Майя Силагадзе
Конспект по речевому развитию «Дифференциация звуков [ц]-[ч], [щ]-[ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей дифференцировать звуки [ц]-[ч],[щ]-[ц].
Задачи:
Познавательное развитие :
продолжать формировать умения рассматривать иллюстрированные картинки и сравнивать между собой.
Речевое развитие :
Публикация «Конспект по речевому развитию „Дифференциация звуков [ц]-[ч], [щ]-[ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
подбирать слова со звуками [ц],[ч],[ш]и выделять их на слух. Упражнять в четком, внятном произнесении слов с этими звуками закреплять умения определять места звука в слове; продолжать знакомить детей с термином «предложения», учить составлять предложения.
Социально-коммуникативное развитие :
Воспитывать чувство взаимоуважения и взаимопомощи. Формировать умение работать в коллективе, воспитывать устойчивый интерес к родному языку, воспитывать коммуникативную культуру.
Художественно-эстетическое развитие : формировать умение выполнять движение, под музыку повторяя за воспитателем.
Физическое развитие : активно выполнять упражнение во время физкультминутки.
Демонстрационный материал: Иллюстрированные картинки «В стране великанов и гномов» : «В стране мастеров»
Раздаточный материал: Картинки животных.
Ход занятия:
1. Вводная часть -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну звуков. Что занять место в вагончике, нужно выполнить задание. Воспитатель читает стихотворение и просит определить часто встречаемый звук. «Цып - цып- цып!» - Зову цыпленка.
Цап Царапыч – наш котенок.
Цок- цок- цок- стучат копытца
Пони по дорожке мчится.
-Какой звук чаще всего встречался в этом стихотворении (Ответы детей). Чижик Чижику прочел
На ночь книжечку про пчел.
Чижик чмокает, жует-
Снится птичке чудо- мед. -Какой звук чаще встречался в этом стихотворении (Ответы детей).
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча.
-Какой чаще встречался в этом стихотворении (Ответы детей)
2. Основная часть
-Ребята, звуки [ц],[ч],[щ] легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их.
Воспитатель провидит дидактическую игру «Узнай звук» с целью определения наличия в слогах и словах.
- Я буду называть слоги и слова. Если вы услышите в слове звук [ц], «поиграйте» на скрипочке. Если услышите звук [ч],покажите руками «очки». Если услышите звук [щ], «покажите зубную щетку». Воспитатель произносит слоги и слова: ца, ча, ща, ра, ац, щу, цу, чу, лу, уч, уц, цы, чи, ке, це, ще, че, оц, ощ, оч, ом, чашка, ночь, плащ, щука, дочь, щавель,угощение,очки,печенье,щетка,цапля,очки,огурец,щавель,циновка, скрипач, щенок, одуванчик.
Дети все вмести выполняют задания, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.
Воспитатель проводит дидактическую игру с мячом «Один - много».
- Я назову один предмет, а вы много. Например: береза – много берез. Цыпленок, чайка, щетка, цапля, очки, огурец, щавель, циновка, скрипач, щенок, одуванчик.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Эхо», предлагает повторить за ним чистоговорки:
Чо-чо-чо, чо-чо-чо. У меня болит плечо,
Чу-чу-чу, чу-чу-чу. Раз болит – пойди к врачу,
Чу- чу-чу, чу-чу-чу. Нет, к врачу я не хочу,
Ча- ча- ча, ча-ча-ча. Буду плакать у врача,
Чи-чи-чи, чи-чи-чи. Помогают нам врачи,
Чу-чу-чу, чу-чу-чу. Ну тогда пойду к врачу.
Це-це-це, це-це-це. Вот вам сказка о яйце,
Цо-цо-цо, цо-цо-цо. Курица снесла яйцо,
Цу- цу-цу, цу-цу-цу. Киска тянется к яйцу,
Ца-ца-ца, ца-ца-ца. Брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу. Не пускать его к яйцу.
Ща - ща-ща, ща-ща-ща. Дождь идет я без плаща,
Ще-ще-ще, ще-ще-ще. Нет дождя, а я в площе.
Щу-щу-щу,щу-щу-щу. Я тебя не отыщу,
Щи-щи-щи, щи-щи-щи. Ты иди меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу. Вот теперь - то отыщу.
Физкультминутка «Щенок»
-Встаньте в круг, будем выполнять движение под музыку. Повторяйте за мной:
На дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз - прыжок и три кивка,
Два - направо голова,
Три – налево поворот»-
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
Воспитатель проводит дидактическую игру «В стране великанов и гномов». – Каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или очень большой. Посмотрите на части тела гнома и великана. У гнома- ручка, у великана- ручища, нога- ножище и т. д.
Воспитатель проводит дидактическую игру «В стране мастеров».
- Здесь живут люди разных профессий. Они выполняют разную работу и по- разному называются. Кто работает на экскаваторе? (Ответы детей)
- Кто работает на подъемном кране? Кто чистит обувь (Ответы детей)
-Кто дрессирует животных? Кто играет на скрипке (Ответы детей)
-Кто работает на почте? (Ответы детей)
Воспитатель раздает картинки животным и проводит дидактическую игру «Звуки в стране зверей».
Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? (Ответы детей.)
Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес, какой? (Ответы детей.)
Бык мычит, мычит, мычит. Бык, какой? (Ответы детей.)
А петух кричит, кричит. Он какой? (Ответы детей.)
3. Рефлексия (Заключительная часть)
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Возвращаемся домой. С какими звуками мы путешествовали сегодня? На каких станциях мы с вами побывали? Вам понравилось наше путешествие? Как вам показалось, что было самым трудным в нашем путешествии (Ответы детей.)
Молодцы ребята! Вы все хорошо постарались, очень громко и четко проговаривали звуки. Все были активными и заинтересованными. Теперь, вы точно, не забудете три этих прекрасных звука. А когда вы будете слышать окружающую вас речь, вы обязательно, обратите внимание, как часто в словах встречаются звуки, с которыми мы сегодня познакомились.