Елена Кузнецова
Конспект занятия по программе «Истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
с детьми средней группы
по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Социокультурная категория «Труд души»
Тема - «Любимая сказка»
Воспитатель: Кузнецова Е. В.
Цель: Обобщение имеющихся знаний у детей о русских народных сказках.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с социокультурной категорией «Труд души».
Публикация «Конспект занятия по программе „Истоки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Закрепить умение ориентироваться в героях и сюжете русских народных сказок.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес и любовь к сказке, доброе отношение друг к другу.
Развивающие:
Развивать эмоционально – выразительную речь детей,
умение внимательно слушать друг друга, работать в паре
Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма организации детей: подгрупповая
Материал к занятию :
Аудиозапись "В гостях у сказки" (минус)
Лукошко
Зеркало
Пазлы с изображением героев русской народной сказки «Крошечка –Ховрошечка»
Клубок из ниток
Книжная выставка «Русские народные сказки»
Сундучок
Книжки - малышки «Моя любимая сказка»
Предварительная работа:
Чтение детям русских народных сказок: "Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «"У дедушки Трифона", "Петушок и бобовое зернышко", "Петушок -золотой гребешок", "Снегурушка и лиса", «Заюшкина избушка», «Крошечка – Хаврошечка» и др.
Беседы по сказкам.
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Организация выставки книжек - малышек "Любимая сказка", изготовленных воспитанниками и их родителями.
Книжная выставка «Русские народные сказки»
Дидактические игры: серия развивающих игр "Играем в сказку" (разрезные картинки, пазлы "Герои русских сказок", кубики с картинками из русских народных сказок
Словесные игры: "Узнайте сказку", "Чья песенка?", "Отгадайте сказочного героя", "Я назову, а вы продолжите", "Собери и расскажи сказку", "Раскрась героя сказки правильно" и др.
Театрализованные игры детей по мотивам русских народных сказок "Теремок", "Петушок и бобовое зернышко", пальчиковый театр "Золотое яичко", "Журавль и лиса"
Привлечение родителей к изготовлению шапочек, атрибутов для обыгрывания народных сказок, совместно с детьми книжек -малышек "Моя любимая сказка".
Ход занятия:
• Подготовительный этап. Присоединение.
(Звучит аудиозапись "В гостях у сказки")
Воспитатель с детьми заходят в зал и останавливаются возле столика с книгами).
• Книжная выставка «Русские народные сказки»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на этот столик с книгами. Многие книги вам уже знакомы, и вы не раз их читали на занятиях в детском саду и дома с родителями. В этих книгах живут русские народные сказки.
- А почему они называются народными?
Дети: (Сказки называют народными, потому что их сочинил народ).
Воспитатель: Правильно, именно поэтому сказки называются народными потому, что их сочинил народ. Сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста, от родителей к детям, которые вырастали и в свою очередь рассказывали своим детям. Так они дошли и до нас с вами. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро. Ребята, а кто вам рассказывает сказки?
Дети: (Их рассказывают родители, читают взрослые, мы смотрим мультфильмы, в группе есть уголок сказок, ходим в театр).
Воспитатель: Ребята, вы уже много знаете сказок. И у вас у каждого есть любимая сказка. Мы сегодня их вспомним! А поможет нам в этом волшебный клубок. Как вы думаете, что с клубочком надо сделать?
Дети:(бросить, и он покажет дорогу)
Воспитатель: Давайте мы бросим клубочек и пойдем туда, куда он укажет нам дорогу!
(Воспитатель бросает клубок к пеньку, вместе с детьми подходят к нему)
• Основной этап.
Воспитатель:
Тише,дети, не шумите,
Наши сказки не спугните.
Здесь бывают чудеса….
Сказки спрятались пока!
Может где – то за пеньком
Чудо чудное найдем!
(дети находят лукошко)
Вот лукошко…
Что же в нем?
Что мы с вами там найдем?
Ну-ка, дети подойдем
И в лукошко заглянем!
(находим зеркало)
Ой, зеркало! Да непростое!
А волшебное, большое!
Сейчас я зеркальцем взмахну
И загадку вам прочту.
Воспитатель: Присаживайтесь на полянку!
(дети присаживаются на полянку, воспитатель обращает внимание детей на экран. Зачитывает загадку, дети отгадывают и на экране появляется герои сказки, которую отгадывают дети)Работа в круге по книге4 для детей 4-5 лет»Благодарное слово»Викторина с детьми на темы «Угадай сказку» (стр. 10,стр. 12).
• Игра – викторина «Узнай сказку» и «Отгадай сказочного героя»
(Книга 4 для развития детей «Благодарное слово» страница 10, 12)
Сяду на пенек,
Съем пирожок! (Маша и медведь)
Несет меня лиса
За темные леса… (Петушок – золотой гребешок)
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел… (Колобок)
Тянут – потянут,
Вытянуть не могут… (Репка)
Дед бил, бил.
Не разбил… (Золотое яичко)
Давай, старуха, мы себе из снега дочку вылепим! (Снегурочка)
Солнце высоко,
Колодец далеко.
Жар донимает,
Пот выступает… (Братец Иванушка и сестрица Аленушка)
Воспитатель: Вы все загадки отгадали, много сказок мне назвали. Молодцы! Ой, ребята, давайте по смотрим,куда наш клубочек еще приведет?
На ножки встаем и за мной повторяем.
Скок-скок, сапожок,
Выходи –ка на лужок,
Ножки вместе,пятки врозь.
Топай,топай каблучок.
(Воспитатель бросает клубок к столам,где лежат пазлы, и дети цепочкой за воспитателем под музыку подходят к ним)
Воспитатель: Я предлагаю вам разбиться на пары и собрать из пазл картинку к вашей любимой русской народной сказке, а какой мы узнаем,когда соберем все пазлы.
(Дети собирают под музыку из пазлов картинку к русской народной сказке «Крошечка – Хаврошечка»
• Дидактическая игра с пазлами
«Собери картинку из любимой сказки»
Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Правильно собрали картинку из пазел, и как называется наша сказка?
Дети «Крошечка – Хаврошечка».
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам вернуться на нашу лесную полянку, и по смотреть эпизод из русской народной сказки «Крошечка –Ховрошечка».
(Дети в круге садятся на стульчики)
(Эпизод сказки)
Рассказчик Добрый день честной народ, ждет вас сказка у ворот,
Слушайте внимательно- есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала
(девочка вышивает на пяльце, идет за водой, идет на поле).
Выйдет, бывало, Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.
Хврошечка : Коровушка-матушка, меня бьют, журят
Хлеба не дают, плакать не велят.
Я работаю с утра до вечера,
Коровушка Красная девица, влезь ко мне в одно ушко,
а в другое вылезь –все будет сработано.
Хаврошечка обходит коровушку справа налево, садится около левого ушка коровушки и гладит её.
Хаврошечка: Вот спасибо, помогла,
Сколько сразу наткала.
Коровушка: Но смотри, идет твоя
Сестрица одноглазка.
Одноглазка (подходит к Хаврошечке) :
Мать велела передать
Ты еду забыла взять.
Крошечка – Хаврошечка: Вот спасибо, сестричка,
А ведь я с утра не ела.
Одноглазка: А еще мне мать велела,
Чтобы я сидела тут:
Вдруг чужие кто придут!
Крошечка – Хаврошечка (в сторону) Ох! Все это не спроста!
(Одноглазке) : Отдохни – ка, сядь в тенек.
Баю – баю, спи глазок.
Хаврошечка скрывается за ширмой, где «творит» чудеса Коровушка.
Сказочница Спит сестрица Одноглазка.
Ну, понравилась ли сказка?
*Работа в круге
Воспитатель: Ребята, посмотрите, героиня какой сказки изображена на экране?
Дети: Крошечка – Хаврошечка.
Воспитатель: Правильно, дети! Это героиня сказки «Крошечка – Хаврошечка».
Воспитатель: Давайте с вами вспомним сказку Крошечка – Хаврошечка и поразмышляем. Я буду вам задаватьвопросы, а вы будете отвечать.
Скажите, пожалуйста:
- Почему Крошечка – Хаврошечка попала к этим людям?
(Осталась она сиротой маленькой)
- Какие добрые дела делала Крошечка –Ховрошечка в доме хозяйки?
(Она прибирала за всех и за все отвечала. Хозяйских дочерей обшивала: для них ткала, пряла, а слова доброго не слышала).
- О чем рассказывала Крошечка – Хаврошечка своей коровушке?
(Коровушка – матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят)
- Почему коровушка заботилась о девочке
(Коровушка любила ее, оберегала, жалела)
- Как мачехе удалось узнать о том, кто помогал Крошечке – Хаврошечке справиться с непосильной работой?
(Триглазка рассказала)
- Как девочка позаботилась о коровушке? И что коровушка завещала?
(Голодом голодала, мяса в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала)
- Как Крошечка – Хаврошечка была вознаграждена за свое послушание и терпение?
(Трудолюбивая, терпеливая, послушная Крошечка – Хаврошечка обрела свою семью, в которой стала в добре поживать, лиха не знать, на добро добром отвечать).
-Как вы понимаете фразу «На добро добром отвечать»?
(Нужно делать добро каждому,тем более тому,кто к тебе всегда относится с добротой и теплом)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо знаете сказку Крошечка – Хаврошечка» и ответили на все вопросы. Мне очень понравилось, как вы поведали мне о русской народной сказке «Крошечка – Хаврошечка».
Предлагаю вновь отправится за волшебным клубочком. Интересно, куда же он нас приведет на этот раз? На ножки все встаем и за мной повторяем.
Скок-скок, сапожек,
Выходи –ка на лужок,
Ножки вместе, пятки врозь,
Топай,топай каблучок!
(воспитатель бросает клубок к волшебному сундучку с книгами, которые дети изготовили дома совместно с родителями. Каждый находит свою книжку с любимой сказкой. Дети присаживаются в круг).
• Волшебный сундучок с книжками – малышками
«Моя любимая сказка»
• Заключительный этап
• Ресурсный круг «Любимая сказка»
Воспитатель: Сказки любят не только дети, но и взрослые. Вы с родителями смастерили такие чудесные книжки – малышки и поместили в них свои любимые сказки. Я бы очень хотела узнать, какая ваша самая любимая сказка! Расскажите о ней!
(Воспитатель передает волшебный клубок ребенку, стоящему слева. Дети рассказывают о своей любимой сказке, помещенной в книжке – малышке, передавая волшебный клубок друг другу. Первым в круге на вопрос отвечает ребенок, стоящий слева от воспитателя. Завершает ресурсный круг воспитатель).
Воспитатель: Мне очень понравились ваши книжки – малышки. Сказки учат нас жить в мире и согласии, в сказках всегда побеждает добро.
Вот и настала пора возвращаться нам из сказочного путешествия. Мне очень приятно, что вы так любите сказки и знаете их очень хорошо. Предлагаю пополнить библиотеку вашими замечательными книжками – малышками, которые вы смастерили вместе с родителями.
Дома вам необходимо выполнить домашнее задание и оформить страницу Альбома для рисования «Дружная семья» и разукрасить любимую сказку! В этом вам помогут мамы и папы. Сказка обязательно откроет вам чудесный и удивительный мир!
А я хочу подарить вам книгу с волшебными сказками.
(Дети уходят из зала)