Конспект по развитию речи «В лес по грибы и по ягоды» (средняя группа)

Наталья Кнурова
Конспект по развитию речи «В лес по грибы и по ягоды» (средняя группа)

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «В лес за грибами и ягодами»

Тема: «В лес за грибами и ягодами

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и подбор слов – действий (глагол)

Развивающие:

Развивать активный словарь детей (названия грибов)

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие.

Материалы и оборудование:

- Корзина для грибов.

- Картинки с грибами

- Муляжи грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор, бледная поганка)

Предварительная работа:

Чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах весны, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа:

Грибница, грибники, лес, гриб, ножка, шляпка, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, белый гриб; ягода, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, душистый.

Методические приёмы:

Сюрпризный момент, создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, гимнастика для глаз, подвижная игра.

Формы реализации детских видов деятельности:

игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, ответы на вопросы в ходе беседы.

Ход НОД.

Создание игровой ситуации.

Воспитатель: Ах, какой красивый дом!

Угадайте, кто живёт в нём?

Дети: Дом бабушки и дедушки.

Воспитатель: Да, вы правильно ответили.

Дом бабули и дедули вы приметили.

Вот дедуля печку натопил

И бабулю попросил

Чтобы пирожков из ягод и грибов она напекла

И начинки в пирожки побольше положила.

А бабуля дедуле отвечает:

-Нет, я в лес не пойду, а то ещё я упаду.

-Вы ребята, помогите!

Вы, в лесочек сходите.

Грибочков, ягод наберите.

-Ребята, поможем бабушке и дедушке?

Дети: Да, поможем бабушке и дедушке в лес сходить, грибов и ягод собрать.

Воспитатель:

- Итак, сейчас мы в лес пойдём и гостинцев бабуле и дедуле принесём.

Что в лесу мы будем собирать?

Дети: Грибы, ягоды.

Прогулка по лесу.

Воспитатель: Вот дорожка, в лес идёт.

Мы идем сегодня в лес. Дети идут по кругу

В том лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями

Это очень хорошо. Хлопают в ладоши

Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу

И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы

Вот сидят маслята Показывают рукой вправо

На пеньке – опята. Показывают рукой влево

Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком.

Украшай весенний бор.

Добрый лес, старый лес. Дети идут по кругу

Полон сказочных чудес!

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько вокруг грибов. Давайте рассмотрим поближе. А чтобы вам было поудобнее присядем на пенёчки. (стульчики)

Белый гриб

Воспитатель: У пригорка на дорожке

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный,

Белый гриб – большой и важный.

Воспитатель: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает) Какого цвета у гриба шляпка?

Дети: Шляпка коричневая.

Воспитатель: Какого цвета у гриба ножка?

Дети: Ножка белая.

Воспитатель: У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный). Его очень любят грибники. А кто такие грибники?

Дети: Люди, которые собирают грибы.

Подосиновик

Воспитатель: До чего же хороши

В красных шляпках крепыши!

Я их рано поутру

Под осиной соберу.

Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.

Воспитатель: Что есть у подосиновика?

Дети: Ножка и шляпка.

Воспитатель: Какого цвета шляпка?

Дети: Шляпка красная.

Воспитатель: А ножка?

Дети: Ножка белая с черными.

Подберезовик

Воспитатель: Перед нами еще один гриб.

Воспитатель: Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?

Дети: Растет под березой.

Воспитатель: Под берёзой впереди –

Подберёзовик, гляди,

На высокой стройной ножке…

Ножка в крапинках немножко!

Чем он отличается от подосиновика?

Дети: Шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая.

Лисички

Воспитатель: Вот красавицы лисички.

Очень дружные сестрички.

Им укрыться не легко.

Видно очень далеко.

Воспитатель: Кто скажет, почему эти грибы так называются?

Дети: Они рыжие, как лисички.

Воспитатель: Дети, какие грибы мы встретили на полянке?

Дети: Лисички, подберезовик, подосиновик, белый гриб.

Воспитатель: Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда (жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными. В лесу много грибов. Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные.

Мухомор

Воспитатель: Этот гриб в лесу растет

Не клади его ты в рот!

Он совсем не сладкий

Крапинки на шляпке

Красный, словно помидор

Несъедобный мухомор!

Посмотрите, как выглядит мухомор.

Дети: Белая ножка, красная шляпка с белыми точками.

Воспитатель: Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами.

Бледная поганка

Воспитатель: Вот еще один ядовитый для человека гриб.

Бледнолицые поганки

Бродят стаей по полянке.

С ними я играть не буду.

Обойду и позабуду.

Почему нужно обходить эти грибы стороной?

Дети: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.

Воспитатель: Никогда не ешьте

Незнакомых ягод…

И грибы - поганки

В рот тащить не надо:

Голова закружится,

Заболит живот,

И от отравления

Доктор не спасёт.

Воспитатель: С какими грибами мы познакомились?

Дети: Съедобными и несъедобными.

Дидактическая игра «Собери грибы»

На полянке разложены муляжи знакомых грибов, дети собирают только съедобные.

Белочка: Посмотрите, сколько грибов на полянке! Дети, помогите мне собрать съедобные грибы.

Воспитатель: Находить грибы не сложно.

Брать их нужно осторожно.

Хорошо их надо знать,

Что б поганок не набрать.

После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он нашел.

Воспитатель: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали?

Дети: Съедобные грибы.

Воспитатель: Какие грибы остались на полянке?

Дети: Несъедобные, ядовитые.

Воспитатель: Давайте назовем их.

Дети: Мухомор, бледная поганка.

Игра с мячом. «Соберём семейку»

- Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб». Будем бросать мяч и подбирать слова.

- Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)

- Как можно назвать большой гриб? (грибище)

- Как называют суп из грибов? (грибной)

- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)

- Как называют корешки грибов? (грибница)

- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)

- Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)

Воспитатель:- В лесу растут не только грибы. Что вы видите на картинках? (Это лесные ягоды). Среди ягод есть так же ядовитые.

- Назовите их.

- Ребята, вы помните, кто из сказочных героев в лес по ягоды собрался? (Дети вспоминают сказку «Маша и медведь».)

- Давайте и мы с вами отправимся по ягоды.

Подвижная игра «По ягоды»

Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)

Много клюквы нашли (наклоняются, собирают ягоды)

Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)

Много брусники нашли (наклоняются, собирают ягоды)

Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)

Много черники нашли (наклоняются, собирают ягоды)

Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)

Много земляники нашли (наклоняются, собирают ягоды)

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют по кругу)

Вот и закончили мы собирать.

-Скажите, ребята, а какую ягоду вы нашли во время игры? А какую ягоду любит собирать медведь?

Игра «Начинка пирога»

- С какой начинкой получатся пироги из ягод у бабушки? ягодной)

- Из малины получится начинка (малиновая)

- Из брусники - … (брусничная)

- Из черники… (черничная)

- Из земляники - … (земляничная)

А теперь присядьте за столы, вы видите корзинки. Я буду загадывать загадку, а вы сложите в неё нужные грибы. Так я узнаю насколько вы были внимательны.

Что за желтые сестрички

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой.

Эти желтые сестрички

Называются.

(лисички)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(Опята)

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду.

(Белый гриб)

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

(подберезовик)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …

(подосиновик)

Бледная она стоит,

У нее съедобный вид.

Принесешь домой - беда,

Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб - обманка,

Враг наш - бледная.

(поганка)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор"

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый (мухомор)

3. Итог занятия.

Куда мы ходили? Что вы собирали бабуле и дедуле в лесу? Какие грибы собирали? Какие ягоды?

Отправляемся к бабуле и дедуле с гостинцами.

Бабуля и дедуля говорят вам большое спасибо___

Теперь бабуля может испечь пирожки. А так же может сварить варенье, компот, джем и засушить ягоды.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование подготовительная группа «Грибы, ягоды» Тема: «Грибы, ягоды» Сроки: 3 неделя октября Итоговое событие: Викторина «Грибы и ягоды» Познавательное развитие «Царство растений- грибы.

Конспект группового сбора в старшей группе «Лес, ягоды, грибы» Задачи: 1. Создать эмоциональный настрой на весь день. 2. Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Конспект НОД по развитию речи «Каравай» (средняя группа)Конспект НОД по развитию речи «Каравай» (средняя группа) НОД по образовательной области «Развитие речи» «Каравай» Средняя груп. Цель: развитие всех сторон речи детей. Задачи: совершенствовать.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Лес. Грибы. Ягоды» Тема: Лес. Грибы. Ягоды. Цели: 1. Расширять представления детей о лесе, о деревьях: хвойные и лиственные; расширять представления детей.

Конспект НОД по развитию речи «На лесной полянке» (средняя группа) Занятие по развитию речи на тему: ««На лесной полянке» (средняя группа) Подготовила: воспитатель МАДОУ детский сад №36 город Нефтекамск.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказку» (средняя возрастная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №47» Конспект занятия по развитию.

Конспект НОД по развитию речи «Расскажем о весне». Средняя группа Цель НОД: Выявить уровень знаний детей. Задачи: Образовательные: - закрепление представлений о весне и ее приметах; - расширять словарный.

Конспект НОД по развитию речи «Семья» (средняя группа) Конспект НОД по развитию речи «Семья» (средняя группа) Нина Васимова-воспитатель МБДОУ ЦРР д. сад№37 с. Месягутово Цели: Помочь детям.

Конспект НОД в старшей группе для детей с ОВЗ «Лес. Грибы. Ягоды»Конспект НОД в старшей группе для детей с ОВЗ «Лес. Грибы. Ягоды» Речевое развитие. Развитие лексико – грамматического строя речи. Тема: «Лес. Грибы. Ягоды» Цель: Систематизировать знания детей о лесе,.

Конспект занятия по развитию речи «Ложки для Антошки» (средняя группа) Программное содержание: 1. воспитывать культуру речевого общения; 2. воспитывать эстетический вкус, эмоциональное отношение к творческим рассказам.

Библиотека изображений:
  • Грибы
  • Грибы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект по развитию речи «В лес по грибы и по ягоды» (средняя группа)
Опубликовано: 9 июня 2016 в 13:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки