Получи документы

Конспект ООД по познавательному развитию «Страницы книжной истории»

гюзель шакирова
Конспект ООД по познавательному развитию «Страницы книжной истории»

1. Познавательное развитие.

2. Тема «Страницы книжной истории»

3. Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

4. Задачи:

Образовательные :

• стимулировать познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;

• активизировать диалогическую речь, обогащать активный словарь;

• использовать различные формы работы детей;

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Страницы книжной истории“» размещена в разделах

познакомить с первыми письменными материалами: глиной, берестой, бумагой, тканью; затронуть историю книгопечатания : рукописные и печатные книги;

• вспомнить современные технические средства хранения данных;

Развивающие :

развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения;

развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач;

развивать умения анализировать мышление, сравнивать, делать выводы, находить причинно – следственные связи;

• продолжать развивать познавательную инициативу ребенка;

развивать творческие навыки, путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса;

• погрузить детей в колориты стран Египта, Китая, Древней Руси - по средством музыки и оформление зала

Воспитывающие:

• воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества;

• совершенствовать социально - коммуникативные навыки, познавательное развитие.

5. Словарная работа:

Активизация словаря : сыпучий; у воды нет формы

Обогащение словаря :иероглиф, клинки

6. Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная; игровая; двигательная; изобразительная

7. Формы работы: игра (мотивация деятельности); экспериментирование; наблюдение; рассказ; беседа; чтение стихотворения; рисование; демонстрация иллюстрации Египта, Китая, Древней Руси.

8. Оборудование : ноутбук; видеопроектор; презентация; записи необходимые звуков и мелодий; ткань; веер; песок; вода; гирлянда; салфетки; для каждого ребенка по 14 шт- тарелка песком, тарелка с водой, деревянные палочки, доска для лепки, подносы, подушки, пяльца, ткань-25*25, тарелки для краски, кисточки №4, гуашь черного и синего цветов, подставка для кисточек, штампы снежинок, альбомные листы (или один ватман)

.

Ход

Воспитатель :Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть.

Я знаю, что вы очень дружные, любите узнавать что- ни будь новое и интересно.

Я хочу загадать вам загадку, и только отгадав ее, вы поймете, о чем у нас сегодня пойдет речь.

Я все знаю, всех учу

А сама всегда молчу

Чтоб со мною подружиться

Читать, нужно научиться? (книга)

Дети книга

Воспитатель Правильно ребятки,это книга.

А вы любите, когда вам читают книги?

Какие книги вам читают? (ответы детей)

Вот как много разных книг вам читают.

Никто не знает точно, когда родилась Книга. Когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не прервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые уже когда-то были сделаны.

Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).

Совершенно верно – это флешка. Она умеет хранить много-много разной информации, а комната, в которую вы, попали, называется Центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всем!

Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

-Замечательно. Тогда разрешите пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ.

- Скажите, а вы знаете, как появилась книга? (ответы детей)

-Хотите это узнать? (да)

-Тогда нам нужно отправиться в прошлое.

Но как нам туда попасть? (варианты ответов)

- Скажите, на каком виде транспорта мы отправимся? (ответы детей)

- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал).

-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?

(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).

-Встаем в круг. (музыку выключают).

Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу. Туда мы и переместимся.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)

Воспитатель ребята, посмотрите (воспитатель подходит к проектору и поворачивает экран к детям) мы с вами попали в древний Египет (звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта). Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать. Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).

- Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей : песок, глина, вода).

-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что- ни будь на песке. (Дети пишут, рисуют)

- Скажите, ваши изображения видны? (да)

-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- ни будь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.

- Что стало с вашей надписью? (ответы детей)

Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?

-Потому что песок, какой? (сыпучий)

- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.

-Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).

- Что получается, ребята? (ничего)

- Как же так, а почему (дети отвечают)

-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!

-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.

- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?

-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией (сохранилась)

- Она осталась? (да)

- Подуйте на нее (дуют)

- Что с ней стало? (сохранилась)

- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)

- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).

- Давайте посмотрим, как они это делали (фото).

- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.

Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.

- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.

(перемещаются в машине времени

-Сейчас мы окажемся в древнем Китае.

- Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»

- Вот перед нами китайская страна : это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).

В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд, он считается самым главным праздником в Китае.

- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью.

Поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.

- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.

- Молодцы.

- Готовы?

1. Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)

2. Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.

3. .Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики (повороты вправо, влево с полуприседанием)

4. -Молодцы! Какие красивые зонтики!

5. .А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили. -Молодцы.

6. .А еще в Китае любят чай. Наливаем чай, изобразим чайник (наклоны вправо, наливаем чай в чашку, затем влево - в другую чашку).

7. Чай горячий (ладошки соединили, подули).

8. 7Подаем чай (руки вперед)

9. .Птицы (одна рука вверх-вперед, другая вниз-назад (хвост)

10. -Молодцы, вы очень красивые птицы!

11. .Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» (повторяем)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)

- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.

Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф! Вот это — горы, этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.

Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.

-Берите кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).

- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.

-Я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели - была бумага. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете в тайне от других народов. И только через века все узнали, как делать это чудо. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?

-Пойдемте в нашу машину времени!

(Перемещаются в «машине времени»)

Мы с вами перенеслись в Древнюю Русь. Русь всегда славилась деревянными городами красивыми, могучими сильными богатырями, своим рукоделием, ремеслом, конечно веселыми праздниками.

- Ребята, а вы знаете, что вначале на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто – ни будь из вас знает (нет).

-Давайте мы посмотрим, на что это похоже (на кору берёзы).Ребята верно, береста – это кора березы на ней писали с помощью специальной острой палочкой, а потом появилась бумага, на ней стали писать летописцы их труд был очень тяжелый, поэтому они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло, смотрите, оказывается буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была

первая печать. Предлагаю и вам стать книгопечатниками и тоже сделать такую печатную книгу.

-Ребята я вам подготовила лист, на котором я внизу сделала текст, а вы мне сейчас с помощью печатных оттисков, которые как деревянные, сделаете картину, она должна быть по смыслу текста. Послушайте:

Белая снежинка,

Легкая пушинка,

Ты откуда к нам пришла

И подружек привела?

Все теперь они кружатся

В вихре вальса над землей

Дети дедушки мороза

И метели ледяной.

- О чем стихотворение (ответы) а снежинки к какого цвета?

-Смотрите нам нужно с вами создать изображение снежинок. для этого мы возьмем штампы, это будут у нас такие печати. Возьмем в руки штамповки. Затем промокнуть штамп в краске, затем легкими, аккуратными движениями делаем оттиск.

- Посмотрите ребята какую мы с вами книжную страницу создали, красивыми снежинками. Возьмите салфетку и вытрите руки.

- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)

-(примерные ответы детей. Мы путешествовали на машине времени. Побывали в Египте, рисовали на писке, воде в глине. Побывали в Китае рисовали на ткани. Побывали в Древнем Руси штампами рисовали снежинки)

Ребята какие книги были в Египте? (из глины)

Какие книги в Китае? (Шелковые)

Какие книги были в древнем Руси (печатные)

-Молодцы! Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие ПО СТРАНИЦАМ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ? (ответы детей)

(Ребята, а вы знаете, что после длительного полета надо съесть сладкое. Вот я принесла вам сладкие монеты. Угощайтесь)

Прикреплённые файлы:

ood_tjabb.pptx | 9380,02 Кб
 
Публикации по теме:

Блиц-олимпиада по познавательному развитию «Медвежьи истории»Блиц-олимпиада по познавательному развитию «Медвежьи истории» Блиц-олимпиада "Медвежьи истории" послужит поводом для родителей перечитать вместе с ребёнком замечательные сказки и стихи, герои.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «По страницам книжной истории»Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «По страницам книжной истории» Программное содержание: Познакомить детей с историей создания книги, путем расширения представлений о мире. Познакомить с первыми письменными.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету»Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету» Программное содержание: Познакомить детей с небесными телами – звездами, сформировать представления о том, что некоторые звезды объединены.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени»Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени» Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель: обогащение знаний о дарах природы-фруктах посредством дидактических игр и упражнений.

Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебная глина» Волшебная глина. Программное содержание: Расширить представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Страницы истории физической культуры для 5–7 классов. Лекционный материал с презентацией и тестСтраницы истории физической культуры для 5–7 классов. Лекционный материал с презентацией и тест Представляю вашему вниманию лекционный (теоретический) материал для урока физической культуры для 5-7классов Страницы истории3 слайд Первые.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов» Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг. Формируемые УУД: познавательные.

Золотые страницы истории моей семьиЗолотые страницы истории моей семьи На Кубани близки к завершению мероприятия в рамках месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы под девизом «За Веру, Кубань.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию «Страницы книжной истории»
Опубликовано: 6 апреля 2023 в 10:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД