Папки-передвижки

Конспект по экологии «Жить нельзя нам без воды»

Татьяна Чуприна
Конспект по экологии «Жить нельзя нам без воды»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад с. Мандрово Валуйского района Белгородской области

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по экологии с элементами экспериментирования.

Тема: «Жить нельзя нам без воды»

Подготовил воспитатель:

Чуприна Т. В.

Образовательные задачи:

- Расширять представления детей о свойствах воды : прозрачная, без вкуса и запаха, растворяет одни вещества и не растворяет другие, не имеет собственной формы.

Публикация «Конспект по экологии „Жить нельзя нам без воды“» размещена в разделах

- Углублять знания о трех состояниях воды : жидкое, твердое, газообразное.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к воде.

- Подвести детей к пониманию «Единство человека и природы».

Цели:

- Закрепить у детей представления о видах воды (морская, пресная).

- Расширять и углублять представления детей, о трех основных состояниях воды (жидкое, твердое, газообразное).

- Формировать привычку бережно и разумно использовать воду, развивать осознанное отношение к явлениям природы.

- Формировать у детей навыки исследовательской деятельности, умение наблюдать, проводить самостоятельные эксперименты, умение анализировать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

- Развивать умение четко передавать свои мысли, ставить цель, находить пути решения задач, доводить дело до конца, обогащать словарный запас детей.

Интеграционные области: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы.

Методы и приемы:

Наглядные: плакат «Круговорот воды в природе», иллюстрации с изображением разных состояний воды, картинки – капельки, глобус.

Словесные: вопросы, рассказ воспитателя, рассказы детей, положительная мотивация.

Практические действия: проведение опытов.

Предварительная работа:

Беседы о воде, чтение экологических сказок, наблюдения за водой в природе во время прогулок, проведение опытов, рассматривания глобуса, заучивание стихотворений, разгадывание загадок.

Материалы и оборудование:

Стаканы с водой, молоком, тарелки, салфетки, камешки, соломки, блюдца, лимон, сахар, соль, растительное масло, гуашь, подставки с кисточками, формочки.

Ход занятия:

- Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Подарите улыбки друг другу,

Подарите улыбки нашим гостям,

И поздоровайтесь с ними.

- Сегодня у нас необычное, интересное занятие.

Послушайте и определите, что это за звуки? (аудиозапись).

- (Это звуки воды).

- Действительно, это журчит ручей

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлева,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без … (воды).

Сегодня мы поговорим с вами о ее Величестве Воде. Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.

Ребенок читает стихотворение Н. Рыжова «О воде».

- Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит

Без нее нам не умыться

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить.

Воспитатель берет в руки глобус.

- Что у меня в руках? (глобус)

- Глобус – это макет планеты Земля.

- Как вы думаете, почему нашу планету называют голубой? (на нашей планете больше воды, чем суши).

- А где на нашей планете есть соленая вода? (в морях, океанах).

- А какая вода нужна человеку, животным, растениям? (пресная).

- А где на нашей планете можно найти пресную воду? (в реках, озерах, ручьях).

- Посмотрите на глобус. Как вы думаете, какой воды на земле больше соленой или пресной? (соленой).

- Почему? (много океанов и морей).

- А какую воду мы пьем? (пресную).

- Так много или, мало на Земле пресной воды? (мало).

- А как сделать, чтобы пресной воды хватило нам на долго? (нужно беречь ее).

- Как беречь? (не включать сильно кран, когда умываешься, моешь руки; не баловаться водой; выключать воду, чтобы она просто так не текла).

Дети читают стихотворение С. Олеговой «Берегите воду».

1. Вода – это то, что всем жизнь нам дает

Что силы и бодрость нам придает

Кристально чиста или очень грязна

В любом состоянии полезна она.

2. Где водится грязь, там лягушки живут

Для них лишь в болоте покой и уют.

3. Для нас же вода должна чистою быть,

Чтоб мы не боялись, и мыться и пить.

4. Не менее впрочем, полезна вода,

Которая в виде замершего льда

Она охлаждает, морозит, бодрит

И в зной нам прохладу и радость дарит.

5. Давайте же воду все будем беречь

От трат не разумных ее все стеречь.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Физминутка

К речке быстро мы спустились (играем на месте)

Наклонились и умылись (наклон вперед)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладони)

Вот как словно освежились (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)

Все как один плывем как дельфин (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (топаем на месте)

И отправились домой.

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».

Разобьемся на 2 команды.

Одна команда отвечает на вопрос «Вода – это хорошо. Почему?»

Другая «Вода – это плохо. Почему?»

- Вода нужна для питья, умывания; чтобы мыть руки; водой можно закаляться; играть; готовить еду; мыть полы; посуду, игрушки; стирать одежду, поливать цветы, растения на огороде, в воде живут разные животные, растения.

- Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем 2 команду.

- Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть; горячей водой можно обжечься; можно под скользнуться и упасть, если пролить воду на пол; если часто поливать растения они могут погибнуть; если не умеешь плавать, то можно утонуть; бывают наводнения и вода разрушает дома, гибнут люди.

- Молодцы! Но, не смотря на все эти минусы, нам нужно помнить: «Жить нельзя нам без воды».

Игровая ситуация (под звуки воды входит девочка в ободке капельки).

- Ребята, кто это к нам пришел?

- Ты кто, девочка?

- Я Капелька – маленькая частичка воды.

- А зачем ты к нам пришла?

- Я пришла в гости к своим сестричкам – капелькам, которые живут у вас в группе.

- Ребята, давайте покажем Капельке, где живут ее сестрички, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Путешествие – поиск капелек по группе.

1. В туалетной комнате:

- Вода нужна, чтобы мы могли мыть руки и лицо, выполнять санитарно – гигиенические требования.

2. Около мойки.

- Младшему воспитателю надо много воды, чтобы мыть посуду.

3. У стола (стоит чайник с чашками)

- Вода нужна, чтобы мы могли ее пить.

4. В уголке природы: возле растений

- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут.

5. В игровом уголке.

- Вода нужна, чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду.

- Молодцы!

Капелька: А вы хотите быть капельками воды? Повторяйте за мной.

- Беленькое облако (Округленные руки перед собой)

Поднялось под крышей (поднять руки над головой)

Устремилось облако (подтянуться вверх)

Выше, выше, выше

Ветер это облако зацепил за кручу

Превратилось, облако в грозовую тучу. (руками описать вниз большой круг, опустить руки и присесть).

- А теперь давайте поговорим о свойствах воды. И ты Капелька присоединяйтесь к нам.

- Какая бывает вода? (теплая, холодная, горячая, пресная, сладкая, соленая, газированная, минеральная).

- Что делает вода? (течет, бежит, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, струится).

- Для чего нужна вода человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду).

Экспериментирование «Волшебные свойства воды».

- А сейчас я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию.

- Что делают в лаборатории? (проводят опыты)

- Но чтобы попасть в нее нужно отгадать ключевое слово при помощи загадок и картинок ( на мольберте картинки: дождь, облако, аквариум, водопад; на обратной стороне буквы).

Загадки:

1. Люди ждут меня, зовут

А приду к ним – прочь бегут (дождь)

- Первый звук в слове дождь? (Д)

2. Пушистая вата плывет куда – то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (облако)

- Первый звук в слове облако? (О)

3. На окне стеклянный пруд,

В нем рыбешки живут,

У прозрачных берегов

Не бывает рыбаков? (аквариум)

- Первый звук в слове аквариум? (А)

4. Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч –

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг! (водопад)

- Первый звук в слове водопад? (В)

(ДОАВ)

- Какое слово получилось? (ВОДА)

- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вы знаете много о воде, а сейчас познакомимся с ее волшебными свойствами.

- Для этого превратимся в лаборантов (одеваем шапочки) и будем проводить опыты.

- Пройдем в лабораторию.

- Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Правила:

1. Не шуметь, не толкаться предметами.

2. Аккуратно обращаться с посудой и веществами.

3. Слушать воспитателя.

4. Внимательно следить за результатом опыта.

5. Закончив наблюдение, сделать вывод.

- Давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая игра «Дождик».

Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (круговые движения правой руки)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется, ой – ой – ой (покачивание головы)

Побежали мы домой (бег на месте)

- Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил волу, не беда,

Тряпка под рукой всегда.

СТОЛ 1:

Свойство 1: вода – жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

ОПЫТ 1.

На тарелке 2 стаканчика, один с водой, другой пустой, соломка, кусочек лимона.

Предложить аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой.

- Вода что делает? (льется)

- Почему? (потому что жидкая)

- Поскольку вода жидкая, может течь, значит, она? (жидкость)

ОПЫТ 2.

Предложить детям попробовать воду через соломинку.

- Есть ли у воды вкус?

- Какая она? (безвкусная)

- Но когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

ОПЫТ 3.

Предложить детям понюхать воду.

- Чем пахнет вода? (совсем не пахнет)

- Какой можно сделать вывод из этих 3 опытов? (вода – жидкость без вкуса и запаха)

- Давайте добавим в воду капельки лимона.

- Попробуйте и понюхайте.

- Что скажите? (вода стала кислой и пахнет лимоном)

- Итак, вода меняет вкус и приобретает запах, если в нее что – то добавить.

СТОЛ 2:

Свойство 2: вода прозрачная, бесцветная.

ОПЫТ 4.

На тарелке 2 стакана, один с водой, другой с молоком, камешки, подставки с кисточками, гуашь.

Предлагаю опустить камешек в стакан с водой, другой - в стакан с молоком.

- Что заметили? (в стакане с молоком камешка не видно, а в стакане с водой он виден)

- Почему? (вода прозрачная, чистая)

- Это 2 свойство воды.

- Вода меняет цвет, в зависимости от того, что в нее добавили.

- Обмакните кисточку в краску и опустите в воду.

- Что произошло? (вода окрасилась)

- Итак, вода меняет цвет, если в нее что – то добавить.

СТОЛ 3:

Свойство 3: вода не имеет собственной формы.

ОПЫТ 5.

На тарелке стакан с водой, формочка.

Предлагаю перелить воду из стакана в формочку.

- Посмотрите, что получилось: вода у нас та же самая, а вот какая форма?

- Егор, какую форму приобрела твоя вода? (форму звездочки) и т. д.

- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (вода приобрела форму формочек)

- Правильно, в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того предмета, в который ее наливают.

СТОЛ 4: (стол воспитателя)

Свойство 4: вода – растворитель.

ОПЫТ 6.

Прошу вас подойти к моему столу.

У меня на столе 3 блюдца, накрытые салфетками.

Чтобы узнать, что там лежит, отгадайте загадки:

1. Белый камень в воде тает (сахар).

2. Отдельно, я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль).

3. Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит (масло растительное).

- Попробуем теперь добавить и размешать ложку соли, сахара, масла и посмотрим что получилось? (соль и сахар растворились в воде, а масло не растворилось).

- Какой можно сделать вывод? (вода является растворителем, но не всех веществ).

- Итак, давайте подведем итог наших исследований.

- О каких свойствах воды мы сегодня с вами узнали из опытов?

(Вода – без вкуса, запаха, цвета

Вода – растворяет вещества

Вода – не имеет собственной формы

Вода – это жидкость).

Работа в лаборатории закончена.

- Кроме жидкого, вода в каком состоянии еще может быть? (в твердом и газообразном состоянии).

- Приведите примеры твердого состояния воды? (лед, снег, град).

- Газообразного состояния? (пар, облако, туман).

Игра «Три состояния воды» (карточки).

- Покажите карточки, на которых вода изображена в твердом состоянии (лед, снег, град, сосулька).

- Газообразном (облако, пар, туман).

- Жидком (дождь, река, лужа, водопад, фонтан, бассейн)

- Человек какой профессии использует воду в жидком состоянии? (пожарный – тушит пожар).

- В газообразном? (повар – готовит еду).

- В твердом? (медсестра – оказывает помощь, использует лед).

- Давайте вспомним еще раз, где можно встретить воду в природе? (в морях, океанах, реках, озерах, болотах, родниках).

- Как называют воду в море? (морская)

Океане (океаническая)

Реках (речная)

Озерах (озерная)

Болотах (болотная)

Родниках (родниковая)

А сейчас вопрос нашим дорогим гостям.

- Что такое круговорот воды в природе?

Забыли? Мы с ребятами сейчас вам напомним (дети выходят с картинками).

1. Вода появляется из ручейка.

2. Ручьи по пути собирает река.

3. Река полноводно бежит на просторе, пока, наконец, не вливается … (море).

4. Моря пополняют запас … (океана).

5. Сгущается влага на низ как сметана, она поднимается выше, пока не превращается в … (облако).

6. А облака, пролетают над нами.

7. Дождем проливаются.

8. Сыплет снегами.

Снега превратятся весной в … (ручейки).

Ручьи побегут до ближайшей … (реки).

ВМЕСТЕ: - «Все это и зовут в народе круговорот воды в природе».

- В природе путешествует вода

Она не исчезнет никогда

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход.

Вокруг оглянись:

Вас окружает везде и всегда

Это волшебница – наша вода.

- Не лейте понапрасну воду,

И зря не жгите свет и газ,

Давайте сохраним природу,

Для тех, кто будет после нас.

22 апреля будем отмечать

Международный День Матери – Земли.

Праздник был основан еще в 1970 году, и с тех пор ежегодно отмечается во многих странах. Основной целью этой всемирной акции является привлечения внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.

- Вам понравилось наше занятие?

- Хочу вас угостить не водой, а сладким соком.

Публикации по теме:

Эссе «Дети — это счастье, а без счастья жить нельзя!»Эссе «Дети — это счастье, а без счастья жить нельзя!» Самое прекрасное время в жизни каждого человека – это детство. Только в детстве самые яркие и запоминающиеся впечатления, мир волшебный.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Давайте жить дружно» МБДОУ детский сад № 8 «Солнышко» План - конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе Разработчик:.

Конспект НОД по экологии «Путешествие в царство Воды» (средняя группа) Программное содержание Образовательные задачи Обобщить представление детей о роли воды в природе, познакомить со свойствами (вкус, цвет,.

Конспект образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе" Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект совместной образовательной деятельности в средне-старшей группе «Игрушки — друзья! Обижать их нельзя!» Задача: Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками. Здоровьесберегающие цели: Снижать высокий.

Конспект занятия «Где могут жить растения»Конспект занятия «Где могут жить растения» Цель: Дать представление о разных условиях жизни в разных регионах Земли: в Арктике и Антарктике (территории, прилегающие к Северному и.

Конспект занятия «Где могут жить животные»Конспект занятия «Где могут жить животные» Цель. Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости животных от условий жизни в разных климатических.

Конспект занятия по экологии в детском саду «Фея воды» Конспект занятия по экологии в детском саду «Фея воды».О, земля муравейник людской, Дом родной без конца и без края. Ты нас кормишь и поишь.

Протокол №2 круглого стола с родителями «Можно или нельзя. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя» Круглый стол – дискуссия с родителями в 1 младшей группе «Пчелка» МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Тема: «Можно или нельзя. Как научить ребенка.

Стенгазета к Всемирному Дню воды «День воды»Стенгазета к Всемирному Дню воды «День воды» Ещё один весенний праздник - Всемирный день воды отмечается каждый год 22 марта, он был создан в 1993 году. В нашей стране праздник "Всемирный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по экологии «Жить нельзя нам без воды»
Опубликовано: 9 марта 2021 в 23:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД