…ит. д.)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись. Имитация движений.
- Назовите предметы (ЛИСТ 27). (Самолет, санки.)
- Какой первый звук в этих словах? («С».)
Провести с детьми сравнение звуков «3» - «С»
- Сравните звуки [з] и [с].
- Что у них общего?
(согласные, твердые, имеют мягкую пару)
- А чем отличаются? (у детей возникает проблемная ситуация)
- Давайте понаблюдаем, как произносится каждый звук.
[з] – горлышко работает, в ушах звенит;
[с] – горлышко не работает, в ушах не звенит
[з] – звонкий согласный звук. (выставляется схема звоночка)
[с] – глухой согласный звук.
Чтение слогов в слоговых домиках
Показать детям букву «С» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
Купил я сушек килограмм,
Смешно смотреть на сушки.
А в нем все сушки пополам.
Все буквы «С» - подружки.
- Найдите букву «С» (дети находят букву среди других букв)
- Прочитайте слоги в слоговом домике.
- Одинаково ли произносится «С» в слогах? (Нет, перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э» он произносится как звук «С», а перед «я», «ё», «ю», «и», «е» - как звук «СЬ»)
Работа в тетради «Допиши и прочитай»
- Дописать к слогам справа слог ЗА, слева СА. Прочитать слова
Сравнительный анализ слов «коса - коза».
- Что мы сегодня изучили?
- Что понравилось в занятии больше всего?