МААМ-картинки

Конспект занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа «Русская ярмарка»

Лидия Игоревна Семенова
Конспект занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа «Русская ярмарка»

Цели: Формировать у детей чувство любви к родной стране, людям, населяющим ее. Воспитывать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.

Публикация «Конспект занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа „Русская ярмарка“» размещена в разделах

Задачи: Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной. Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить детей с традиционными праздниками «ярмарка», обрядами русского народа;Учить вести беседу, высказывать свою точку зрения, слушать сверстников;Формировать положительный эмоциональный настрой в коллективе;Активизировать словарный запас детей

Предварительная работа: Рассматривание произведений художественных промыслов Гжели, Хохломы, Дымкова, чтение художественной литературы. Рисование элементов росписи, разучивание стихов, частушек, танцев,

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, музыкальное развитие, физическая культура

Оборудование и материалы: Презентация «Русская ярмарка». Столы с игрушками и изделиями с разными видами росписей.

1. Водная часть

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем гостей! (дети приветствуют взрослых).

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой и богатой стране. Богата она лесами и реками, полезными ископаемыми, животными, прекрасными людьми. У нашей Родины богатая и интересная история. Как раньше называлась наша Родина? (Русь).

Воспитатель: Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось, торжок, торговая лавка, ярмарка. Как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы детей). Давайте вместе узнаем, что такое ярмарка. (Показ презентации).

Ярмарка – это такое место, где испокон веков много народу собиралось. К Ярмарке готовились, о начале Ярмарки оповещали заранее.

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные гулянья по случаю больших календарных праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.

На ярмарках не только торговали и покупали но и веселились песни пели, плясали, силой мерялись. Обычно во время гуляний и ярмарок возводились карусели и качели. Публику веселили скоморохи и русский весельчак Петрушка. Атмосферу радости создавали яркие песни, частушки, звуки гармони Ребята, посмотрите, как ярко и нарядно был одет народ.

Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, различную посуду и другую домашнюю утварь. Торговцы предлагали баранки и бублики, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи. Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу, купить подарки.

Ведущий: Ребята а вы хотели бы побывать на такой ярмарке? Ну тогда давайте начнем нашу ярмарку

Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары, продаются самовары.

Сласти, ленты, погремушки и отменные игрушки.

Вы ребята, не скучайте, да гостей поразвлекайте.

2. Основная часть

Ведущий: ребята как раньше на Руси зазывали народ на ярмарку? (правильно потешками зазывалками выходите попробуем с вами пригласить народ на нашу ярмарку)

Дети выходят вперед и громко рассказывают Потешки-зазывалки

1 Ребенок: На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут друзья!

2 ребенок: Как на ярмарке весёлой собрались деревни, сёла.

Да из города народ весь на ярмарку идет.

3 ребенок: Кто торгует соболями, кто приманит кренделями.

Кто кричит на весь базар «Подходи смотреть товар».

4 ребенок: Мы на ярмарку ходили, всем гостинцев накупили.

Поясочков золотых и платочков расписных.

Ведущий: Сегодня мы отправляемся на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагали народные умельцы. Посмотрите сколько здесь всякого разнообразного товара.

(ответы детей) (Рассматриваем 1стол)

Ведущий: А какие вы знаете народные промыслы? Давайте я вам загадаю загадку а вы попробуйте отгадать. Есть ли они на нашей ярмарке? (ответы детей)

Здесь игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас в гостях

Как скажите всех их звать? (Матрёшка)

Ребята, а как вы думаете, какой секретик есть у матрёшки? (Ответы детей)

Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрицы – другие матрёшки, каждая меньше первой

Дети (ответы детей что продается на ярмарке, что можно было приобрести)

Ведущий: Наши ложки знает целый мир. Наши ложки - самый лучший сувенир.

Самовары хороши, Расписные от души.

Там травка вьется, там цветы, Чудесной, дивной красоты.

На ярмарке мы увидели много деревянной расписной посуды.

Как вы думаете, какой посудой чаще всего пользовались?

Ответы детей. (деревянной)

- Деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе богатого человека, и в избе бедного крестьянина, и в царском обиходе. Требовалось такой посуды много. Как вы думаете почему?

(Семьи были большие, в семье было много детей, деревянная посуда быстро изнашивалась.)

-Правильно дети. Поэтому деревянную посуду делали сотнями и тысячами штук. И привозили на рынки.

Ведущий: Снежно-белая посуда, расскажи нам ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. Конечно ребята это гжель)

Гжель - большой район, который находится недалеко от Москвы. Здесь творят керамическую посуду: кувшины, чашки, кружки и украшают ее синей росписью по белому фону. (Ребёнок показывает предметы посуды)

Ведущий:

Золотым и алым цветом эта чаша расцвела

Солнцем, ягодами, летом, вдруг наполнилась она

Угадайте, что за чудо? (Это чудо – хохлома).

Есть такая деревня в Нижегородской губернии, которая называется «Хохлома». Здесь вытачивают посуду из дерева и расписывают по золотистому фону черной и красной краской растительный узор: листочки, цветы, ягоды.

Ведущий:

Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски, и всадники и ребятня

Собачки, гусары и рыбки, а ну, назовите меня (Дымковская)

Дымковскую игрушку делают в селе Дымково, которое расположено рядом с городом Вятка. Игрушку лепят из глины и разрисовывают разными кружочками, клеточками, полосочками и получается разноцветный орнамент.

Ведущий: Коль на досочке девица, иль удалый молодец.

Чудо - конь и чудо - птица, это значит… (Городец).

Городецкие мастера живут в селе, которое расположено около небольшой реки Узол, места там лесные. Мастера занимаются росписью деревянных изделий: посуды, мебели, игрушек.

Ведущий: Молодцы ребята! А теперь сядьте поудобнее и послушайте.

Раньше на Руси, часто придумывали для веселья различные небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает.

Послушайте. (Алеша рассказывает небылицу)

Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

Ведущий: Как вы умаете ребята для чего их придумывали небылицы? (Правильно чтобы развеселить и потешить народ)

Выскакивают два скомороха.

1-й скоморох:

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

2-й скоморох:

Вас много интересного ждет:

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

1-й скоморох:

Сел сверчок на шесток,

Таракан - в уголок.

Сели-посидели,

Песенки запели.

2-й скоморох:

Услыхали ложки,

Вытянули ножки.

Услыхали калачи

И попрыгали с печи,

Да давай подпевать,

В игры шумные играть.

Ведущий: Девчонки и мальчишки! Скоморохи предлагают нам поиграть! Вы готовы?

Игра «Золотые ворота»

Описание: Выбирают двух игроков посильнее. Они выбирают, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

«Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!»

Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются» : опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната.

Ведущий: Вот и мы с вами, поиграли, косточки свои размяли!

А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да загадки послушать? Ребята, а кто знает, чем же славен наш, русский народ? Как развлекались люди, когда не было компьютеров, телефонов и планшетов?

Ведущий: Конечно, ребята! Люди загадывали друг другу загадки! А давайте попробуем отгадать некоторые из них?

1)Холодно босым стопам.

Они скучают по. (Носкам)

2)Мороз будет нипочём!

Шею обмотай. (Шарфом)

С неба снег валит охапкой,

На голову наденем. (Шапку)

3)Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки —

К уголочку — уголок

Сложен красочный (Платок)

4)Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди — кармашки.

Что это? (рубашка)

Ведущий: ребята о чем у нас были загадки как мы это можем объеденить одним словом? (правильно одежда)

Ведущий: Издавна пошла традиция надевать на праздники самые лучшие наряды, а теперь давайте рассмотрим на нашей ярмарке какую одежду на ней продавали? (2стол)

Ведущий: На ярмарке не только продавали, и играли но и музыку можно было послушать. И самим спеть. Какая же ярмарка без частушек!

(Дети поют частушки)

Ведущий: Ребята давайте пройдем на ярмарку и посмотрим какие музыкальные инструменты можно выло приобрести на ярмарке? (3 стол музыкальные инструменты)

Ведущий; для чего продавали инструменты как вы думаете? (верно ребята музыкальные инструменты нужны везде и дома и на различных праздниках, что бы было весело песни петь, частушки, а чем еще помимо песен и частушек славился русский народ? (конечно пословицами и поговорками, давайте я буду

Ведущий: Побывали мы друзья на ярмарке, повеселились, гостинцев прикупили, а на карусели еще не катались (скоморохи приглашают вас прокатиться на карусели)

Игра «Большая карусель»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра. (2раза)

Ведущий: Дети, а что еще продают на ярмарке? Давайте подойдем и посмотрим какие вкусности и сладости продают на нашей ярмарке (ответы детей)

Скоморох: Ребята а кроме песен, частушек, сказок русские люди любили и хороводы водить, мы предлагаем вам поводить хоровод.

(Танец с детьми)

3. Заключительная часть

Ведущий: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (На ярмарке).

- А кто нас встретил на ярмарке? (Скоморохи).

- Что мы делали с вами на ярмарке? (Гуляли, смотрели товары).

- Ребята, а как мы забавлялись с вами? (Играли в игру «Жаворонок»).

- Интересно вам было гулять по ярмарк

Скоморох: Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась,

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Скоморох: Вот настал момент прощанья,

Будет кратка моя речь

Говорим вам «До свиданья»

До счастливых новых встреч!

Будьте веселы, здоровы,

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Фольклорный праздник «Русская ярмарка» для детей старшего дошкольного возрастаФольклорный праздник «Русская ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста Ведущая: Эй, не стойте у дверей, Заходите к нам скорей! Народ собирается – Наша ярмарка открывается! А на ярмарку народ собирается. А.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа «Русская ярмарка»
Опубликовано: 5 февраля 2024 в 07:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД