Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию сенсорных процессов «Органы чувств» в старшей группе

Снежана Ключко
Конспект занятия по развитию сенсорных процессов «Органы чувств» в старшей группе

Структурное подразделение «Центр развития ребенка – детский сад

«Сказка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Планета детства»

Конспект по развитию сенсорных процессов на тему «Органы чувств»

Старшая группа

Воспитатель: Ключко С. В.

2024г.

Тема: Органы чувств

Публикация «Конспект занятия по развитию сенсорных процессов „Органы чувств“ в старшей группе» размещена в разделах

Возрастная группа: старшая подготовительная

Цель: рассказать и показать детям об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

1. Задачи:

Обучающая:

1. Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии окружающего мира

Развивающая:

1. Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

2. Развивать исследовательские навыки и умения, обобщать имеющиеся представления о функциях органов.

Воспитательная:

1. Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств.

Планируемый результат занятия: закрепить и проверить полученные знания детей.

Ход занятия

1. Приветствие.

Воспитатель: «Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся!»

Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами, но прежде чем начать наше занятие поздороваемся с нашими гостями.

Поздоровайтесь друг с другом.

Дети: Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

2. Постановка темы и задач урока

В: Сегодня на занятии мы будем исследователями. Нам нужно очень многое узнать.

[b Исследовательская деятельность[/b]

Исследование 1 «Нарисуем себя»

Цель:

• Активизация зрительного восприятия

• Формирование фиксации взора

• Развитие тактильных ощущений, самосознания и мелкой моторики.

В: Посмотрите на себя в зеркало, потрогайте свое отражение. Можете погладить себя.

Нарисуйте на зеркале свое лицо. (Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т. д).

После рисования дети рассматривают свои рисунки

- Что вы нарисовали?

- А что нарисовали на лице?

- Чем похожи рисунки (у каждого имеется голова, глаза, нос, уши)

- Чем отличаются (цветом глаз, формой губ, бровей, носа)

- Какой можно сделать вывод: У каждого человека имеется нос, глаза, уши, руки, рот.

Как вы думаете, для чего они нужны?

- Посмотрите на иллюстрации и назовите, что видите.

Все это органы человека, точнее органы чувств.

Давайте поставим задачи

-Наша задача:

Узнать органы чувств.

Определить для чего человеку необходимы глаза, уши, нос, рот, руки.

А так как мы исследователи, будем определять путем выполнения различных заданий. Узнаем, как мы познаем мир с помощью органов чувств.

- Всего у человека 5 органов чувств:

- орган зрения – глаза;

- орган слуха – уши;

- обоняния – нос;

- осязания – кожа.

У нашего волшебного организма тоже есть волшебная одежда – наша кожа. Она защищает наш организм от перегрева, переохлаждения, микробов и грязи. А еще помогает нам чувствовать, различать, ласковые, нежные, холодные, горячие, болевые прикосновения. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. И поэтому нам хочется все потрогать, пощупать. Когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки.

- вкуса – язык.

Вывод: Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы и с их помощью мы познаем окружающий нас мир.

Сейчас мы проведем эксперименты и узнаем, как работают наши органы чувств

Исследование 2. «Определи предмет»

Вызывается ребенок. Завязываются ему глаза, руки прижаты к телу. Перед ребенком кладутся предметы.

В: - Я буду класть предметы на стол, а ты будешь их называть.

- А вы, ребята, не подсказывайте.

- Назови предметы, лежащие на столе. (игрушка мишка)

- Почему он не может назвать? (не видит)

- А потрогать он может?

(чтобы назвать предмет его надо увидеть, потрогать, попробовать)

- Чем мы можем потрогать? (руками)

- Потрогай, попробуй руками определить что это.

- А что это за игрушка? Какого цвета?

- Почему не можешь ответить на вопрос.

- Открой глаза- назови игрушку.

Вывод: Чтобы определить предмет нам нужно потрогать его, увидеть. И в этом нам помогают органы чувств. Если предмет не потрогать, не увидеть мы не сможем определить что это.

Исследование 3 «Волшебный мешочек»

Для чего нужны нам руки?

Задача исследования: Определить функции органов и их необходимость

Опыт 1: в 1 мешочке определяем форму предметов с закрытыми глазами

- что ты можешь сказать об этом предмете? (круглый, твердый, маленький)

- С помощью чего ты определил свойства предмета (с помощью рук)

Давайте проверим чувствительность ваших пальцев.

- Оденьте перчатку и потрогайте ткань, какая она? (гладкая, шершавая, тонкая, толстая). А теперь потрогайте рукой без перчатки. Что можно сказать про ткань.

- а горячий утюг вы бы потрогали?

Вывод: С помощью кожи – на руках мы можем определить предмет и его свойства, (форму, размер). Это очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины

- Перед вами различные предметы. Обследуйте их и опишите, что чувствуете

Игрушка, фрукт, ежик, стакан

Игрушка мягкая- твердая

Что вы чувствуете на ощупь? Этот предмет — легкий или тяжелый, мягкий или твердый, пушистый или гладкий, теплый или холодный?

Вывод: С помощью рук мы можем определить предмет и его свойства, (форму, размер). Это очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины

Опыт 2: – Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами, скажите, какой предмет я убрала (выставляется на стол игрушка)

– Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? (Мы ничего не видели)

- Какого предмета не хватает?

Посмотрите вперед. Что видите?

Назад. Что видите?

Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

- Догадайся, какого цвета яблоко в пакете?

- Мы можем дать правильный ответ? Почему? (не видим)

- С помощью какого органа мы можем определить цвет? (глаз)

- Откройте пакеты назовите цвет и размер яблока- назовите цвет яблока.

- Для чего нужны глаза?

Вывод: – При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. Глаза помогают нам видеть различные цвета. С помощью глаз мы различаем формы и величину предметов; можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.

Глаза –это орган зрения. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Глаза нужно беречь, они тоже устают. Выполним гимнастику для глаз.

Опыт 3

Игра «Определи звук» (из мешочка достаем погремушку, колокольчик,

— Что за звуки вы слышали?

Что бы лучше представить посмотри фильм.

Ответы детей.

В: Когда вы ощущаете различные звуки (шумы, музыку, речь, у вас возникают слуховые ощущения. Через какую часть тела поступают они?

Дети. Через уши.

«Угадай, чей голос?»

В: Дети, представьте, что вы сейчас в лесу, я кричу вам всем: «Ау!»

Дети отвечают: «Ау!»

В: Дима, глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай.

Ребенок закрывает глаза, а в это время психолог, молча, подает знак другому ребенку, который произносит: «Дима, ау!». Дима слушает, кто его позвал, угадывает позвавшего.

Игра повторяется 2-3 раза.

В: Что же, вы отлично справились!

Правильно! Как вы думаете, для чего нам нужны ушки?

Дети: Чтобы все вокруг слышать!

Вывод: Звук можно определить с помощью ушей. Это очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины

Опыт 4

Проведем эксперимент. Проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках (мыло, лимон, лук, мандарин)

Молодцы! Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие)

Вывод: Нос – это орган обаняния, с помощью него мы можно определить запах

- Весной вы бегаете раздетые, часто болеете. Чтобы не болеть выполним дыхательную гимнастику. Будем вдыхать аромат масла эвкалипта.

Ароматерапия

Опыт 5

– Посмотрите, послушайте, понюхайте. Можете ли вы определить с помощью зрения, обоняния, слуха, что в стаканчиках? (Нет)

– Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус.

- Вы можете сказать, какая жидкость на вкус? Почему? Да, надо попробовать. А чем мы пробуем еду, жидкость на вкус? Правильно, языком.

Сначала вспомним какие вкусы мы знаем?

Раздаю 2 стакана с водой – сладкой, простой)

Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

– Какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости?

– Попробуем дать научное определение этому органу: язык – орган вкуса.

В тарелочке нарезанные продукты. Я предлагаю определить вкус.

- Как можно определить вкус? (попробовать)

Пробуют, называют фрукт.

Вспомним вкусовые качества которые изучали

- С помощью каких органов мы определим вкус (с помощью рта, языка)

Вывод: С помощью языка мы можно определить вкус. Это очень важно для более точного восприятия свойства предмета, картины.

Итак, какой можно сделать общий вывод: глаза, уши, нос, рот (язык, руки помогают человеку определить цвет, вкус, звук, запах, форму, т. е. для получения полной информации об объекте, явлении и т. д., что очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины

Вывод: Каждый орган выполняет определенную функцию, без которой человеку пришлось бы трудно жить.

Подведем итог наших практических заданий: У человека имеются определенные органы, необходимые для получения полной и точной информации об окружающем мире.

- как вы думаете, нужно ли заботиться о здоровье этих органов?

- Мы должны бережно относится к органам чувств. Беречь глаза от переутомления, нос от попадания инородных предметов, чтобы не попасть в больницу.

На прощание я хочу угостить вас яблоками, которые содержат очень много витаминов. Они полезны для всех наших органов.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группыКонспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.

Дидактическое пособие для дошкольников «Я и мои помощники. Органы чувств»Дидактическое пособие для дошкольников «Я и мои помощники. Органы чувств» Мы радуемся и грустим в этом окружающем мире. Мы познаем его своими чувствами и знаниями. Мы предельно внимательны к формированию у детей.

Конспект беседы в старшей группе «Органы чувств человека» Конспект - беседа в старшей группе «Органы чувств человека» Цель: закреплять знания детей об органах чувств человека (зрение, слух, вкус,.

Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств»Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию сенсорных процессов «Органы чувств» в старшей группе
Опубликовано: 17 марта 2024 в 13:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД