Конспект по экологии в подготовительной к школе группе «Прогулка по весеннему саду»

Елена Богданова
Конспект по экологии в подготовительной к школе группе «Прогулка по весеннему саду»

Конспект по экологии в подготовительной к школе группе

«Прогулка по весеннему саду»

Богданова Елена Александровна

МБДОУ детский сад № 8 «Белочка»

Цель: формирование представлений о весенних изменениях в природе и поведении растений и животных.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять и углублять у детей представления о растительном и животном мире весеннего сада: растениях, деревьях, птицах, насекомых, земноводных;

- учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни животных, формировать представления о взаимосвязи обитателей сада, растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга;

Развивающие:

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и речь;

- воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия;

- учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экономической культуры личности.

Воспитательные:

- воспитывать навыки коммуникативного общения;

- прививать бережное отношение к окружающей природе.

Обогащать словарь детей: пернатые, веснянка, скворец, скворечник, леток, насест.

• Материал и оборудование: кукла «весна», карточки-модели признаков весны, цветы, мольберт, магниты, насекомые из пластмассы (муравей, бабочка, божья коровка, кузнечик, пчела, стрекоза, комар, муха, «дерево украшенное цветами и картинками с птицами», водоем, лягушка, диск - фонограмма.

Предварительная работа:

1. Разучивание стихов, заклички.

2. Просмотр иллюстраций, картинок.

3. Наблюдение за птицами, во время прогулки.

4. Беседы на тему: «Насекомые», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Цветы и деревья» «Рыбы».

Ход непосредственной образовательной деятельности

Под музыку входят дети.

(Подошли к мольберту. На нем размещены картинки – модели (графические изображения) весенних признаков.

Воспитатель: - Ребята, я хочу пригласить вас в весенний сад, где сейчас происходят удивительные изменения.

- А что же интересное нас там ждет - расскажет карта. Вы понимаете, что такое карта-план?

(Показ карты, дети рассматривают карту)

- Вначале мы пойдем по извилистой дорожке, по камушкам, здесь нам встретятся интересные знаки, беседка с клумбой, дерево, водоем.

Готовы отправиться в путешествие? Тогда вперед!

(Под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать» дети идут по извилистой дорожке, камушкам).

Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, а вы отгадайте о каком времени года эта загадка:

Пришла пора зиме на смену,

Природу пробудила ото сна.

Растаял снег, клин птиц плывет по небу,

Тепло нам принесла …

Ответы детей… (весна)

Воспитатель: - Правильно, ребята.

Ребята, а вы заметили приход весны? По каким признакам?

С помощью этих картинок расскажите о признаках весны. Старайтесь говорить полными предложениями. (Подошли к мольберту. На нем размещены картинки – модели (графические изображения) весенних признаков.

Воспитатель: - С помощью этих картинок расскажите о признаках весны. Старайтесь говорить полными предложениями.

Ответы детей…

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы правильно назвали все весенние признаки.

Воспитатель: - Весна только вступает в свои права, гонит зиму со двора. А зима не спешит уходить – нет, да и напомнит о себе снежком или ледяным ветром. В старину ребята делали вот такую куклу, носили ее повсюду и зазывали весну специальными закличками – веснянками. Мы с вами недавно разучили одну из них.

Ты, зима, иди на север –

хватит тут озорничать!

Выходи скорей, ребята,

Весну будем зазывать!

(Дети встают в круг, идут по кругу, передают друг другу куклу «Весну» и хором декламируют закличку-веснянку).

Весна, Весна красная!

Приди весна ясная!

Приди весна с радостью,

Приди весна с милостью,

С солнцем горячим,

С дождем обильным,

Принеси урожай

В наш счастливый край!

Воспитатель: - Молодцы ребята, поторопи вы весну. Присаживайтесь, отдохнем.

Как вы думаете, ребята, почему в народе часто говорят «весна - красна»? Ответ детей: - Потому что, весна красивая.

Воспитатель: - Чем же она красива?

Ответ детей: - Появляются трава, листья на деревьях, начинается цветение растений, прилетают птицы и поют свои песни, пробуждаются от зимней спячки животные, солнце ярче светит и пригревает.

Воспитатель: - Скажите, сколько месяцев длится весна?

Назовите весенние месяцы?

Какой сейчас месяц?

Ответы детей… - Март, это первый месяц весны, апрель, май.

Воспитатель: - Молодцы, дети, вы правильно назвали все весенние признаки.

А еще весной день становится длиннее. Послушайте, как написал об этом поэт В. Берестов в своем стихотворении «Песенка весенних минут»:

Что ни сутки,

По минутке

День длинней,

Короче ночь.

Потихоньку,

Полегоньку

Прогоняем зиму

Прочь!

Воспитатель: - Хоть на улице еще много снега, дует холодный ветер и едет снег. Весна приоткрыла нам двери свой весенний сад, и приглашает нас, насладится его красотой.

(Дети любуются садом (на другой половине группы)

Какой красивый весенний сад? (глубоко вдыхает воздух)

- Здесь такой чудесный аромат. Это пахнут цветущие деревья, цветы. (жест рукой)

Давайте вдохнем его.

(дети выполняют вдох через нос, выдох через рот)

- Дети, какие фруктовые деревья цветут в саду?

Ответы детей… - вишня, абрикос, груша, яблоня…

Воспитатель: - Ребята, вы чувствуете, какой здесь свежий, чистый воздух.

- Как вы думаете, почему воздух такой чистый?

Ответы детей… (здесь не ездят машины, листочки очищают воздух)

Воспитатель: - Расскажите, как человек ухаживает за садом?

Ответы детей… - ведет обрезку, опрыскивает от вредителей ранней весной, подбеливает…

Воспитатель: - Посмотрите, какая чудесная клумба!

Посмотрите! (жестом обводит всю клумбу)

Что растет на клумбе?

Ответы детей… (цветы)

Воспитатель: - Какие цветы расцветают саду весной?

(возле клумбы столик, на котором лежат разные цветы, детям предлагается выбрать весенние цветы).

(тюльпаны, нарциссы, гиацинты, одуванчики, фиалка, мак, ландыш).

(дети берут картинки, при помаши магнитов вешают их на мольберт, и садятся на ковер, делают оценку проведенной работы)

Воспитатель: - Если цветы растут в саду, как их называют? (садовые)

- Чем похожи цветы по строению?

- Что общего у всех цветов?

- Правильно. У них у всех есть цветок, стебель, листья и корень.

- А чем отличаются цветы? (один ребенок отвечает. А кто еще дополнит)

Ответы детей… - Отличаются строением цветка, листа, величиной стебля.

У одних цветов длинный корень, у других разросшееся корневище.

Воспитатель: - Кто знает, какой корень у тюльпана? (луковица)

- Как вы думаете, что нужно растениям для хорошего роста?

(свет, влага, тепло, плодородная земля).

Вдохните аромат цветов: вдох, выдох - Ах, как пахнут цветы!

(2 раза).

- Что хочется сделать, глядя на них?

Ответы детей… (сорвать)

Стихотворение рассказывает ребенок

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Воспитатель: - Какое правило, мы можем сказать по отношению к цветам?

- Ребята, есть жители в саду, которые нас не испугаются и их очень много: они и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе.

- Вы догадались кто это?

(Насекомые)

(Дети находят насекомых в клумбе, у дерева, на дереве).

- Назовите их.

Дети называют… (муравей, бабочка, божья коровка, кузнечик, пчела, стрекоза, комар, муха - все это насекомые)

Воспитатель: - Расскажите мне о любом насекомом.

- Пользу или вред они приносят?

(один ребенок отвечает. А кто еще дополнит)

Пчела - собирает нектар, из которого делает мед. Когда пчела садится на цветок, чтобы собрать нектар, на ее мохнатом брюшке собирается пыльца, которую она перенесет на другой цветок. Таким образом пчелы не только делают мед, но и опыляют растения для того, чтобы появились семена и плоды. Медом питается и сама пчела.

Воспитатель: - А знаете вы еще каких-нибудь насекомых-опылителей?

Ответы детей… (шмель, муха, бабочка).

Воспитатель: - Бабочка - она, порхая с цветка на цветок, тоже опыляет растения. Может кто-то знает, как они называются?

Ответы детей (махаон, капустница, крапивница, павлиний глаз, парусник, лимонница)

Воспитатель: - Но всегда ли бабочка бывает полезна?

Ведь у нее появляется личинка, которая называется – гусеница.

- Чем опасна гусеница для растений? (поедает листья).

- А чем полезна гусеница? (гусеницами питаются все птицы).

- Что вы знаете о божьей коровке?

Воспитатель: - Божья коровка – хищница, питается другими насекомыми - поедает тлю, которая уничтожает зелень.

- Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?

Ответы детей…

Воспитатель: - Самый сильный на земле – муравей.

Он переносит тяжести, намного тяжелее его самого.

Муравей – великолепный строитель, санитар сада и леса. Он уничтожает множество вредных насекомых. А еще он лечит птиц. Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птиц от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Все насекомые очень маленькие, поэтому старайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

Здесь так чудесно! Я предлагаю вам потанцевать с маленьким муравьишкой. Повторяйте движения вслед за мной.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

(Звучит фонограмма физминутки «Муравей»)

После (Звучит фонограмма «Пение птиц»)

Воспитатель: - Не только мы радуемся этой красоте.

- Кто ещё радуется вместе с нами?

Вы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы.

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне

И нет их песенок чудесней!

- В саду шумно от птичьих голосов. А голоса, каких птиц вы слышите?

(слушают пение птиц)

Ответы детей.

Воспитатель: - С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Кого называют пернатыми друзьями? Как вы думаете, почему птиц называют пернатыми друзьями? Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас.

Воспитатель: - Давайте посмотрим (указывает на дерево, какие птицы живут в саду?

Ответы детей… (сорока, воробей, синичка, дятел, скворец)

Воспитатель: - Назовите, какая самая первая забота у прилетевших птиц?

Ответы детей… (подправить старые гнезда, построить новые, откладывают яйца)

Воспитатель: - Где птицы строят свои гнезда?

Ответы детей… (на деревьях, кустах, под крышей, на земле – соловей)

Воспитатель: - Ребята, а что вы знаете о скворцах?

Ответы детей и дополнение воспитателя: Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев ли в специальных домиках, построенных для них людьми. Знаете ли вы, как называются эти домики? Скворечники. Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки). Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток. Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? Потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.

Воспитатель: - Как по вашему какую пользу приносят птицы саду?

Ответы детей… (поедают насекомых)

Воспитатель: - Как хорошо вы сказали! они питаются насекомыми, тем самым лечат деревья.

Воспитатель: - Ребята, а на любое ли дерево садится дятел?

Ответы детей… (только на больное дерево, пораженное вредными насекомыми)

Воспитатель: - А синичка, например, может съесть насекомых больше, чем весит сама и она поедает мохнатых гусениц, которые едят листву.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда в любое время года,

Берегите птиц друзья.

Звучит фонограмма «Журчание воды»

Воспитатель: Дети, вы слышите, что это за звуки? (воды)

- Мы с вами подошли к пруду.

- Кто же в нем обитает?

Ответы детей….

- Кого еще можно увидеть у пруда?

Ответы детей…

Воспитатель: - Это, ребята, травяная лягушка.

- Чем она питается?

Ответы детей (насекомыми)

Воспитатель - А для кого лягушка является кормом?

Ответы детей… (цаплям)

Воспитатель - Ребята, а кто живет в самом пруду?

Ответы детей… (рыбы)

Воспитатель - Правильно рыбы. А что это за рыбы? Игра «Что лишнее»

Ответы детей… (сом, щука, ерш, карась, акула, рыба пила, кит, камбала)

Воспитатель - Назовите пресноводных рыб, которые живут в пруду.

Ответы детей…

- Верно! Мы еще раз убедились, что в природе все взаимосвязано.

Вот и подошло к концу наше путешествие по саду.

Вам понравилось в весенним саду?

Ответы детей…

Воспитатель - И мне тоже понравилось с вами общаться! Вы так много знаете об обитателях сада. Я просто восхищена вами!

- Ребята, я хочу вам предложить, сфотографироваться на память, в этом прекрасном саду.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для детей старшей и подготовительной к школе группы «Прогулка по Летнему саду осенью» .

Конспект НОД «Путешествие по весеннему саду» в средней группе Программное содержание: - Обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение года. - Закрепить знания детей о геометрических.

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в младшей группе «Прогулка по весеннему лесу» Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в младшей группе «Прогулка по весеннему лесу» Цель : познакомить.

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной к школе группе «По тропинке в лес пойдем» Цель: Формировать у детей реалистическое представление об окружающей нас природе, о ее значении. Задачи: – Учить детей различать и называть.

Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Прогулка по зимнему лесу» Обучающие задачи: -обобщить имеющиеся у детей представления о зиме, уточнить признаки зимы; -упражнять в словообразовании и подборе родственных.

Конспект проведения образовательной деятельности по экологии в подготовительной к школе группе «Солнечные нотки» СОЛНЕЧНЫЕ НОТКИ Цель: сформировать представление о зависимости состояния живой природы (пробуждение цветов) от неживой (солнечная активность).

Конспект занятий в первой младшей группе «Прогулка по весеннему лесу» ПРОГУЛКА ПО ВЕСЕННЕМУ ЛЕСУ Роли: Ведущая, Кошка и Зайчик. Атрибуты: Березка с зелеными листочками, четыре разноцветные корзинки, разноцветные.

Конспект занятия по экологии в форме игры «Брейн-ринг» в подготовительной к школе группе Цель: Обобщить представления о живой и неживой природе, о значении природы в жизни людей, о растениях, животных, о среде их обитания, об.

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Мы друзья природы» Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение.

Занятие по ознакомлению с природой в первой младшей группе «Прогулка по весеннему лесу» Занятие по ознакомлению с природой в первой младшей группе. Приобщение детей к природе – работа не только актуальная, но и интересная. В.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Весна
Автор публикации:
Конспект по экологии в подготовительной к школе группе «Прогулка по весеннему саду»
Опубликовано: 21 марта 2016 в 16:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника осени в средней группе «Осень, гостья дорогая!»
«Осень, гостья дорогая! » Праздник осени для средней группы. Ведущая: Ребята, посмотрите, как красиво у нас в зале! Вот художник, так художник! Все леса...
Дидактический тренинг для старшего дошкольного возраста «Круглый год»
Дидактический тренинг «Круглый год» ( старший дошкольный возраст) Задачи: Научить слушать содержание описанного текста, стихи, загадки, внимательно...
Развивающая игрушка из фетра «Ворона Луша»
Недавно закончилась швейная авантюра #швейная_авантюра с Любовью Дальновой. Знакомьтесь - ворона Луша! Забавная, озорная, яркая и позитивная игрушка!...
Конспект занятия об экскурсии «Природа Летом» для детей 6–10 лет
Цель : Знакомство с летней природой. Задачи: 1. Изучить взаимосвязь всего живого на Земле, пищевые связи. 2. Научиться определять растения, которые...
Конспект игрового занятия с песком на улице «Общий город» с детьми 3–4 лет
Цель: Учить детей понимать, что принадлежит им, а что является чужим. Формировать уважительное отношение к себе и друг другу. Развивать способность...