Получи документы

Конспект занятия по развитию речи с использование технологии проблемного диалога «Пересказ рассказа «Еж» для детей 5–6 лет

Ершова Любовь Васильевна
Конспект занятия по развитию речи с использование технологии проблемного диалога «Пересказ рассказа «Еж» для детей 5–6 лет

Конспект по развитию речи с использование технологии проблемного диалога

Тема: «Перессказа рассказа «Еж» для 5-6лет

Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через технологию проблемного обучения и формированию пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.

Основные задачи:

- Познакомить с многозначным словом игла с использование проблемной ситуауии.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использование технологии проблемного диалога „Пересказ рассказа „Еж“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

-Формировать навыки отвечать на вопросы полным предложением, объединять предложения в короткий рассказ из 4-5 предложений.

-развитие слухового и зрительного внимание детей.

Звуковая культура речи :

Учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.

Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций из книги Чарушина «Моя первая зоология»

-Изучение лексической темы «Дикие животные»

- Рисование по теме «Еж»

Материалы к занятию : Картинка или игрушка Ёж, посылка, картинка Почтальона Печкина на экране, предметные картинки: ребята, ёж (два вида, крыша дома, блюдце с молочком;) набор колющих предметов : колючка кактус булавка, схема для графического плана, картинки для игры «Что лисятам приготовииь на обед», мольберт.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Развитие произвольного внимания, словесно- логического мышления.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг - другу.

Игра- приветствие…

Здравствуйте щёчки, здравствуйте губки, здравствуй носик, здравствуйте гости.

Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку и видеописьмо. Посылку открыть я не смогла, видно она с секретом, а видеописьмо мы посмотрим вместе. Как вы думаете от кого оно оно?

_ А хотите узнать?

Тогда давайте присядем на ковер и внимательно посмотрим на экран.

На экране почтальон Печкин.

«Добрый день дороге ребята. Узнали меня? Меня зовут почтальон Печкин и я принёс вам посылку. Но я вам её не отдам, потому что посылку могут получать люди по документам, а у вас, их нет.

Но я вижу, что вы хорошие ребята, поэтому я предлагаю вам сделку.

Если вы отгадаете загадку и расскажите мне о чем сегодня пойдет речь у вас в группе то посылка ваша!»

Внимательно слушайте загадку:

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Ёж). Правильно, ребята, это ёж.

2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоциального фона восприятии рассказа.

Рассматривание ежа. (картинка или игрушка)

Постановка проблемного вопроса :

- А что это у ежа из спины торчат? (иголки)

- А зачем ему швейные иголки, он что одежду будет шить (рассуждение детей еж защищается иголками от врагов)

-А как он спасается от врагов? (ёж сворачивается шариком и выставляет иголки).

-Что ест ёж? (ёжик питается мышами, жуками, червяками, молоком).

-Что ёж делает зимой? (ёж зимой спит).

-А когда ёж просыпается? (ёж просыпается весной, когда становится тепло).

-Какие иголки вы еще знаете (иголки у елки, швейная игла)

- Ребята скажите, а почему все эти иголки называют одним словом.? (потому что они острые и колятся)

Если дотронешься до иголок ежа, то можно уколоться.

Дидактическая игра «Найди опасный предмет»

Ребята подойди все ко мне и посмотрите перед вами на подносе лежат различные предметы, выберите из них самые опасные и те которые можно использовать, но под присмотром взрослого.

Чем эти предметы схожи с ежом?

_ Как надо обращаться с такими предметами? (осторожно)

- Так чем еще можно уколоться? (колючкой, иголкой, булавкой, шипом розы, кактусом) Правильно ребята.

-Ребята, а как вы думаете, о ком сегодня я буду читать вам рассказ, вы наверно уже догодались? (о еже)

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Давайте с вами присядем на ковер и послушаем внимательно рассказ.

Воспитаетель «Ребята, послушайте рассказ который называется он «Ёж».А написал это рассказ детский писатель Е. Чарушин. Он был не только писателем, но и замечательным художником. Ребята присядьте и внимательной послушайте это рассказ. А ежик пусть сядет на стульчик и тоже вместе с нами послушает.

По ходу рассказа (показ слайдов – презентация).

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он со страху шариком

свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в

шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.

А еж лежит шариком и не шевелится.

Вот он час лежал и еще целый час.

Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным

пахнет?

Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком

свернулся.

А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе

обратно в лес.

– О чем говорится в этом рассказе?- ответы 3-5 дет- Чем вам понравился этот рассказ

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

Ребята а давайте научим нашего ежика- еще отвечать на вопросы не одним словом, а целым предложением.

Вопросы:

-Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу).

-Кого они нашли? (они нашли ежа).

-Где сидел ежик? (ёжик сидел под кустом).

-Что сделал ёжик от страха? (он от страха свернулся шариком).

-Куда дети принесли ежа? (дети принесли ежа домой).

-Почему они не укололись? (они закатили ежа в шапку).

-Что ребята ему дали? (ребята дали ему молока).

-Что было дальше? (ёжик развернулся, начал есть молоко, а потом удрал к себе в лес)

-Что означает слово со страху, удрал? (от испуга, убежал)

-Ребята, как вы думаете, почему ёжик удрал обратно в лес? (ёж не домашнее, а дикое животное).

5. Физминутка. Кооординация речи с движением.

Ребята, а теперь пришла пора немного поиграть. Что то наш ежик заскучал. Давайте все с вами встанем и выполним движение вместе со мной. Выходите на лужок, становитесь все в кружок (дети выполняют движения, согласно тексту)

Ёж с ежатами»

Под огромною сосной,

На полянке на лесной,

Куча листьев где лежит, (бегут друг за другом)

Еж с ежатами бежит.

Мы вокруг все оглядим, (повороты головой)

На пенечках посидим, (приседают)

А потом все дружно спляшем, (пляшут)

Вот так ручками помашем. (машут руками)

Помахали, покружились (кружатся)

И домой заторопились. (разбегаются по своим местам)

6. Ребята у нашего ежика в лесу есть друзья лисята. Они очень любят играть вместе с ежиком. И их мама лиса просит вас ей помочь. Послушайте ребята.

Игра называется «Что лисятам приготовить на обед» Для этого вам нужно разделиться на команды (картинки лисята –братья)

Жиди были 2 брата лисенка. Как их звали? Имена придумайте сами. Кличкаодного брата называлась коротким словом. Называет первая команда. Так как его назовем?

А для клички второго лисенка подберем длинное слово-называет 2 команда.

Мили любил все,что называлось коротким словом,а Рыжехвостик, наоборот любил все длинные слова. У мамы лисы было много хлопот с приготовлением обеда: Что готовить каждому не знает. Поможем ей дети выбрать ей названия для первого блюда.

Первая команда помогите мне

- Что стал бы есть Милли? Не забудьте, что название дрлжно быть коротким. (суп, уху, борщ, щи)

Задание 2 команды:

-Что можно приготовить для Рыжхвостика? Помните, что название должно быть длинным (Свекольник, рассольник, Щавельник)

1 команда:

- А какое второе блюдо мама -лиса могла бы приготовить для Милли? (плов, рагу, кашу, яйца

2 команда мне ответьте:

- А для Рыжехвостика на второе что можно приготовить (котлеты, тефтели, макароны,отбивные)

1 команда: Что мог бы получить Милли на третье? (Сок,чай, морс)

2 команда: А Рыжехвостик на третье? (Лимонад, ряженку, снежок, кефир, молоко)

Спасибо вам ребята помогли вы маме лисе своими ответами. Теперь она точно знает что ей приготовить. И сумели порадовать наших лисят.

7. Повторное чтение рассказа.

А сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз, а вы помогите мне. Дети договаривают начатые педагом фразы

Ходили ребята по лесу,

Нашли под кустом ежа.

Он там со страху свернулся шариком

. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат.

Закатали ежа в шапку и принесли домой.

Положили на пол, поставили в поддонничке. молочка.

А еж лежит шариком и не шевелится.

Вот он час лежал и еще целый час.

Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным

пахнет?

Развернулся еж, и стал есть молоко.

Поел и снова свернулся шариком

А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе

обратно в лес.

8. Составление планы схемы содержания рассказа. Развитие словесно-логического мышления., диалогической речи.

Ребята посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы.

Давайте их разложим с вами по порядку.

С чего начался наш рассказ?

Какую картинку мы поставим первой?

Что было дальше? и т. д.

(Дети выстраивают графическую мнемодорожку - план рассказа на мольберте.)

9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирования навыка работы по алгоритму.

А теперь расскажите историю про ежа. Схемы карточки вам в этом помогут. (Дети рассказывают рассказ по цепочке : сначала одна команда, затем - другая).

Обратите ребята внимание на экран:

Печкин (Благодарит детей и посылка открывается – там книга Е. Чарушина или раскраска из рассказа «Еж»). Давайте ребята поблагодарим Печкина за такой подарок. Из этой книги мы узнаем много интересного о животных.

10. Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?

-Чем мы занимались?

-Кто напомнит как называется рассказ?

-А кто написал этот рассказ?

-Чему вы сегодня научились?

-Что запомнили?

Самооценка.

У нас на столе 2 коробочки:

в одной солнышки; в другой – тучки.

Вы можете взять любую картинку, но сначала подумайте:

если вам на занятие было интересно и у вас всё получилось, то возьмите солнышко, а если кому-то было не интересно и трудно – тогда возьмите тучку.

Обобщение педагогом самооценки детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа «Четыре желания» КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (с использованием мнемотехники) Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Весна пришла» .

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого» Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого. Воспитатель МКДОУ№18 г. Сегежа, Республика.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята» Задачи: • закреплять умения последовательно пересказывать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить детей связно, выразительно.

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок» Конспект занятия по развитию связной речи Тема: Пересказ рассказа «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому) Цель: Обучение связному последовательному.

Конспект занятия по РЭМП с использованием проблемного диалога «Измерение и сравнение объёма» Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием проблемного диалога по теме: «Измерение и сравнение.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» Конспект занятия по развитию речи Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» Задачи: Образовательные задачи Словарь: формировать.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осень» Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование активного зрительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использование технологии проблемного диалога «Пересказ рассказа «Еж» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 6 января 2019 в 17:51
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД